Дело № 2а-4199/2016
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 18 августа 2016 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Матвеева М.В. при секретаре Петровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Свердловской области к ФИО1 ФИО7 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 29 по Свердловской области (далее – инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. и пени в размере 1127 руб. 96 коп., а всего в размере <данные изъяты>.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 имеет в собственности земельные участки и в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) является плательщиком земельного налога (далее – налог), налог ею не уплачен.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 требования административного искового заявления поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что после обращения в инспекцию административного ответчика о разделении земельного участка, был произведен перерасчет, после чего ФИО1 были направлены налоговое уведомление и требование об уплате налога в добровольном порядке.
Административный ответчик ФИО1 и ее представитель по устному соглашению ФИО3 требования не признали, пояснили, что инспекцией нарушена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога. Просили в удовлетворении требований административного искового заявления отказать.
Исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного искового заявления по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежали земельные участки, в связи с чем, по смыслу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации она являлась плательщиком земельного налога.
В силу п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в налоговый период ДД.ММ.ГГГГ) если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Исходя из п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. п. 1, 2, 5, 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете,
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате земельного налога возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
При рассмотрении дела установлено, что в результате контрольных мероприятий у ФИО1 выявлена недоимка по оплате земельного налога в сумме <данные изъяты>. (л.д. 8). Инспекция направила административному ответчику налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором установлен срок оплаты задолженности по земельному налогу в сумме <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты>. – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-7).
Административный ответчик ФИО1 в ответ на требование инспекции направила ответ, в котором указала о прекращении права собственности на земельный участок и просила скорректировать сумму недоимки и пени и направить уточненное требование.
Данное обращение ФИО1 не оспаривается инспекцией, поскольку в письменном мнении административного истца на отзыв административного ответчика указано, что ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет задолженности по налогу, и направлены налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ и уточненное налоговое требование.
В силу ч. 2 ст. 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Административный истец ссылается на направление административному ответчику налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ и уточненного налогового требования, однако доказательств этого суду не представлены, в связи с чем, суд приходит к выводу о неисполнении административным истцом обязанности по направлению налогоплательщику уточненного налогового уведомления и уточненного налогового требования.
Как следует из части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 48 НК РФ.
Инспекция обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного шестимесячного срока.
Учитывая, что административным истцом не представлены доказательства направления налогоплательщику уточненного налогового уведомления и уточненного налогового требования, суд не находит оснований для взыскания недоимки и пени по земельному налогу в судебном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Свердловской области к ФИО1 ФИО8 о взыскании обязательных платежей, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца после принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: