ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-41/2021 от 28.01.2021 Бежаницкого районного суда (Псковская область)

Дело № 2а-41/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2021 года рп. Локня Псковская область

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Апетёнок Л.Р.,

с участием помощника прокурора Локнянского района Зарецкой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Егоровой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Локнянского района Псковской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Локнянского района Псковской области о признании бездействия незаконным,

установил:

Заместитель прокурора Локнянского района Псковской области Андруцеляк Р.М., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к администрации Локнянского района Псковской области с административным иском о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, в обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, регламентирующего предоставление гражданам муниципальных услуг. По результатам данной проверки в деятельности Администрации Локнянского района Псковской области выявлены нарушения. Ссылаясь на положения Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон №210-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в том числе, местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, прокурор указывает, что одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утвержденными Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. В соответствии с этапом №5, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 №236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др. Указанными Требованиями предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал» государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Постановлением Администрации Локнянского района от 27.02.2012 года №152-п утвержден перечень муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией Локнянского района, согласно которому предоставляется 15 муниципальных услуг: исполнение запросов по архивным документам муниципальных архивов; предоставление документов для исследователей в читальный зал архива; организация и проведение районных мероприятий сферы молодежной политики и спорта; прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; прием документов, а также выдача разрешений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое; выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; подготовка градостроительного плана земельного участка; выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций; предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма; прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; оформление и выдача разрешительной документации на производство земляных работ на территории муниципального образования «Локнянский район»; выдача разрешения на право организации розничного рынка; выдача справки о периодичности выделения древесины; организация и проведение районных мероприятий сферы молодежной политики и спорта. Вместе с тем, в нарушение приведенных норм закона, из 15 муниципальных услуг, включенных в реестр, по состоянию на 23 декабря 2020 года в электронной форме муниципальные услуги, предоставляемые Администрацией Локнянского района, не оказываются, что является недопустимым. Выявленные нарушения влекут нарушения прав и законных интересов, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, нуждающихся в предоставлении муниципальных услуг в электронном виде, на доступность их получения. В связи с чем, прокурор просил суд обязать администрацию Локнянского района Псковской области принять меры по утверждению плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, а также возложить обязанность организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме в срок до 30 июня 2021 года.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Локнянского района Зарецкая Н.В. заявленные требования уточнила, просила суд обязать административного ответчика по основаниям, приведенным в иске в срок до 31 декабря 2022 года принять меры к утверждению плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, а также организовать предоставление в электронной форме четырнадцати муниципальных услуг, включенных в Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Локнянского района, утвержденных постановлением № 152-п от 27 февраля 2012 года, а именно: исполнение запросов по архивным документам муниципальных архивов; предоставление документов для исследователей в читальный зал архива; организация и проведение районных мероприятий сферы молодежной политики и спорта; прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; прием документов, а также выдача разрешений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое; выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; подготовка градостроительного плана земельного участка; выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций; предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма; прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; оформление и выдача разрешительной документации на производство земляных работ на территории муниципального образования «Локнянский район»; выдача разрешения на право организации розничного рынка; выдача справки о периодичности выделения древесины.

Представитель административного ответчика - администрации Локнянского района Псковской области ФИО1 с уточненными исковыми требованиями согласилась, указав, что в администрации Локнянского района отсутствует план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, кроме того предоставление муниципальных услуг, включенных в Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Локнянского района, утвержденных постановлением № 152-п от 27 февраля 2012 года, в электронной форме не организовано. Однако, в 2021 году при взаимодействии с администрацией Псковской области, в частности Управлением цифрового развития и связи, планируется организация предоставления части муниципальных услуг в электронном виде. Указанные действия будут продолжены и в 2022 году, в течение которого будет завершен переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.

Суд, выслушав помощника прокурора Локнянского района Зарецкую Н.В., представителя административного ответчика ФИО1, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются
Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

В соответствии со ст. 5 и ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В силу п.1 ч.4 ст.29 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, 29 июня 2020 года прокуратурой Локнянского района вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг на имя Главы Локнянского района Псковской области ФИО2, согласно которому проведенной проверкой исполнения требований действующего законодательства установлено, что из 36 муниципальных услуг, включенных в реестр муниципальных услуг, предоставляемых на территории МО «Локнянский район, по состоянию на 29 июня 2020 года в электронной форме предоставляются только 2 муниципальные услуги, включенные в реестр муниципальных услуг, что недопустимо. В связи с чем, предложено безотлагательно принять меры, направленные на устранение нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих, для чего обеспечить предоставление муниципальных услуг, включенных в реестр муниципальных услуг, предоставляемых на территории МО «Локнянский район», утвержденный постановлением администрации Локнянского района от 28.10.2016 года №398, в электронной форме.

Из письма администрации Локнянского района Псковской области № 1628 от 29.07.2020 года следует, что органам местного самоуправления Псковской области обеспечена возможность предоставления следующих муниципальных услуг в электронной форме: запись в детский сад, подготовка и выдача разрешений на строительство, получение градостроительного плана земельного участка. Последние две услуги по факту пока не предоставляются (пока реализована только техническая возможность). В настоящее время ведется активная работа по расширению перечня услуг, предоставляемых в электронной форме на территории области, посредством запланированной модернизации используемой в Псковской области автоматизированной информационной системы электронных услуг и межведомственного электронного взаимодействия. В соответствии с поручением Губернатора области от 05.01.2020 № МВФЗ-З разработана дорожная карта по переводу государственных и муниципальных услуг в электронную форму. В течение 2020-2021 г.г. запланирован перевод в электронную форму следующих муниципальных услуг: принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение; прием заявлений и выдача документов о согласовании проведения переустройства, и (или) перепланировки жилого помещения; прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся помещениях; выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкции; зачисление детей в общеобразовательные учреждения субъектов Российской Федерации или муниципальные общеобразовательные учреждения; предоставление информации о предварительных результатах государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Согласно ответу из администрации Локнянского района Псковской области № 2631 от 18.12.2020 года администрацией Локнянского района юридическим и физическим лицам предоставляются 15 видов муниципальных услуг. Субъектам предпринимательской деятельности муниципальные услуги предоставляются в общем порядке при обращении, в соответствии с административным регламентом соответствующей услуги. В электронной форме муниципальные услуги, предоставляемые администрацией Локнянского района, не оказываются, ввиду отсутствия технической возможности. Проводятся подготовительные мероприятия, которые продолжатся в 2021 году.

В Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Локнянского района Псковской области физическим и юридическим лицам, исходя из уточнений административного ответчика в судебном заседании, включены следующие 14 муниципальных услуг: исполнение запросов по архивным документам муниципальных архивов; предоставление документов для исследователей в читальный зал архива; организация и проведение районных мероприятий сферы молодежной политики и спорта; прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; прием документов, а также выдача разрешений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое; выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; подготовка градостроительного плана земельного участка; выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций; предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма; прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; оформление и выдача разрешительной документации на производство земляных работ на территории муниципального образования «Локнянский район»; выдача разрешения на право организации розничного рынка; выдача справки о периодичности выделения древесины.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Локнянского района является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения на территории муниципального образования «Локнянский район» Псковской области.

При этом, административный ответчик оказывает физическим и юридическим лицам 14 муниципальных услуг путем личного обращения заявителей в администрацию Локнянского района. В электронном виде ни одна из муниципальных услуг административным ответчиком не оказывается, что фактически лишает потребителей возможности дистанционного получения муниципальных услуг и противоречит основным целям и принципам государственной политики в области цифровизации.

В соответствии с этапом N 5 утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде", до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

При этом, указанными Требованиями (пункт 2 Требований) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В нарушение указанных выше требований администрацией Локнянского района Псковской области до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме, в том числе и через официальный сайт администрации в сети «Интернет», не обеспечено.

При таких обстоятельствах, имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором Локнянского района исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Измененные административные исковые требования прокурора Локнянского района Псковской области, заявленные в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Локнянского района Псковской области - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Локнянского района Псковской области незаконным.

Обязать администрацию Локнянского района Псковской области в срок до 31 декабря 2022 года принять меры к утверждению плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, а также организовать предоставление в электронной форме четырнадцати муниципальных услуг, включенных в Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Локнянского района, утвержденных постановлением № 152-п от 27 февраля 2012 года, а именно: исполнение запросов по архивным документам муниципальных архивов; предоставление документов для исследователей в читальный зал архива; организация и проведение районных мероприятий сферы молодежной политики и спорта; прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; прием документов, а также выдача разрешений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое; выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; подготовка градостроительного плана земельного участка; выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций; предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма; прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; оформление и выдача разрешительной документации на производство земляных работ на территории муниципального образования «Локнянский район»; выдача разрешения на право организации розничного рынка; выдача справки о периодичности выделения древесины.

Решение принято судом в окончательной форме 28 января 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд, через Бежаницкий районный суд (постоянное судебное присутствие в рп. Локня Псковской области), в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись Л.Р. Апетёнок