Дело № 2а-41/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Токаревка 30 января 2019 г.
Токаревский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Копченкиной Н.В.
при секретаре Караваевой Н.И.
с участием помощника прокурора Токаревского района Осокина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Токаревского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Токаревского поселкового округа Тамбовской области об обязании устранить допущенные нарушения законодательства
установил:
Прокурор Токаревского района Тамбовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области об обязании в течение 10 дней с момента вынесения решения суда устранить допущенные нарушения законодательства. В обосновании своего иска прокурор указал, что в соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления. В соответствии со ст.23 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Однако, как показала проведенная проверка, администрацией Токаревского поселкового округа ответы на протесты, принесенные прокуратурой района в 2018 году и учтенные в соответствующем реестре оспоренных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Токаревского района в полном объеме в соответствии с требованиями ст.23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» не представлены. А именно в установленный законом срок не представлены результаты рассмотрения протестов прокуратуры района: постановление администрации Токаревского поселкового округа от 14.12.2015 № 362 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, сооружения» (протест от 25.01.2018); постановление администрации Токаревского поселкового округа от 31.10.2016 № 391 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту адресации и аннулирование адресов» (протест от 25.01.2018); постановление администрации Токаревского поселкового округа от 12.11.2015 № 334 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям» (протест от 30.03.2018); постановление администрации Токаревского поселкового округа от 30.12.2015 № 401 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (малоимущих граждан, молодых семей, участников ВОВ и иных категорий» (протест от 28.05.2018).
В связи с этим прокурор просит суд обязать администрацию Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области в 10-дневный срок с момента вынесения судебного решения устранить допущенные нарушения законодательства, а именно принять меры к рассмотрению протестов, принесенных прокуратурой района на вышеуказанные незаконные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, учтенные в реестре оспоренных нормативно-правовых актов.
В судебном заседании помощник прокурора Токаревского района Осокин М.А. исковые требования уточнил и просил обязать администрацию Токаревского поселкового округа Токаревского района в 10 - дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с действующим законодательством нормативно-правовые акты: постановление администрации Токаревского поселкового округа от 14.12.2015 № 362 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, сооружения», постановление администрации Токаревского поселкового округа от 31.10.2016 № 391 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту адресации и аннулирование адресов», постановление администрации Токаревского поселкового округа от 12.11.2015 № 334 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям».
Представитель административного ответчика администрации Токаревского поселкового округа по доверенности Рузаева Ю.А. в судебном заседании заявленные исковые требования прокурора Токаревского района признала в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании в 2018 году прокуратурой Токаревского района Тамбовской области проведена проверка на предмет исполнения законодательства в сфере муниципального нормотворчества.
В частности постановление администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района № 334 от 12.11.2015 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям».
Так, нормы регламента не соответствуют требованиям п.9 ст.3 Закона Тамбовской области от 26.05.2011 № 11-З «О социальной поддержке многодетных семей Тамбовской области» и ст. 12 ФЗ от 27 июля 2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
30 марта 2018 года на данное постановление прокуратурой района был принесен протест.
Также на постановление администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района от 31.10.2016 № 391 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту адресации и аннулирование адресов» 25 января 2018 года прокуратурой района был принесен протест.
В протесте указывалось, что п.п.2.12.1, 2.12.8, 2.12.9 Административного регламента противоречит ст.62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
25 января 2018 года постановление администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района от 14.12.2015 № 362 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, сооружения» было также опротестовано прокуратурой района. В своем протесте прокурор сослался на то, что административный регламент подлежит приведению в соответствии с требованиями ст.ст.39.3, 39.17, 39.20 ЗК РФ, ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты по вопросам местного значения принимаются населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Судом установлено, что вышеуказанные нормативно правовые акты не отвечают требованиям действующего законодательства.
В связи с чем, прокуратурой района в адрес администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района были внесены протесты об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.
На основании ч.ч.3 и 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ от административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии со ст.157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
Признание представителем ответчика администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района по доверенности Рузаевой Ю.А. административного иска, изложенное ею в письменной форме приобщено к материалам дела, является свободным волеизъявлением стороны, не противоречит закону, не нарушает права и свободы административного истца и административного ответчика, а также других лиц.
Представителю административного ответчика судом разъяснены последствия признания административного иска, а именно, что при признании административным ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Признание иска оценивается судом в совокупности со всеми имеющимися в деле материалами и с учетом выясненных в судебном процессе обстоятельств дела, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.
Таким образом, с учетом письменного согласия представителя административного ответчика, суд считает, что непринятие административным ответчиком мер по приведению вышеуказанных нормативно-правовых актов в соответствие с действующим федеральным законодательством, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения, на надлежащее регламентирование правоотношений и создает правовой пробел в урегулировании вопросов местного значения.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.46,157, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Обязать администрацию Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области привести в соответствие с действующим законодательством нормативно-правовые акты:
- постановление администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области от 14.12.2015 № 362 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, сооружения»;
- постановление администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области от 31.10.2016 № 391 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту адресации и аннулирование адресов»;
- постановление администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области от 12.11.2015 № 334 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям», в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Токаревский районный суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Копченкина
Мотивированное решение составлено
Судья Н.В.Копченкина