ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-41/20 от 18.02.2020 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2020 года.

Дело № 2а-41/2020

УИН 27RS0021-01-2019-001575-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Переяславка 18 февраля 2020 года

Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Дубс Н.В.,

с участием административного ответчика ФИО1,

при секретаре судебного заседания Ревоненко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Хабаровскому краю к ФИО1 ФИО6 о взыскании страховых взносов, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю обратилась с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании страховых взносов, пени. Требования мотивирует тем, что ФИО1 является плательщиком страховых взносов. Налогоплательщику были произведены начисления за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 4590 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. Также были произведены начисления за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 5840 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. Так как в установленные законом сроки налогоплательщиком не выполнена обязанность по уплате страховых взносов, налогоплательщику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было предложено уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 руб. и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4590 руб., в общей сумме 27990 руб. до ДД.ММ.ГГГГ. Требованием от ДД.ММ.ГГГГ было предложено уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 руб., пени в размере 2057,86 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5840 руб., пени в размере 403,67 руб., в общей сумме 34846,53 руб. до ДД.ММ.ГГГГ. Однако задолженность по страховым взносам до настоящего времени не оплачена. Просит взыскать с ФИО1 недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 10430 руб., пеню в размере 403,67 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 49945 руб., пеню в размере 2057,86 руб., на общую сумму 62836,53 руб.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных КАС РФ, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства, а также если подано встречное административное исковое заявление (ч. 1 ст. 152 КАС РФ).

В силу ч. 6 ст. 45 КАС РФ участвующие в деле лица обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.

Административный ответчик ФИО1 представила письменный отзыв, в котором указала, что не согласна с требованиями о взыскании страховых взносов за 2017 год по следующим основаниям. Недоимка по страховым взносам за 2017 год была выявлена налоговой инспекцией ДД.ММ.ГГГГ, однако требование № об уплате страховых взносов за 2017 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ было ей направлено ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного трехмесячного срока. Нарушение срока направления требования об уплате страховых взносов повлекло за собой нарушение срока обращения в суд за взысканием данных взносов. Учитывая требования закона, налоговая инспекция должна была обратиться в суд за взысканием страховых взносов за 2017 год не позднее ДД.ММ.ГГГГ (с учетом трехмесячного срока на направление требования, шестидневного срока для получения требования и восьмидневного срока для добровольного исполнения требования, а также шестимесячного срока для обращения в суд с иском о взыскании взносов). Налоговая инспекция обратилась в судебный участок № 56 по району имени Лазо с заявлением о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока давности взыскания недоимки по страховым взносам. Считает, что несоблюдение установленных законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления в части взыскания страховых взносов за 2017 год. Просит отказать в удовлетворении иска в этой части.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований за 2017 год, по основаниям, изложенным в отзыве.

Административным истцом представлены письменные возражения на отзыв ФИО1 на административное исковое заявление, в котором Межрайонная ИФНС № 3 по Хабаровскому краю указывает, что дата записи в КРСБ с начислениями по фиксированным страховым взносам за 2017 год ДД.ММ.ГГГГ. Документ о выявлении недоимки в соответствии с письмом ФНС России КЧ-5-8/1513@дсп от ДД.ММ.ГГГГ формируется не позднее 5 рабочих дней после отражения обязательств в КРСБ. Запуск формирования ДВН происходит в автоматическом режиме программным комплексом АИС Налог-3. ДВН сформирован ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 27990 рублей по страховым взносам в фиксированном размере за 2017 год. В связи с отсутствием оплаты было сформировано требование № от ДД.ММ.ГГГГ и направлено в адрес налогоплательщика.

Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Главой 34 НК РФ установлены страховые взносы, плательщиками которых в соответствии с п. 1 ст. 419 НК РФ признаются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Пунктом 1 ст. 432 НК РФ установлена обязанность плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, самостоятельно производить исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 432 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 НК РФ. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абз. вторым п. 2 ст. 432 НК РФ, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном НК РФ, недоимку по страховым взносам.

Судом установлено, что ФИО1 является в соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиком страховых взносов, что подтверждается удостоверением адвоката № от ДД.ММ.ГГГГ.

Налогоплательщику за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 4590 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ года в адрес административного ответчика направлено требование № об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Налогоплательщику за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 5840 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика направлено требование № об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Направление требований подтверждено списками направления писем, однако до настоящего времени задолженность не погашена. Обратного суду не предоставлено.

Доводы административного ответчика о пропуске срока обращения в суд с требованием о взыскании страховых взносов за 2017 год не могут быть приняты судом ввиду следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Согласно п. 4 указанной статьи требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 2 ст. 69 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, данным в постановлении от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при применении статьи 70 НК РФ необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).

С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления (п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Согласно п. 2 разд. I Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утвержденных Приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ по каждому налогоплательщику инспекция ведет карточку расчетов с бюджетом по налогам, сборам, пеням и штрафам (далее - карточка РСБ). В ней, в частности, фиксируются данные о начисленных налогах, пенях и налоговых санкциях. Они заносятся на основании деклараций, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и др. Также в карточке РСБ имеются данные о поступивших платежах. Положительная или отрицательная разница между поступившими и начисленными платежами отражается соответственно как переплата или задолженность налогоплательщика перед бюджетом (разд. IV, VI, п. 1 разд. IX Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утвержденных Приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@).

Так судом установлено, что требование № об уплате страховых взносов за 2017 год направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ. При этом, в требовании указано на выявление недоимки со ссылкой на налоговые декларации № , от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из данных, содержащихся в карточке РСБ ФИО1, также усматривается, что информация о недоимке по страховым взносам за 2017 год отразилась в карточке ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем налоговым органом в соответствии со ст. 70 НК РФ сформирован документ о выявлении недоимки у налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ.

Требование № об уплате страховых взносов за 2018 год направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ. В требовании указано на выявление недоимки со ссылкой налоговые декларации № , № от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом требований действующего законодательства, а также разъяснений Пленума ВАС РФ, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом недоимка по страховым взносам за 2017 год выявлена ДД.ММ.ГГГГ, за 2018 год – ДД.ММ.ГГГГ (то есть на следующий день после представления налоговой декларации), и, соответственно, административным ответчиком не пропущен трехмесячный срок направления в адрес налогоплательщика требования об уплате страховых взносов как за 2017 год, так и за 2018 год.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных данной статьёй.

В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Так, судом установлено, что в требовании № об уплате страховых взносов за 2017 год установлен срок для погашения недоимки – ДД.ММ.ГГГГ, в требовании № ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС № 3 по Хабаровскому краю обратилась в судебный участок 56 района имени Лазо Хабаровского края с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка 56 района имени Лазо Хабаровского края вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2а-1018/2019. ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС № 3 по Хабаровскому краю обратилась в суд района имени Лазо Хабаровского края с настоящим административным исковым заявлением.

Принимая во внимание изложенное, заявление о взыскании с ФИО1 налога подано Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю в суд (мировому судье) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, административное исковое заявление подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю обратилась в суд с требованием о взыскании недоимки по страховым взносам с ФИО1 в сроки, установленные ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ.

В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.

В соответствии с п. 3, п. 5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после таких сумм в полном объеме.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О, в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.

В связи с тем, что в установленные законом сроки ФИО1 не выполнила обязанность по уплате страховых взносов, Инспекцией исчислены пени в размере 403,67 руб. (за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование), в размере 2057,86 руб. (за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).

Представленный административным истцом расчет задолженности по страховым взносам и пени судом проверен и является правильным, ответчиком не опровергнут, свой расчет не предоставлен.

Учитывая, что наличие задолженности ФИО1 по страховым взносам, пени нашло свое подтверждение в судебном заседании, срок обращения в суд Инспекцией не пропущен, требования административного истца суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При разрешении вопроса о распределении судебных расходов, суд в соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ считает необходимым взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход муниципального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к ФИО1 ФИО6 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 ФИО6 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 10430 руб. (4590 руб. – за 2017 год, 5840 руб. – за 2018 год), пеню в размере 403,67 руб. (за 2018 год), страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 49945 руб. (23400 руб. – за 2017 год, 26545 руб. – за 2018 год), пеню в размере 2057,86 руб. (за 2018 год), на общую сумму 62836 (шестьдесят две тысячи восемьсот тридцать шесть) рублей 53 копейки.

Взыскать со ФИО1 ФИО6 в доход муниципального бюджета района имени Лазо Хабаровского края госпошлину в размере 2085 (две тысячи восемьдесят пять) рублей 10 копеек.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Дубс