ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-420/2022 от 08.06.2022 Зиминского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2а-420/2022

УИД: 38RS0009-01-2022-000616-24

г. Зима 08 июня 2022 г.

Зиминский городской суд Иркутской области в составе судьи Гоголь Ю.Н., при секретаре судебного заседания Сурановой С.А., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Гринчук А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по уточненному административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зиминского городского муниципального образования о признании незаконным бездействия, устранении нарушений требований законодательства,

установил:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Зиминского городского муниципального образования, в котором с учетом уточнения административных исковых требований просит:

- признать незаконным бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования, выразившееся в неразработке проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция канализационных очистных сооружений в »;

- обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования внести изменения в муниципальную программу Зиминского городского муниципального образования «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 2020-2024 г.г., утвержденную постановлением администрации Зиминского городского муниципального образования от **.**.** (в редакции от **.**.**), а также в бюджет муниципального образования, предусмотрев финансирование мероприятия по разработке проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция канализационных очистных сооружений в », установив срок исполнения - до **.**.**;

- обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования принять меры по разработке и утверждению проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция канализационных очистных сооружений в » в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством, установив срок исполнения - до **.**.**.

В обоснование иска указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере бюджетного законодательства, законодательства об охране окружающей среды при включении необходимых природоохранных мероприятий в муниципальные и государственные программы. В силу п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от **.**.** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится организация в границах городского округа водоотведения. Аналогичные положения предусмотрены пп. 4 п. 1 ст. 9 Устава Зиминского городского муниципального образования. Указанное предполагает необходимость реализации муниципальным образованием ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения водных объектов соблюдение нормативов качества окружающей среды. Администрация Зиминского городского муниципального образования является собственником канализационных очистных сооружений (далее - КОС), расположенных по адресу: . Эксплуатирующей организацией данных КОС, предназначенных для очистки хозбытовых и близких к ним по составу производственных сточных вод, является ООО «Сток-сервис». Согласно перечню населенных пунктов для первоочередного решения вопроса строительства (реконструкции) очистных сооружений бытовых сточных вод (п. 5, приложения 5.8 территориальной схемы обращения с отходами в , утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии от **.**.**-мпр (в редакции приказа Министерства от **.**.**-мпр), существующее положение с очисткой и сбросом стока является неудовлетворительным, КОС, введенные в эксплуатацию в 1961 г. (место сброса сточных вод - - приток , рыбохозяйственная категория), требуют реконструкции. По результатам производственного контроля ООО «Сток Сервис» установлено превышение нормативов загрязняющих веществ по БПК полная (в 1747 раз), нитрит-ион (в 525 раз), аммоний-ион (в 398 раз), сульфат-ион (в 1332/0 раз), хлорид-ион (в 985/0 раз), фосфат-ион (в 1242 раз), АПАВ (0/103 раз). По информации администрации Зиминского городского муниципального образования потребность в реконструкции и модернизации имеется, реконструкция и модернизация не проводились по причине отсутствия проектно-сметной документации. По факту непринятия администрацией мер к организации работ, необходимых для привидения городских канализационно-очистных сооружений в надлежащее технологическое состояние, отвечающее современным требованиям очистки **.**.** в адрес мэра Зиминского городского муниципального образования было внесено представление, во исполнение которого административным ответчиком были внесены изменения в муниципальную программу Зиминского городского муниципального образования «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 2020-2024 г.г., утвержденную постановлением администрации Зиминского городского муниципального образования от **.**.** (в редакции от **.**.**), предусматривающие разработку проектно-сметной документации по реконструкции КОС в 2021 году (раздел 7 мероприятия программы, п. 3 «Осуществление мероприятий в области организации водоотведения», пп. 3.5 «Разработка проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция канализационных очистных сооружений в »). Вопрос о реконструкции объекта капитального строительства, находящегося в собственности муниципального образования, относится к сфере управления муниципальной собственностью. Администрация Зиминского городского муниципального образования, являясь собственником очистных сооружений, как орган местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий обязана выполнять необходимые мероприятия, направленные на организацию работ по обеспечению качественного водоотведения на подконтрольной ей территории, нормативной очистке сточных вод, в том числе организовать мероприятия, направленные на квалифицированное управление и целевую эксплуатацию имущества с привлечением частных инвестиций в рамках концессионных соглашений, а также рассматривать возможность реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры в рамках мероприятий инвестиционных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения. До настоящего времени указанное мероприятие не реализовано в связи с недостатком денежных средств в бюджете Зиминского городского муниципального образования. По информации администрации Зиминского городского муниципального образования от **.**.**, на заседании бюджетной комиссии вопрос о финансировании данного мероприятия не рассматривался ввиду дефицита местного бюджета и отсутствия дополнительного финансирования. По информации Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта от **.**.**, оказывается содействие муниципальным образованиям в реализации мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоотведения, в том числе на разработку проектной документации, путем предоставления субсидии из областного бюджета. До настоящего времени заявка администрации Зиминского городского муниципального образования на разработку проектной документации КОС в Министерство не поступала. Согласно выписке из сводной бюджетной росписи муниципального образования на 2022 г. и на плановый период 2023- 2024 г.г. в бюджете Зиминского городского муниципального образования не предусмотрены средства на осуществление мероприятия по разработке проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция канализационных очистных сооружений в », которое невозможно исполнить без выделения бюджетных ассигнований. Данное мероприятие было добровольно внесено и утверждено администрацией муниципального образования, соответственно, должно выполняться в установленные сроки, в связи с чем администрация обязана предпринимать все необходимые меры для его осуществления.

В судебном заседании помощник Зиминского межрайонного прокурора Гринчук А.М. поддержала уточненные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Зиминского городского муниципального образования Долбня О.А., действующая на основании доверенности от **.**.**, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, что уточненные исковые требования признает в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Министерства жилищной политики и энергетики Петрова М.Г., действующая на основании доверенности от **.**.**, в судебное заседание не явилась, представила письменные объяснения, в которых просила о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, что Министерство является ответственным исполнителем государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности » на 2019-2024 годы, в рамках которой оказывается содействие органам местного самоуправления муниципальных образований в осуществлении их полномочий, в том числе полномочий по организации в границах поселения (городского округа) водоснабжения населения, водоотведения, путем предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам на реализацию соответствующего мероприятия. Условия предоставления субсидии определены Положением о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе разработку проектной документации, а также на приобретение указанных объектов в муниципальную собственность, субсидии на реализацию мероприятий по приобретению оборудования для систем водоснабжения и субсидии на реализацию мероприятий по приобретению специализированной техники для водоснабжения населения, утвержденным постановлением от **.**.**-пп. Возможность софинансирования из областного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий в сфере водоснабжения и водоотведения рассматривается Министерством при условии предоставления заявки органа местного самоуправления муниципального образования , к полномочиям которого относятся полномочия по организации водоснабжения населения, водоотведения на территории соответствующего поселения (городского округа), с пакетом документов, установленных Положением. Заявка Зиминского городского муниципального образования на получение в 2021-2022 г.г. субсидии из областного бюджета на разработку проектной документации на строительство (реконструкцию) канализационных очистных сооружений в в Министерство не поступала.

Представители заинтересованных лиц - Комитета имущественных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Зиминского городского муниципального образования, ООО «Сток-Сервис», Министерства природных ресурсов и экологии в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения были уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, об уважительной причине неявки не сообщили, не просили об отложении судебного заседания и о рассмотрении дела в их отсутствие.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика, заинтересованных лиц.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что уточненные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 3 Федерального закона от **.**.** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к основополагающим принципам охраны окружающей среды отнесена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от **.**.** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1-4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от **.**.** № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено: организация в границах городского округа водоотведения, в частности, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от **.**.** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным закономвопросов местного значения, в том числе системы водоотведения.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст.ст. 12, 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Муниципальные программы сами по себе расходных обязательств не порождают. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (ст.ст. 6, 85 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что администрация Зиминского городского муниципального образования является собственником канализационных очистных сооружений (далее - КОС), расположенных по адресу: , введенных в эксплуатацию в 1961 г.

Согласно договору аренды имущественного комплекса от **.**.**, заключенному между Комитетом имущественных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Зиминского городского муниципального образования (арендодатель) и ООО «Сток-Сервис» (арендатор), арендодатель передает арендатору имущественный комплекс системы водоотведения и очистки стоков , являющийся собственностью Зиминского городского муниципального образования (п. 1.1), что подтверждается актом приема-передачи имущества от **.**.**.

Согласно п. 1.2 договора аренды, передача имущества в аренду не влечет передачи права собственности на него.

Согласно п. 5 Перечня населенных пунктов для первоочередного решения вопроса строительства (реконструкции) очистных сооружений бытовых сточных вод (приложение 5.8 территориальной схемы обращения с отходами в , утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии от **.**.**-мпр (в редакции приказа Министерства от **.**.**-мпр), существующее положение с очисткой и сбросом стока является неудовлетворительным, КОС (место сброса сточных вод - приток , рыбохозяйственная категория), требуют реконструкции.

По сообщению администрации Зиминского городского муниципального образования от **.**.**, городские канализационные очистные сооружения введены в эксплуатацию в 1961 и модернизация не проводилась по причине отсутствия проектно-сметной документации. Мероприятия в отношении данного объекта проводятся в рамках текущего ремонта.

Согласно данным ООО «Сток-Сервис» от **.**.**, по результатам анализа проб сточных вод КОС в за 2021-2022 г.г. установлено превышение загрязняющих веществ по БПК полная (в 1747 раз), нитрит-ион (в 525 раз), аммоний-ион (в 398 раз), сульфат-ион (в 1332/0 раз), хлорид-ион (в 985/0 раз), фосфат-ион (в 1242 раз), АПАВ (0/103 раз).

По факту непринятия администрацией Зиминского городского муниципального образования мер к организации работ, необходимых для приведения городских КОС в надлежащее технологическое состояние, Братским межрайонным природоохранным прокурором в адрес мэра Зиминского городского муниципального образования было внесено представление от **.**.**.

Согласно информации администрации Зиминского городского муниципального образования от **.**.**, в связи с физическим износом систем водоотведения города и необходимостью повышения их уровня надежности постановлением администрации Зиминского городского муниципального образования от **.**.** муниципальная программа «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 2020-2024 гг. дополнена мероприятием на 2021 г. по разработке проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция канализационно-очистных сооружений в ». Финансирование данного мероприятия в сумме 3500 тыс. руб. было запланировано из местного бюджета, но не включено на 2021 г., т.к. расходная часть бюджета на 2020 г. и на плановый период 2021-2022 г.г. формировалась в жестких условиях несбалансированности местного бюджета.

По информации администрации Зиминского городского муниципального образования от **.**.**, средства на мероприятие по разработке ПСД «Реконструкция канализационно-очистных сооружений в » запланированы не в полном объеме, в связи с острой несбалансированностью местного бюджета. При увеличении финансовой помощи из областного бюджета средства на данное мероприятие будут выделены в полном объеме. Также администрацией готовится пакет документов для подачи в Министерство жилищной политики и энергетики для получения в 2022 г. субсидии для реализации указанного мероприятия.

По сообщению и.о. мэра Зиминского городского муниципального образования от **.**.**, в рамках мероприятия «Реконструкция канализационно-очистных сооружений в » контракты не заключались, денежные средства не расходовались, в уполномоченные органы за получением субсидии на проведение мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией или модернизацией КОС администрация не обращалась.

Из ответа администрации Зиминского городского муниципального образования от **.**.** следует, что на заседании бюджетной комиссии вопрос о финансировании мероприятия по реконструкции и модернизации КОС не рассматривался ввиду дефицита местного бюджета и отсутствия дополнительного финансирования.

Также из поступивших пояснений на административное исковое заявление от представителя Министерства жилищной политики и энергетики от **.**.** следует, что заявка Зиминского городского муниципального образования на получение в 2021-2022 г.г. субсидии из областного бюджета на разработку проектной документации на строительство (реконструкцию) канализационных очистных сооружений в в Министерство не поступала.

Таким образом, администрация Зиминского городского муниципального образования, являясь собственником очистных сооружений, как орган местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий обязана выполнять необходимые мероприятия, направленные на организацию работ по обеспечению качественного водоотведения на подконтрольной ей территории, нормативной очистке сточных вод. Однако до настоящего времени указанное мероприятие не реализовано. Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на разработку проектно-сметной документации не освобождает орган местного самоуправления от решения данного вопроса, отнесенного к его компетенции. Надлежащее технологическое состояние КОС, отвечающее современным требованиям очистки, напрямую связано с обеспечением гарантированного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку сточные воды создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, водному объекту, среде обитания растительного мира, водных биологических ресурсов, могут повлечь их гибель и другие тяжкие последствия для окружающей среды и здоровья человека. При таких обстоятельствах бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования подлежит признанию незаконным, а уточненные исковые требования административного истца - подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

уточненные административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования, выразившееся в неразработке проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция канализационных очистных сооружений в ».

Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования внести изменения в муниципальную программу Зиминского городского муниципального образования «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 2020-2024 г.г., утвержденную постановлением администрации Зиминского городского муниципального образования от **.**.** (в редакции от **.**.**), а также в бюджет муниципального образования, предусмотрев финансирование мероприятия по разработке проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция канализационных очистных сооружений в », установив срок исполнения - до **.**.**.

Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования принять меры по разработке и утверждению проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция канализационных очистных сооружений в » в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством, установив срок исполнения - до **.**.**.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.Н. Гоголь

Мотивированное решение суда изготовлено **.**.**.