ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4212/2017 от 07.12.2017 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-4212/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

7 декабря 2017 г. г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего: Оляхиновой Г.З.,

при секретаре: Орусовой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Прокурора Республики Калмыкия, заявленного в защиту интересов Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия, Троицкого сельского муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия, Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия к Республиканской службе финансово-бюджетного контроля Республики Калмыкия о признании действий незаконными, признании вынесенных представлений недействительными,

установил:

Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Республиканская служба финансово-бюджетного контроля (далее – Служба, контролирующий орган), на основании поручений Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2017 г., 11 апреля 2017 г., обращения администрации Целинного районного муниципального образования, в 1 полугодии 2017 г. провела внеплановые проверки эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и муниципального имущества Городовиковского и Целинного районных муниципальных образований, а также эффективность использования земель несельскохозяйственного назначения в границах Троицкого сельского муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия. Объектами проверок являлись Комитет по земельным и имущественным отношениям Городовиковского РМО РК, администрация Троицкого СМО Целинного района Республики Калмыкия, администрация Целинного РМО. В ходе проверок контролирующим органом выявлены нарушения, касающиеся начисления арендной платы за использование земель сельскохозяйственного назначения, применения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, определения базового размера арендной платы по видам разрешенного использования, факты неначисления арендной платы по видам разрешенного использования, факты неначисления пени за несвоевременное внесение арендной платы арендаторами земельных участков, образования скрытой задолженности, недопоступления доходов в местный бюджет от предоставления земельных участков и иное. По результатам проверок Службой внесены обязательные к рассмотрению три представления в адрес Комитетов по земельным и имущественным отношениям Городовиковского и Целинного РМО, администрации Троицкого СМО Целинного района Республики Калмыкия.

Осуществление контрольных полномочий органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении муниципальных образований допускается только в установленных законом случаях, в связи с чем вмешательство органа исполнительной власти республики в деятельность органов местного самоуправления путем проведения на основании поручений правительства РК контрольных мероприятий в отношении его имущества, исполнения местных бюджетов и внесения в их адрес обязательных к исполнению актов реагирования прямо противоречит основополагающим принципам самостоятельности и независимости местного самоуправления, а также закрепленному ст. 31 БК РФ принципу самостоятельности бюджетов.

Поскольку Служба не осуществляет контроль за деятельностью органов местного самоуправления по разрешению вопросов местного значения, проведение внеплановых проверок явилось незаконным.

Просит признать незаконными действия Республиканской службы финансово-бюджетного контроля по проведению внеплановых проверок использования земель сельскохозяйственного назначения и муниципального имущества Городовиковского и Целинного РМО, а также эффективности использования земель несельскохозяйственного назначения в границах Троицкого СМО Целинного района Республики Калмыкия.

В ходе рассмотрения дела Прокурор Республики Калмыкия исковые требования уточнил. Просит суд признать действия Республиканской службы финансово-бюджетного контроля по проведению внеплановых поверок на основании приказов № 52-п от 7 апреля 2017 г., № 39-п от 3 марта 2017г., № 27-п от 3 февраля 2017 г. незаконными; признать представления Республиканской службы финансово-бюджетного контроля № 10 от 24 апреля 2017 г., № 11 от 24 апреля 2017 г.. № 13 от 23 мая 2017 г., вынесенные Республиканской службой финансово-бюджетного контроля Республики Калмыкия в адрес указанных органов местного самоуправления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений – недействительными.

В судебном заседании представитель старший помощник Прокурора Республики Калмыкия – Лиджиева В.П., заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Лаглаева С.В., заявленные административные исковые требования не признала. Полагает, что административный истец обратился в суд с пропуском установленного КАС РФ срока обращения с административным исковым заявлением в суд. Республиканская служба финансово-бюджетного контроля Республики Калмыкия осуществляла свои действия в пределах предоставленных полномочий.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, направив в адрес суда заявления с просьбой рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Обязанность по извещению сторон о времени и месте судебного заседания исполнена судом надлежащим образом.

В соответствии со ст.ст. 150, 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, 2 февраля 2017 г. председателем Правительства Республики Калмыкия поручено Республиканской службе финансово-бюджетного контроля совместно с Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия провести проверку эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и муниципального имущества Целинного района Республики Калмыкия. Аналогичное поручение на проведение проверки эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и муниципального имущества Городовиковского района Республики Калмыкия было дано председателем Правительства Республики Калмыкия 11 апреля 2017 г.

Во исполнение поручений председателя Правительства Республики Калмыкия руководителем Службы были изданы приказы № 27-п от 3 февраля 2017 г., № 39-п от 3 мата 2017 г. и 52-п от 7 апреля 2017 г. о проведении соответствующих проверок в Администрации Целинного РМО РК, в границах сельских муниципальных образований Целинного района РК, в Комитете по земельным и имущественным отношениям Городовиковского РМО РК соответственно, составлены программы проверки.

В ходе проверки контролирующим органом выявлены нарушения, касающиеся начисления арендной платы за использование земель сельскохозяйственного назначения, применения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, определения базового размера арендной платы по видам разрешенного использования, факты неначисления пени за несвоевременное внесение арендной платы арендаторами земельных участков, образования скрытой задолженности, недопоступления доходов в местный бюджет от предоставления земельных участков, иные нарушения.

В целях принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений, руководителем Службы были вынесены соответствующие представления в адрес администрации Троицкого СМО Целинного района РК № 10 от 24 апреля 2017 г., в адрес Главы Целинного РМО РК № 11 от 24 апреля 2017 г., в адрес председателя Комитета по земельным и имущественным отношениям Городовиковского РМО РК № 13 от 23 мая 2017 г.

Вопросы осуществления финансового контроля регламентированы главой 26 Бюджетного кодекса РФ.

Финансовый контроль подразделяется на внутренний и внешний.

Внешний контроль осуществляется органами внешнего контроля, которыми являются контрольно счетные органы.

Органы финансово-бюджетного контроля являются органами внутреннего контроля.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет, в том числе, контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Республиканской службе финансово-бюджетного контроля, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02.04.2008 N 119, Республиканская служба финансово-бюджетного контроля является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по внутреннему государственному финансовому контролю в финансово-бюджетной сфере, по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организационному обеспечению деятельности административных комиссий в Республике Калмыкия, а также их материально-техническому и финансовому обеспечению.

В соответствии с п. 2.9 Положения Служба взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации и Республики Калмыкия и органами местного самоуправления в установленном порядке.

Таким образом, проводя проверку эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и муниципального имущества Целинного и Городовиковского районов Республики Калмыкия, Служба приняла на себя не свойственные ей функции органов внешнего финансового контроля, вышла за пределы полномочий, которыми она наделена Правительством Республики Калмыкия в соответствии с Положением о Республиканской службе финансово-бюджетного контроля, что повлекло за собой вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, нарушение принципов самостоятельности и независимости местного самоуправления.

Поручение председателя Правительства Республики Калмыкия на проведение проверки эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и муниципального имущества не свидетельствует о легитимности действий Службы.

Ссылка представителя ответчика в обоснование своих возражений на заключенные между Правительством Республики Калмыкия и администрациями Городовиковского и Целинного РМО в соответствии со ст. 136 БК РФ соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов РМО отклоняются судом по тем основаниям, что в соответствии с условиями соглашений Правительство Республики Калмыкия наделяется правом осуществления контроля за полнотой и достоверностью представляемой Администрацией РМО информации о выполнении перечня мер, установленных соглашениями; осуществлять контроль за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношении при использовании средств республиканского бюджета, передаваемых РМО. Полномочиями по проведению проверок эффективности использования РМО муниципального имущества Правительство Республики Калмыкия в рамках представленных соглашений не наделено.

Соответственно, нельзя признать правомерными действия Республиканской службы финансово-бюджетного контроля по вынесению представлений в адрес органов местного самоуправления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений.

Срок для обращения в суд с настоящим административным иском Прокурором Республики Калмыкия не попущен, поскольку оспариваемые представления были направлены в Прокуратуру республики 1 июня 2017 г., с административным иском прокурор Республики Калмыкия обратился в суд 7 августа 2017 г.

Руководствуясь ст.ст. ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Прокурора Республики Калмыкия, заявленного в защиту интересов Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия, Троицкого сельского муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия, Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия удовлетворить.

Признать незаконными действия Республиканской службы финансово-бюджетного контроля Республики Калмыкия по проведению внеплановых проверок использования земель сельскохозяйственного назначения и муниципального имущества Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия, а также эффективности использования земель несельскохозяйственного назначения в границах Троицкого сельского муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия на основании приказов № 52-п от 7 апреля 2017 г., № 39-п от 3 марта 2017 г., № 27-п от 3 февраля 2017 г.

Признать недействительными вынесенные Республиканской службой финансово-бюджетного контроля Республики Калмыкия представления «О рассмотрении информации и принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений» № 10 от 24 апреля 2017 г. в отношении Троицкого сельского муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия, № 11 от 24 апреля 2017 г. в отношении районного муниципального образования Целинного района Республики Калмыкия, № 13 от 23 мая 2017 г. в отношении Комитета по земельным и имущественным отношениям Городовиковского районного муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий: Г.З. Оляхинова.