ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-420/17 от 19.06.2017 Багратионовского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-420/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Багратионовск 19 июня 2017 г.

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

судьи Степаненко О.М.,

при секретаре Пурвиетис Н.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Багратионовского района Калининградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов МО «Мамоновский городской округ» о признании решения окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть представление прокурора и принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ»»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Багратионовского района Калининградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, с учетом внесенных в него изменений, к окружному Совету депутатов МО «Мамоновский городской округ» о признании незаконным решения окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» от 18 мая 2017 г., которым было оставлено без удовлетворения представление прокурора Багратионовского района Калининградской области от 11 апреля 2017 г. № 86-01-175-2016 о досрочном прекращении полномочий депутата Целебровской В.В., о возложении на административного ответчика обязанности вновь рассмотреть представление прокурора Багратионовского района Калининградской области от 11 апреля 2017 г. № 86-01-175-2016 и принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» Целебровской В.В.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Целебровская В.В. является избранным депутатом в окружной Совет депутатов МО «Мамоновский городской округ» четвертого созыва на основании решения избирательной комиссии МО «Мамоновский городской округ» № 49/220-4 от 19 сентября 2016 г. «О результатах выборов депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Мамоновский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 10». В установленный срок – до 1 апреля 2017 г. депутат Целебровская В.В. не представила сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга ХХХ. В этой связи 10 апреля 2017 г. прокуратурой Багратионовского района Калининградской области в окружной Совет депутатов МО «Мамоновский городской округ» внесено представление № 86-01-175-2016 об устранении нарушений ФЗ «О противодействии коррупции» с требованием рассмотреть настоящее представление на ближайшем заседании Совета депутатов, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» Целебровской В.В. Рассмотрение указанного представления прокурора было включено в повестку на заседании окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» от 20 апреля 2017 г. под N 1. Однако на указанном заседании Совета депутатов решение по представлению прокурору принято не было (протокол № 17/4). Рассмотрение указанного представления прокурора было включено в повестку на заседании окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» от 18 мая 2017 г. под N 9. На указанном заседании Совета депутатов, депутатами окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» представление прокурора рассмотрено и единогласно принято решение № 106 об отказе в удовлетворении представления прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата Целебровской В.В. Полагая, что объективных и уважительных причин для не предоставления депутатом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга, принятое административным ответчиком решение является незаконным, прокурор просит:

- признать незаконным решение окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» от 18 мая 2017 г. «О повторном рассмотрении представления прокуратуры района от 11 апреля 2017 г. № 86-01-175-2016 об устранении нарушений ФЗ «О противодействий коррупции».

- обязать окружной Совет депутатов МО «Мамоновский городской округ» рассмотреть представление прокуратуры района от 11 апреля 2017 г. № 86-01-175-2016 об устранении нарушений ФЗ «О противодействий коррупции» и принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Целебровской В.В.

В судебном заседании прокурор Андреев В.В. исковые требования поддержал и дал объяснения, аналогичные содержанию административного искового заявления.

Представитель административного ответчика окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» Лавров А.П. в судебном заседании с административным иском не согласился, полагая, что депутатом Целебровской В.В. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга не представлены по объективным и уважительным причинам.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Целебровская В.В. в судебном заседании с административным иском не согласилась и дала объяснения, аналогичные объяснениям представителя административного ответчика.

Заслушав объяснения вышеназванных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 34 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что окружной Совет депутатов МО «Мамоновский городской округ» является представительным органом муниципального образования «Мамоновский городской округ». Окружной Совет депутатов состоит из 11 депутатов, избираемых по одномандатным округам (один округ – один депутат). Срок полномочий окружного Совета депутатов равен 5 годам. Заседание окружного Совета депутатов правомочно для принятия решений, если на нем присутствует не менее половины от установленной численности депутатов. Решение окружного Совета депутатов принимается большинством голосов от установленной численности депутатов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, Уставом или регламентом о необходимости наличия квалифицированного большинства голосов или процедурных вопросов (части 1, 3, 4, 8, 9 статьи 23 Устава муниципального образования «Мамоновский городской округ»).

Статьей 26 Устава муниципального образования «Мамоновский городской округ» установлено, что депутаты городского округа избираются на срок полномочий окружного Совета депутатов. Срок полномочий депутата окружного Совета депутатов начинается со дня избрания его депутатом окружного Совета депутатов и прекращаются со дня первого заседания окружного Совета депутатов нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Калининградской области. Депутаты окружного Совета депутатов осуществляют свои полномочия преимущественно на непостоянной основе. Решение об осуществлении депутатами полномочий на постоянной основе принимается окружным Советом депутатов. Депутат окружного Совета депутатов должен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).

Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе. В частности, определяет понятие «лицо, замещающее муниципальную должность» - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного округа местного самоуправления нового созыва.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

В соответствие с пунктом 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Целебровская В.В. является избранным депутатом в окружной Совет депутатов МО «Мамоновский городской округ» четвертого созыва на основании решения избирательной комиссии МО «Мамоновский городской округ» № 49/220-4 от 19 сентября 2016 г. «О результатах выборов депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Мамоновский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 10».

Судом установлено, что в установленный срок – до 1 апреля 2017 г. депутат Целебровская В.В. не представила сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга ХХХ.

В этой связи 10 апреля 2017 г. прокуратурой Багратионовского района Калининградской области в окружной Совет депутатов МО «Мамоновский городской округ» внесено представление № 86-01-175-2016 об устранении нарушений ФЗ «О противодействии коррупции» с требованием рассмотреть настоящее представление на ближайшем заседании Совета депутатов, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» Целебровской В.В.

Рассмотрение указанного представления прокурора было включено в повестку на заседании окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» от 20 апреля 2017 г. под N 1.

Однако на указанном заседании Совета депутатов решение по представлению прокурору принято не было (протокол № 17/4).

Рассмотрение указанного представления прокурора было включено в повестку на заседании окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» от 18 мая 2017 г. под N 9.

На указанном заседании Совета депутатов, депутатами окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» представление прокурора рассмотрено и единогласно принято решение № 106 об отказе в удовлетворении представления прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата Целебровской В.В.

Принимая оспариваемое решение, административный ответчик посчитал названную депутатом причину не предоставления сведений – неприязненные отношения с супругом и его отказ предоставить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера объективной и уважительной.

В соответствии с п.2 т. 10 Семейного кодекса РФ права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Согласно ст. 18 Семейного кодекса РФ расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 - 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке.

Судом установлено, что супруги Целебровская В.В. и ХХХ проживают совместно; брак между ними в порядке, предусмотренном Семейным кодексом РФ, не расторгнут; бракоразводный процесс не инициирован, в связи с чем оснований полагать, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не представлены по объективной и уважительной причине не имелось.

Целебровская В.В. как депутат окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ», обладая особым статусом и выполняя определенные публичные муниципальные функции, обязана на основании вышеприведенных правовых положений представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга, однако не исполнила указанную обязанность при отсутствии объективных и уважительных причин.

В этой связи оспариваемое решение окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» от 18 мая 2017 г. «О повторном рассмотрении представления прокуратуры района от 11 апреля 2017 г. № 86-01-175-2016 об устранении нарушений ФЗ «О противодействий коррупции» является незаконным и подлежит отмене.

Вместе с тем, рассмотрение вопроса о привлечении депутата к ответственности в виде досрочного прекращения полномочий относится к компетенции окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ», соответственно, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом представления прокуратуры Багратионовского района Калининградской области.

В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на административного ответчика обязаннсти принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Целебровской В.В.

По смыслу п.1 ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ устранение в полном объеме допущенного нарушения может заключаться лишь в возложении обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома с учетом установленного судом при рассмотрении настоящего административного дела обстоятельства.

Таким образом, суд находит административный иск подлежащий частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Багратионовского района Калининградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов МО «Мамоновский городской округ» о признании решения окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть представление прокурора и принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение окружного Совета депутатов МО «Мамоновский городской округ» от 18 мая 2017 г. «О повторном рассмотрении представления прокуратуры района от 11 апреля 2017 г. № 86-01-175-2016 об устранении нарушений ФЗ «О противодействий коррупции».

Обязать окружной Совет депутатов МО «Мамоновский городской округ» рассмотреть представление прокуратуры района от 11 апреля 2017 г. № 86-01-175-2016 об устранении нарушений ФЗ «О противодействий коррупции».

В удовлетворении административного иска в оставшейся части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 июня 2017 г.

Судья: О.М.Степаненко