Дело №2а-4196/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Йошкар-Ола 14 августа 2019 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Юмановой Е.В.,
при секретаре Елымбаевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Администрации Главы Республики Марий Эл о признании незаконным бездействия и возложении обязанности дать ответ по существу,
УСТАНОВИЛ:
Благотворительное региональное молодежное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее - Благотворительное движение) обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Главы Республики
Марий Эл, выразившееся в нарушении тридцатидневного срока рассмотрения письменного обращения административного истца, возложить на административного ответчика обязанность дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В обоснование административного иска истец указал, что 12 марта 2019 года и 3 июня
2019 года Благотворительное движение направило в адрес административного ответчика служебную информацию о начале действия благотворительной программы «Благотворительные уроки финансовой грамотности», утвержденной на 2019 год. Ответ на обращение от 12 марта 2019 года не поступил административному истцу, ответ на обращение
от 3 июня 2019 года поступил по электронной почте 25 июля 2019 года и 26 июля 2019 года. Нарушено право истца, гарантированное ст. ст. 33, 39 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 8 Федерального Закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг», Федеральным Законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержал.
Представитель Административного ответчика ФИО2 полагал, что ответчиком не допущено нарушения закона, прав и интересов административного истца, поддержал доводы возражения на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки Республики Марий Эл ФИО3 полагал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поддержал доводы отзыва на административный иск.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1. ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (далее - Стратегия). Как указано в разделе I, Стратегия определяет приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.
Целью настоящей Стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества (раздел IV Стратегии).
Для эффективной реализации Стратегии органам исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления рекомендовано принять к сведению основные положения настоящей Стратегии и использовать их в стратегическом планировании, подготовив стратегические планы деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в этой социально-экономической сфере.
При этом взаимодействие с финансовыми организациями при реализации мероприятий настоящей Стратегии должно быть основано на принципах стратегического партнерства государства и бизнеса.
Как установлено в судебном заседании, 3 июня 2019 года в Администрацию Главы Правительства Российской Федерации через Постоянное представительство Республики Марий Эл при Президенте Российской Федерации в форме электронного документа поступило письмо Благотворительного движения от 3 июня 2019 года №. Письмо было зарегистрировано 6 июня 2019 года за №.
В письме Благотворительного движения от 3 июня 2019 года №, адресованном Главе Республики Марий Эл, изложена просьба направить сведения о начале запуска платформы УРФИГРАМ в подведомственные учреждения, указанные в распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р. Также в письме указано на практическую направленность и ценность программы. В случае заинтересованности Благотворительное движение просит направить официальный ответ. К письму приложен проект соглашения о сотрудничестве с Благотворительным движением, предусматривающего реализацию совместных проектов и программ в сфере повышения финансовой грамотности, проведение совместных обучающих мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, содержащего условия о взаимной ответственности сторон.
Поскольку решение поставленных в письме Благотворительного движения вопросов в соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 августа 2010года №231, входит в компетенцию Министерства образования и науки Республики Марий Эл, обращение 6 июня 2019 года было направлено в данное Министерство.
Министерство образования и науки Республики Марий Эл для обеспечения всестороннего рассмотрения информационного письма Благотворительного движения направило письмо подведомственным организациям с просьбой в случае заинтересованности направить в министерство официальный ответ. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными административным ответчиком доказательствами.
14 июня 2019 года посредством телефонограммы Министерство образования и науки Республики Марий Эл сообщило Благотворительному движению о направлении писем в адрес органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и в подведомственные Министерству организации с просьбой в случае заинтересованности направить официальный ответ. Данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела телефонограммой.
По результатам изучения предложения административного истца
от 3 июня 2019 года письмом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 8 июля 2019 года, направленным административному истцу 8 июля 2019 года через ФГУП «Почта России», Благотворительному движению сообщено, что информация о начале запуска платформы УРФИГРАМ доведена до руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных образовательных организаций.
Оценивая довод административного истца о нарушении административным ответчиком норм ст. 33 Конституции Российской Федерации, Федерального Закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», суд приходит к следующему.
Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Нормой ч. 3 ст. 39 Конституции Российской Федерации закреплено, что поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Федеральным Законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (п.п.1,4 ст. 1 Федерального Закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
При этом обращение по смыслу данного Федерального Закона, это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Толкование письма Благотворительного движения от 3 июня 2019 года и приложенного проекта соглашения позволяет суду сделать вывод о том, что оно не может быть отнесено к обращению, подаваемому в органы государственной власти, местного самоуправления в соответствии с Федеральным Законом № 59-ФЗ.
Письмо административного истца с приложением содержит предложения по установлению гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон договора, в связи с чем нормы Федерального Закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» к отношениям, на которые ссылается административный истец, не применяются.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 апреля 2017года N727-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 1, абзацами первым и пятым пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указывал, что Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», конкретизируя порядок реализации права, гарантированного статьей 33 Конституции Российской Федерации, предусматривает такой вид обращений граждан, как предложения, под которыми понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества (пункт 2 статьи 4), и не подразумевает обязанность государственных органов и должностных лиц, которым гражданин адресует такое обращение, принять меры по выполнению рекомендаций, а также не требует, чтобы ответ на обращение был направлен гражданину непосредственно тем должностным лицом, которое гражданин указывает в качестве адресата обращения (часть 3 статьи 10).
Ответ на письмо административного истца от 3 июня 2019 года, зарегистрированное административным ответчиком 6 июня 2019 года, направлен административному истцу Министерством образования и науки Республики Марий Эл 8 июля 2019 года. Повторно по электронной почте ответ направлен 25 июля 2019 года, 26 июля 2019 года.
Довод административного истца о нарушении административным ответчиком прав административного истца, гарантированных Конституцией Российской Федерации, Федерального Закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» опровергается представленными ответчиком доказательствами.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального Закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Ссылка административного истца на нарушение административным ответчиком права Благотворительного движения на получение информации, опровергнута представленными доказательствами, свидетельствующими о направлении административному истцу ответа на его письмо. Сведений о запросе административным истцом у административного ответчика какой-либо информации не имеется.
Оснований полагать, что административным ответчиком нарушено право Благотворительного движения на получение поддержки со стороны органов государственной власти, закрепленное ч. 1 ст. 31.1 Федерального Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не установлено.
Довод административного истца о направлении в адрес административного ответчика письма 12 марта 2019 года не нашел подтверждения в судебном заседании.
В соответствии с п. 4.2.1 Инструкции по делопроизводству в Администрации Главы Республики Марий Эл от 5 марта 2012 года № 64 входящие документы, поступившие из органов государственной власти и организаций, регистрируются в день поступления, если иной порядок их регистрации не установлен действующим законодательством.
Административным ответчиком представлен перечень документов, зарегистрированных в отделе делопроизводства и по обращениям граждан организационно-аналитического управления Главы Республики Марий Эл от 12 марта 2019 года, а также перечень обращений граждан, зарегистрированных в отделе делопроизводства и по обращениям граждан организационно-аналитического управления Главы Республики Марий Эл 12 марта 2019 года. Данные перечни не содержат ведений о получении административным ответчиком письма Благотворительного движения 12 марта 2019 года №. Административным ответчиком представлен также ответ Постоянного представительства Республики Марий Эл при Президенте Российской Федерации на запрос администрации Главы Республики Марий Эл, подтверждающий, что в адрес Постоянного представительства в период с 1 по 31 марта 2019 года письмо Благотворительного движения также не поступало.
При этом административный истец доказательств направления данного письма в адрес административного ответчика не представил.
Судом установлено, что изложенное в письме Благотворительного движения предложение о направлении сведений о начале запуска платформы УРФИГРАМ в подведомственные учреждения и предложений о направлении ответа в случае заинтересованности административным ответчиком выполнено.
С учетом изложенного, принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к убеждению, что административным ответчиком не допущено нарушения прав, свобод законных интересов административного истца, а также требований закона.
Оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконным бездействия Администрации главы Республики Марий Эл, выразившегося в нарушении тридцатидневного срока рассмотрения письменного обращения и возложении на административного ответчика обязанности дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Юманова
мотивированное решение составлено 19 августа 2019 года