Дело №2а-419/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Липской Е.А., рассмотрев в г.Топки 25 апреля 2016 года в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №7 по Кемеровской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №7 по Кемеровской области обратилась в Топкинский городской суд с административным исковым заявлением № 113 к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций в размере ххх руб., в том числе задолженность: ххх руб. – по единому сельскохозяйственному налогу (далее – ЕСХН); ххх руб. – налоговая санкция.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что ФИО1 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя хххх года.
В МИФНС России №7 по Кемеровской области ответчиком представлена налоговая декларация по ЕСХН за 2011 года на сумму налога к уплате ххх руб.
Срок уплаты ЕСХН за 2011 год не позднее 02.04.2012 года.
В установленный срок ФИО1 указанную сумму налога не оплатила.
За неуплату налога начислена пеня в сумме ххх руб.
По уплате налога и пени по ЕСХН были направлены требования № ххх, № ххх. Административный ответчик добровольно оплатил сумму налога в размере ххх руб., при этом сумма пени в размере ххх руб. до настоящего времени не уплачена.
Помимо этого, ххххг. ФИО1 представила в МИФНС России №7 по Кемеровской области налоговую декларацию по ЕСХН за 2011 год.
Срок представления налоговой декларации по ЕСХН за 2011 год не позднее 02.04.2012года.
Фактически декларация представлена 25.06.2012г., т.е. по истечении 3 месяцев со дня установленного законодательством срока.
Заместитель начальника МИФНС России №7 по Кемеровской области, рассмотрев акт камеральной проверки № ххх от хххх.2012г. и представленные документы, вынес решения № ххх от хххх.2012г. о привлечении должника к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ.
Данное решение было направлено должнику по почте заказным письмом. Требования № ххх об уплате налоговой санкции также направлено административному ответчику по почте заказным письмом. В установленный срок ФИО1 указанную сумму штрафа добровольно не оплатила.
Административный истец, извещенный о слушании дела надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя МИФНС России №7 по Кемеровской области в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещалась по адресу регистрации: ххх, почтовое отправление возвращено в адрес суда с отметкой: «Истек срок хранения» (л.д. 37). Согласно адресным данным, ФИО1 значится зарегистрированной по вышеуказанному адресу по настоящее время (л.д.31), сведений об ином месте жительства ФИО1 не имеется, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
В соответствии с п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, данное административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Возражения против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства по делу не поступили.
Истец указывал, что в соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ, шестимесячный срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций (истечение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица, если данная сумма не превысила 3000 руб.) истек 18.01.2016г. (при сроке исполнения самого раннего требования № ххх от хххх.2012г. – 18.07.2012г., трехлетний срок истек – 18.07.2015г.)
Истец просил восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления о взыскании налогов с ФИО1, указав, что срок пропущен по уважительной причине, в связи с тем, что истец обращался в Топкинский городской суд с административным исковым заявлением 20.01.2016 года. Административное исковое заявление было оставлено без движения, а затем – возвращено, в связи с отсутствием сведений о вручении лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов.
Обсуждая вопрос о возможности восстановления указанного срока, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного ч. 2, ч. 3 ст. 48 НК РФ следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.
В соответствии с ч.2 ст.286. КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока на обращение в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о пропуске налоговым органом шестимесячного срока обращения в суд, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, исчисляемого с 18.07.2015г.
Суд полагает, что доводы административного истца об уважительности причин для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением заслуживают внимания.
15 сентября 2015 г., за исключением отдельных положений, вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ). Он касается рассмотрения ВС РФ и судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений.
Согласно КАС РФ, административными являются некоторые дела, которые ранее рассматривались в порядке искового, приказного или особого производства. В данном случае, к ним относятся дела о взыскании налогов и иных обязательных платежей с физических лиц в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагаются: уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
Налоговый орган, наделенный в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, относится к числу административных истцов, наделенных государственными полномочиями, который в силу императивной нормы части 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязан самостоятельно направлять копии административного искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле.
В соответствии с Приказом № 234 от 31.07.2014г. Министерства связи и массовых коммуникаций РФ «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи», Приказом № 114-п от 17.05.2012г. «Об утверждении порядка» Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» - почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления постового отправления в объект почтовой связи.
Как следует из письменных материалов дела, первоначально административный истец обратился в Топкинский городской суд с административным исковым заявлением 20.01.2016 года.
В связи с отсутствием сведений о вручении лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов (при наличии документов, подтверждающих факт направления административному ответчику указанных документов), административное исковое заявление было оставлено без движения, а затем - возвращено.
В данном случае, судом учитывается и то, что налоговым органом своевременно принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, при обращении в Топкинский городской суд с иском 20.01.2016 года, однако, по обстоятельствам, не зависящим от административного истца (в связи с неполучением налогоплательщиком направленных в его адрес административным истом копий административного искового заявления и приложенных к нему документов) административное исковое заявление было возвращено судом административному истцу.
Также суд, при решении вопроса о возможности восстановления срока обращения в суд с настоящим иском, принимая во внимание также и то, что обращаясь к суду за защитой своих законных интересов, истец преследует цели защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление обязательных налоговых платежей.
Учитывая изложенное, суд считает возможным признать причины пропуска срока для подачи административного искового заявления в суд уважительными и восстановить указанный срок.
Суд, рассмотрев дело в порядке ст.291-292 КАС РФ, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 4,5,6 ст. 289 КАС, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Такая же обязанность установлена пунктом 1 статьи 3 и п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.346.1 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 346.7 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год.
Согласно п.1 ч.2 ст.346.10 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено, что ФИО1 с 26 апреля 2011 года по 05.07.2012г. была зарегистрирована в налоговом органе (МИФНС России № 7 по Кемеровской области) в качестве индивидуального предпринимателя, вид деятельности – разведения свиней, разведение сельскохозяйственной птицы, разведение овец и коз, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.34).
ФИО1 в МИФНС России №7 по Кемеровской области была представлена налоговая декларация по ЕСХН за 2011 год на сумму налога к уплате ххх руб.(л.д. 12-13)
С учетом ч.2 п.1 ст.346.10 НК РФ, п.7 ст. 6.1 НК РФ, срок уплаты ЕСХН за 2011 год не позднее 02.04.2012 года.
Пунктом 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика уплатить налог в установленный законом срок. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требование, направленное заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
ФИО1 в установленный срок не уплатила исчисленную сумму налога, в связи с чем правомерно начислена пеня. Расчет пени судом проверен, он является правильным.
Административному ответчику было направлено истцом, в порядке, предусмотренном положениями ст. ст. 69, 70 НК РФ:
требование №ххх об уплате ЕСХН в сумме ххх руб. и пени по ЕСХН в сумме хх руб., на дату хххх.2012г., со сроком исполнения - до 18.07.2012 года (л.д.10).
Как следует из текста иска, требования до настоящего времени не исполнены.
В соответствии с п. 1 ст.23Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в числе прочего, обязаныуплачивать законно установленные налоги, предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке декларации по тем налогам, которые они обязаныуплачивать, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисленияиуплатыналогов.
Налоговым правонарушением в силу ст.106Налогового кодекса Российской Федерации признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Статьей119Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета установлена ответственность в видевзысканияштрафа в размере 5 процентов не уплаченнойв установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащейуплате(доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В соответствии с требованиями п. 1,2,8 статьи45Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность поуплатеналога, сбора, штрафа, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность поуплатеналога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности поуплатеналога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требованияобуплатеналога.
В случае неуплаты или неполнойуплатыналога в установленный срок производитсявзысканиеналога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно положений статьи346.9Налогового кодекса Российской Федерации, ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Уплаченные авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода.
Уплата единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу производится налогоплательщиками по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее сроков, установленных статьей 346.10 настоящего Кодекса для подачи налоговой декларации.
С учетом ч.2 п.1 ст.346.10 НК РФ, п.7 ст. 6.1 НК РФ, срок уплаты ЕСХН за 2011 год не позднее 02.04.2012 года.
Судом установлено, что ФИО1 фактически представила в МИФНС России №7 по Кемеровской области налоговую декларацию по ЕСХН за 2011г. 25.06.2012г. (л.д. 30 – квитанция о приеме налоговой декларации в электронном виде).
Согласно решению № ххх от хххх.2012 заместителя начальника МИФНС России №7 по Кемеровской области ФИО1 привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.119Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по ЕСХН за 2011г. в налоговый орган по месту учета в виде штрафа в размере ххх рублей (л.д. 18-20 – решение, л.д. 26 – акт № ххх камеральной налоговой проверки от хххх.2012г.).
Расчет штрафа проверен, суд находит его верным (л.д. 2 – административный иск, л.д. 18-20 – решение).
Следует отметить, что ФИО1 от получения акта камеральной налоговой проверки уклонилась (л.д. 27).
Вышеуказанное решение № ххх от хххх.2012г., а также уведомления о вызове налогоплательщика и акт камеральной налоговой проверки направлены ФИО1 по почте, о чем свидетельствуют списки отправленных писем с простым уведомлением (л.д.21-30).
Поскольку в добровольном порядке в установленный дляуплатыналогов, сборов, пеней и штрафов срок решение налогового органа было не исполнено, в адрес ФИО1 было направлено требование № ххх по состоянию на хххх.2012г. обуплатештрафа ххх рублей в срок до 21.12.2012 (л.д. 14).
Однако, до настоящего времени данное требование ФИО1 не исполнено.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Исходя из вышеизложенного, с учетом того, что до настоящего времени возложенная налоговым законодательством на административного ответчика обязанность по уплате пени по единому налогу на вмененный доход и штрафов в добровольном порядке не исполнена, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.286-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО1, хххх года рождения, уроженки ххх, задолженность по пени по единому сельскохозяйственному налогу – хх руб., налоговую санкцию (штраф за несвоевременное представление налоговой деклараций по единому сельскохозяйственному налогу за 2011г.) - ххх руб. Всего взыскать ххх (ххх) руб. хх коп.
Взыскать с ФИО1, хххх года рождения, уроженки ххх, государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 400 (Четыреста) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Е.А. Липская
Решение не вступило в законную силу.