ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4218/19 от 18.05.2020 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Административное дело № 2а-948/2020

УИД-18RS0002-01-2019-005586-02 публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск 18 мая 2020 года

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего – судьи Арсаговой С.И., при секретаре Уткиной М.А., рассмотрев административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России по Удмуртской Республике к СРМ о взыскании задолженности по налогу

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально в суд обратился административный истец с иском к СРМ о взыскании задолженности по налогу, пени. В обоснование исковых требований указано, что СРМ состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России по УР (далее также – МРИ ФНС РФ по УР, Инспекция). Исковые требования мотивированы тем, что административный ответчик является плательщиком ЕНВД. Налогоплательщик представил в инспекцию налоговые декларации по ЕНВД за <дата>., в связи с чем начислен налог в сумме (111054+169967+169967+179135) 630123,00 руб.. В связи с тем, что административный ответчик не выполнил в установленный законом срок обязанность по уплате налога, в соответствии с п.3 ст. 75 НК РФ ему были начислены пени за период с <дата> по <дата>, которые составили 4641,91 руб., за период с <дата> по <дата>, которые составили 4883,45 руб., за период с <дата> по <дата>, которые составили 4725,92 руб., за период с <дата> по <дата>, которые составили 1732,84 руб. СРМ является собственником квартиры расположенной по адресу: УР, <адрес>, кадастровый . Налоговым органом начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1088 руб. и в сроки, установленные ст. 52 НК РФ должнику было отправлено налоговое уведомление об уплате налога. В связи с неоплатой налога на имущество, <дата> должнику направлено требование об уплате налога на имущество . Ответчиком требования не исполнено. В последующем административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, <дата> вынесенный судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.

Административный истец просил взыскать с СРМ:

- пени по ЕНВД в сумме 15 984,12 руб.

- налог на имущество физических лиц, расположенных в границах городских округов в сумме 1088,00 руб.;

Определением суда от <дата> производство по делу в части взыскания пени по ЕНВД в сумме 15 984 руб. прекращено.

К судебному заседанию от административного истца поступило заявление на основании ч.1 ст. 46 КАС РФ об уточнении исковых требований, окончательно просит:

-пени по ЕНВД в сумме 15984,00 руб.

- налог на имущество физических лиц в сумме 490,00 руб.

Протокольным определением суда уточнение исковых требований принято к производству суда.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

О административного истца поступили письменные пояснения, в которых указано, что в административном исковом заявлении допущена техническая ошибка в указании адреса квартиры истицы: необходимо читать:<адрес> В иске верно указана кадастровая стоимость и кадастровый номер указанной квартиры; приведены ссылки на налоговое уведомление, в котором правильно указан адрес квартиры истца. Налог на имущество исчислен верно, ошибка в указании адреса места нахождения имущества не повлекла нарушения начисления налога, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

От ответчика поступили письменные возражения на исковое заявление, согласно которым, при рассмотрении дела просит учесть следующее: 1. В соответствии с положениями статей 46,70 НК РФ срок на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогу и начисленных на сумму неуплаченного налога пеней является пресекательным и составляет совокупность сроков, установленных статьями 46, 48, 70 НК РФ. Таким образом, предельный срок взыскания недоимок по налогам складывается из сроков, установленных статьями 70 и 46 НК РФ. За пределами срока налоговый орган не имеет права взыскивать данную недоимку. Исходя из ч. 6 ст. 13 АПК РФ и подп. 8 п. 1 ст. 23, п. 8 ст. 78, ч. 1 ст. 87, ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогу, соответственно начисленных пеней и штрафов является три года. Считает, что требование инспекции об уплате пени, начисленную на недоимку, по которой истек пресекательный срок взыскания задолженности направлено на произвольное увеличение сроков. При истечении сроков на взыскание налога налоговый орган теряет право на взыскание пени с такой недоимки. Пеня является платежом, производным от суммы основного долга, следовательно, она не может быть взыскана при отсутствии оснований для взыскания суммы налога, на которую она начислена. Так как исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления. Налоговый орган не вправе начислять пени на недоимку, по которой истекли сроки принудительного взыскания, установленные статьями 46,47,48 Кодекса. С 2016 ответчик является пенсионеркой единственным источником существования является социальная пенсия которая составляет 6200 рублей, других источников дохода не имею. Просила учесть определение Верховного суда -КГ 16-27 от <дата> в котором говорится о необходимости соблюдения принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина. Ранее также представляла письменные возражения, указывая на несогласие с указанным в иске адресом квартиры. Просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Суд, материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

СРМ состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по УР в качестве налогоплательщика, ИНН 183200417440.

Административный ответчик являлся в течении всего <дата> года собственником квартиры по адресу: <адрес> кадастровый .

За 2016 год налог на имущество в связи с владением вышеуказанной квартиры исчислен исходя из кадастровой стоимости квартиры в сумме 1088 рублей.

В связи с тем, что в течении <дата> годов административный ответчик являлся собственником вышеуказанного имущества, налоговым органом в сроки, установленные ст. 52 НК РФ ответчику было направлено налоговое уведомление от <дата> о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за <дата> год в сумме 1088 рублей, со сроком уплаты не позднее <дата>., через личный кабинет.

Неуплата должником в срок, указанный в уведомлении, начисленного налога, послужила основанием для направления ему требования от <дата> об уплате налога на имущество в размере 1088 рублей со сроком исполнения до <дата>, через личный кабинет.

С учетом того, что общая сумма задолженности по выставленным налоговым органом и неисполненным СРМ требованиям (с учетом требовани1 от <дата> со сроком исполнения до <дата>) превысила 3000 руб., в соответствии с п.3 ст.48 НК РФ, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа <дата>, то есть, в течение 6 месяцев со дня, когда общая сумма задолженности по всем неисполненным требованиям превысила 3000 руб.

Мировым судьей судебного участка Первомайского района г.Ижевска был выдан судебный приказ о взыскании с СРМ задолженности по налогу и пени.

Определением мирового судьи от <дата> указанный приказ был отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.

Административный истец обратился с рассматриваемым иском в суд <дата>, то есть в установленный ч.3 ст. 48 НК РФ 6-месячный срок с момента отмены судебного приказа, что следует из штампа канцелярии суда от <дата>.

Указанные обстоятельства следуют из материалов дела.

В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан уплатить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, что отражает соответствующую конституционную обязанность (ст. 57 Конституции РФ ).

Пп.1 п.1 ст.23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.

П.1 ст.45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (п.п.2, 3 ст.52 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (п.1 ст.70 НК РФ).

На основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога, направленное по почте, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Определениями суда от <дата>, <дата> распределено бремя доказывания, на административного ответчика в случае несогласия с иском возложена обязанность представить доказательства отсутствия задолженности по уплате налогов, пени, в случае несогласия с размером налога, подлежащего уплате, - представить свой расчет.

Доказательств, подтверждающих оплату задолженности по налогу на имущество физических лиц, либо отсутствия обязанности по уплате указанного налогов административный ответчик суду не представил.

Доводы административного ответчика об оплате задолженности по налогу на имущество судом отклоняются, поскольку из представленной копии квитанции следует, что СРМ произведена оплата налога на имущество за 2017 год.

Неверное указание в тексте административного иска адреса квартиры СРМ с учетом совокупности представленных доказательств, письменных пояснений административного истца о допущенной технической ошибке, принятых судом как уточнение исковых требований, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является.

В соответствии со ст. 400 НК РФ должник является плательщиком налога на имущество физических лиц.

С <дата> налог на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ, в соответствии с которой налог на имущество физических лиц НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. 399); налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400); объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: квартира, комната, иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401); налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (ст. 402). Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ст. 403).

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до <дата> (ст. 404). Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

0,1 процента в отношении:

жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;

2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Ставка налога

До 300 000 рублей включительно

До 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

(ст. 406).

В силу ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников совместной собственности в равных долях. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте. Сумма налога за первые 4 налоговых периода (в редакции НК РФ, действовавшей на дату возникновения спорным правоотношений) с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:

Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,

где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;

Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;

Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от <дата> N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с <дата>;

К - коэффициент, равный:

0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;

0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;

0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. (ст. 409).

В соответствии с ч.8.1 ст. 408 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога. Положения настоящего пункта применяются при исчислении налога начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.

С учетом вышеприведенным правовых норм, за <дата> налоговым органом правомерно начислен налог на имущество в сумме 1088 рублей, исходя из расчета 2 718 811 руб. (кадастровая стоимость) х 0,1% (ставка налога) х 0,4 (коэффициент)= 1088 рублей (с учетом установленного ч.6 ст. 52 НК РФ округления), поскольку административный истец просит взыскать задолженность по уплате налога на имущества в сумме 490 руб., суд не может выйти за рамки предъявленных требований. Таким образом с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию налог на имущество в сумме 490 руб.

Учитывая, что согласно ст.ст.111,114 КАС РФ, 333.19, 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются истцы – государственные органы в защиту государственных и общественных интересов, государственная пошлина в размере 400 руб. подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика, который не освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по Удмуртской Республике к СРМ о взыскании налога– удовлетворить.

Взыскать с СРМ, проживающей по адресу :<адрес>72, в доход бюджета на расчетный счет 40, получатель УФК по УР (Межрайонная ИФНС России по Удмуртской Республике), ИНН 1835059990, КПП 184101001, БИК банка 049401001, задолженность по оплате:

- налог на имущество физических лиц в сумме 490,00 руб. (КБК 18 ОКТМО 94701000);

Взыскать с СРМ в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска), в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено <дата>

Судья: С.И. Арсагова