Дело № 2а-41/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2018 года город Кувшиново
Кувшиновский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Иванковича А.В.,
при секретаре Ермаковой К.Ю.,
с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Кувшиновского района Тверской области Рузаева О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению администрация Сокольнического сельского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разработать и принять муниципальные правовые акты,
установил:
Прокурор Кувшиновского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению администрация Сокольнического сельского поселения, заявив следующие исковые требования:
- о признании незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии муниципальных правовых актов, регламентирующих правила нормирования в сфере муниципальных закупок, а также устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ, услуг;
- о возложении на административного ответчика обязанности в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу установить и разместить в единой информационной системе в сфере закупок правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Сокольнического сельского поселения Кувшиновского района, в том числе:
требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
правила определения требований к закупаемым муниципальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая подведомственные казенные учреждения);
- о возложении на административного ответчика обязанности в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу утвердить и разместить в единой информационной системе в сфере закупок требования к закупаемым муниципальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Кувшиновского района Тверской области требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части принятия правовых актов в сфере нормирования муниципальных закупок и размещения указанных актов в единой информационной системе в сфере закупок. В результате проверки установлено, что административным ответчиком Правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, а также требования к закупаемым администрацией, её территориальными органами (подразделениями) и подведомственными казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций администрации и подведомственных ей казенных учреждений, не приняты, в единой информационной системе закупок не размещены, что влечет нарушение принципа открытости осуществления закупочной деятельности на территории Российской Федерации, нарушая этим права неопределенного круга лиц.
Кроме того, по мнению административного истца, установленное в рамках проверки бездействие административного ответчика по не разработке и не принятию муниципальных правовых актов в указанной сфере может повлечь препятствия в деле достижения целей контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по повышению эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика своего представителя в судебное заседание не направил, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Одновременно подал заявление о признании исковых требований в полном объёме.
Поскольку административный ответчик извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч 1 ст. 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 указанного Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В силу ч. 3 ст. 2 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части1 статьи1 настоящего Федерального закона.
При этом в силу ст. 7 указанного Федерального закона в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Статьей 19 указанного Федерального закона установлено:
1. Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
2. Для целей настоящей статьипод требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
4. Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью3 указанной статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе:
1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
2) правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
5. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью4 указанной статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.
6. Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в единой информационной системе.
Согласно сообщению Муниципального учреждения администрация Сокольнического сельского поселения от 17 января 2018 года № по состоянию на указанное число административным ответчиком муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, а также устанавливающие требования к закупаемым администрацией, её территориальными органами (подразделениями) и подведомственными казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций администрации и подведомственных ей казенных учреждений, не разрабатывались и не утверждались. Соответственно в единой информационной системе в сфере закупок указанные нормативные акты не размещались.
Согласно общедоступной информации из единой информационной системы в сфере закупок (официальный сайт zakupki.gov.ru) в указанной системе отсутствуют правовые акты, принятые административным ответчиком, в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Судом с достоверностью установлено, что административным ответчиком неприняты, предусмотренные ст. 19 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», муниципальные правовые акты, регламентирующие правила нормирования в сфере муниципальных закупок, а также устанавливающие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, а кроме того указанные правовые акты не размещены в единой информационной системе в сфере закупок. Суд признаёт, что в данном случае имеет место незаконное бездействие административного ответчика по исполнению возложенных на него обязанностей, связанных с обеспечением государственных и муниципальных нужд.
На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор обладает полномочиями на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Необходимость защиты интересов неопределённого круга лиц в данном случае обусловлена нарушением прав граждан, круг которых персонально определить невозможно, в сфере участия в обеспечении государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая в соответствии с ч. 6 ст. 180 КАС РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учётом мнений сторон, а также требований разумности и справедливости, считает возможным установить срок исполнения административным ответчиком обязанности:
- по установке и размещению в единой информационной системе в сфере закупок правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд продолжительностью 2 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу;
- по утверждению и размещению в единой информационной системе в сфере закупок требований к закупаемым муниципальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений продолжительностью 4 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению администрация Сокольнического сельского поселения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения администрация Сокольнического сельского поселения, выразившееся в непринятии муниципальных правовых актов, регламентирующих правила нормирования в сфере муниципальных закупок, а также устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ, услуг
Обязать Муниципальное учреждение администрация Сокольнического сельского поселения (основной государственный регистрационный номер №, идентификационный номер налогоплательщика №) в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу установить и разместить в единой информационной системе в сфере закупок правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Сокольнического сельского поселения Кувшиновского района Тверской области, в том числе:
- требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
- правила определения требований к закупаемым муниципальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая подведомственные казенные учреждения).
Обязать Муниципальное учреждение администрация Сокольнического сельского поселения (основной государственный регистрационный номер №, идентификационный номер налогоплательщика № в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу утвердить и разместить в единой информационной системе в сфере закупок требования к закупаемым муниципальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кувшиновский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 14 февраля 2018 года.
Председательствующий судья А.В. Иванович