УИД24RS0019-01-2020-000077-71
Дело 2а-41/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2020 года Красноярский край
город Игарка
Игарский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Безруковой О.В.,
помощника Таболич Р.К.,
заместителя прокурора <адрес>ФИО4,
представителя административного ответчика администрации <адрес>ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по приведению реестра муниципального имущества в соответствие с установленными требованиями,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточненных исковых требований, к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по приведению реестра муниципального имущества в соответствие с установленными требованиями. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки соблюдения законодательства о муниципальной собственности установлено, что в администрации <адрес> в нарушение требований ч. 5 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, реестр муниципального имущества не содержит соответствующих разделов и информации, которая фактически должна в нем содержаться. Указанное нарушение влечет за собой негативные последствия, заключающиеся в отсутствии возможности получения гражданами и хозяйствующими субъектами достоверной информации из реестра муниципального имущества. Просит признать бездействие администрации <адрес> по непринятию мер по приведению реестра муниципального имущества в соответствие с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» незаконным, возложить на администрацию <адрес> обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в соответствии с требованиями п.п. 4, 5 Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» в бумажный и электронный носители реестра муниципального имущества добавить недостающие сведения: в разделе 1, содержащем сведения о муниципальном недвижимом имуществе: сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; в разделе 2, содержащем сведения о муниципальном движимом имуществе: сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения; в раздел 2 включить сведения в отношении акций акционерных обществ: наименование акционерного общества-эмитента, его основном государственном регистрационном номере; количестве акций, выпущенных акционерным обществом (с указанием количества привилегированных акций), и размере доли в уставном капитале, принадлежащей муниципальному образованию, в процентах, номинальной стоимости акций; в раздел 2 включить сведения в отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ: наименовании хозяйственного общества, товарищества, его основном государственном регистрационном номере, размер уставного (складочного) капитала хозяйственного общества, товарищества и доли муниципального образования в уставном (складочном) капитале в процентах; завести раздел 3, включающий сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежит муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником): полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица, адрес (местонахождение), основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации, реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица), размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий), размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ), данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий), среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес>ФИО4 административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном иске и уточнениях к нему, просил удовлетворить исковые требования, пояснил, что до настоящего времени администрацией <адрес> каких-либо мер, направленных на устранение нарушений, не принято, реестр не приведен в соответствие с действующим законодательством.
Представитель административного ответчика – администрации <адрес>ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации <адрес> непринятию мер по приведению реестра муниципального имущества в соответствие с установленными требованиями не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией города разработано Положение о порядке формирования, ведения разделов реестра муниципальной собственности муниципального образования, которое определяет порядок ведения реестра, Положение о назначении ответственных лиц за ведение реестра. В настоящее время проводится работа по приведению реестра муниципальной собственности в соответствие с приказом №. Также пояснила, что для приведение реестра в соответствие с действующими требованиями, необходим срок до ДД.ММ.ГГГГ в связи с большим объемом работы. В остальной части возражений против заявленных исковых требований не заявила.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» городское поселение является муниципальным образованием.
Статьей 215 ГК РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
При этом органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч.ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ-131 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
В соответствии с п. 4 Порядка установлен перечень сведений, подлежащих включению в реестр, который состоит из трех разделов: в раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе; в раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом и ином имуществе, не относящемся к недвижимым и движимым вещам; ином имуществе, не относящемся к недвижимым и движимым вещам; об акциях акционерных обществ; о долях (вкладах) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ; в раздел 3 включаются сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акциях, долях (вкладах) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником).
Разделы 1 и 2 группируются по видам имущества и содержат сведения о сделках с имуществом. Раздел 3 группируется по организационно-правовым формам лиц.
В силу п. 5 Порядка реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.
Согласно Устава муниципального образования <адрес> к вопросам местного значения относится, в том числе, владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности (п. 3 ч. 1 ст. 6 Устава).
В соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования <адрес>, утвержденным решением от ДД.ММ.ГГГГ№ Игарского городского Совета депутатов, администрация города осуществляет учет муниципального имущества и ведет реестр имущества муниципального образования в порядке, установленном действующим законодательством, контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества, имеющегося у организаций (п. 7 ч. 1 ст. 7, ст. 39 Положения).
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки соблюдения администрацией города требований законодательства о муниципальной собственности выявлены нарушения в ведении реестра муниципального имущества, который не содержит соответствующих разделов и информации, которая должна в нем отражаться в соответствии Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Так, в разделе 1 реестра отсутствуют сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; в разделе 2 отсутствуют сведения - о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения. Кроме того, в разделе 2 отсутствуют сведения отношении акций акционерных обществ и в отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ.
В реестре муниципального имущества, который ведется администрацией <адрес>, отсутствует раздел 3, в который должны включаться сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником).
В связи с выявленными нарушениями по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в администрацию города внесено представление, в котором, наряду с другой информацией, указано на необходимость устранения нарушений ведения реестра муниципального имущества.
Требования прокурора по приведению реестра в соответствии требованиями законодательства не выполнены. Как следует из ответа главы администрации <адрес> реестры муниципального имущества ведутся в электронной специализированной программе, установленной в 2010 году, обновление которой планируется с учетом новых требований законодательства по содержанию соответствующих разделов и информации.
При исследовании реестра муниципального имущества муниципального образования <адрес> установлено, что в нарушение пунктов 3, 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, администрацией <адрес> не обеспечено соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра по разделам, графам, необходимость заполнения которых предусмотрена законодательством.
Представленные документы свидетельствуют, что администрацией <адрес> не принято должных мер по приведению реестра муниципального имущества в соответствие с законодательством РФ, в связи с чем суд приходит к выводу, что в действиях администрации имеются нарушения требований законодательства о муниципальной собственности.
Достаточных и допустимых доказательств того, что такие меры принимались и администрацией <адрес> реестр муниципального имущества приведен в соответствие с требованиями законодательства РФ: внесены в разделы реестра необходимые сведения:в раздел 1 - сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; в раздел 2 - сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения; сведения в отношении акций акционерных обществ и в отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ; ведется раздел 3 реестра представлено не было, поэтому у суда отсутствуют основания ставить под сомнение представленные прокурором доказательства, в связи с чем суд приходит к выводу, что меры к устранению нарушения законодательства о муниципальной собственности принимаются не в должной мере, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Негативными последствиями могут явиться нарушения при распоряжении недвижимым имуществом со стороны администрации, отсутствие полной информации о недвижимом, движимом муниципальном имуществе и иной информации из реестра муниципального имущества.
По этим основаниям суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд полагает необходимым установить срок исполнения заявленных требований до ДД.ММ.ГГГГ, который является разумным и достаточным с учетом объема работ и временных затрат для приведения администрацией <адрес> реестра муниципального имущества в соответствие с установленными требованиями.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177, 277 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по приведению реестра муниципального имущества в соответствие с установленными требованиями удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> по непринятию мер по приведению реестра муниципального имущества в соответствие с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» незаконным.
Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствии с требованиями п.п. 4 Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» бумажный и электронный носители реестра муниципального имущества:
- указать в разделе 1, содержащем сведения о муниципальном недвижимом имуществе, сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;
- указать в разделе 2, содержащем сведения о муниципальном движимом имуществе и ином имуществе, не относящемся к недвижимым и движимым вещам, сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения;
- указать в разделе 2 реестра в отношении акций акционерных обществ сведения о наименовании акционерного общества-эмитента, его основном государственном регистрационном номере; количестве акций, выпущенных акционерным обществом (с указанием количества привилегированных акций), и размере доли в уставном капитале, принадлежащей муниципальному образованию, в процентах; номинальной стоимости акций;
- указать в разделе 2 в отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ сведения о наименовании хозяйственного общества, товарищества, его основном государственном регистрационном номере; размере уставного (складочного) капитала хозяйственного общества, товарищества и доли муниципального образования в уставном (складочном) капитале в процентах;
- оформить и вести раздел 3, включающий сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником), в том числе: полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ); данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционных жалобы или представления через Игарский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Безрукова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.