административное дело № 2а-421/2020 копия
УИД 69RS0032-01-2020-001019-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торжок 18 сентября 2020 года
Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Филатовой А.В.,
при секретаре судебного заседания Раевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сукромленского сельского поселения Торжокского района Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения, об обязании зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги,
установил:
Торжокский межрайонный прокурор, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Сукромленского сельского поселения Торжокского района Тверской области о признании бездействия администрации муниципального образования Сукромленское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения, незаконным, о возложении на администрацию муниципального образования Сукромленское сельское поселение обязанности в срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги. В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнение органами местного самоуправления законодательства о государственной и муниципальной собственности в части регистрации прав собственности на автомобильные дороги, в ходе которой установлено следующее. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения поселения. Законом Тверской области от 19 ноября 2014 года № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» за сельскими поселениями Тверской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ. Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Частью 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ определено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог. Исходя из положений ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. При этом, согласно ст. 51 указанного Федерального закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 года № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества. Как указано в приказе Минтранса России от 20 мая 2009 года № 80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ. В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право жизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В соответствии с ч. 3 ст. 1, ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация имеет правоустанавливающий характер, как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. В силу закона только государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и соответственно возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как установлено проведенной проверкой администрацией Сукромленского сельского поселения Торжокского района право собственности на автомобильные дороги местного значения, расположенные на территории сельского поселения: автодорога к мастерской д. Дубки, протяженностью 0,45 км, автодорога по д. Галки, протяженностью 0,9 км, автодорога по д. Алексейково, протяженностью 1,4 км, автодорога по д. Андрюшино, протяженностью 1,2 км, автодорога по д. Аксеново, протяженностью 0,6 км не оформлено, мер по принятию указанных объектов в муниципальную собственность не принято. Отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги препятствует осуществлению муниципалитетом возложенных на него полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и как следствие нарушает права неопределенного круга (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения, так как создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применением мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, может стать причиной увеличения роста дорожно-транспортных происшествий. Заявленные требования направлены на предупреждение и пресечение нарушений прав граждан - пользователей автомобильных дорог, круг которых определить невозможно. Просит признать бездействие администрации муниципального образования Сукромленское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения, незаконным; возложить на администрацию муниципального образования Сукромленское сельское поселение обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке зарегистрировать право собственности на следующие автомобильные дороги: автодорога к мастерской д. Дубки, протяженностью 0,45 км, автодорога по д. Галки, протяженностью 0,9 км, автодорога по д. Алексейково, протяженностью 1,4 км, автодорога по д. Андрюшино, протяженностью 1,2 км, автодорога по д. Аксеново, протяженностью 0,6 км.
В ходе производства по делу представитель процессуального истца – помощник Торжокского межрайонного прокурора Алексеев Д.С. просил привлечь соответчиком по делу Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в части заявленных требований в отношении автодороги по д. Аксеново, так как согласно распоряжению Комитета по управлению имуществом Тверской области от 04 июня 2010 года № 1514 автодорога «Подъезд к д. Аксеново» закреплена на праве оперативного управления за ГКУ «Дирекция ТДФ Тверской области». Впоследствии помощник Торжокского межрайонного прокурора Митин А.В. пояснив, что автодорога по д. Дубки ошибочно указана как автодорога к мастерской д. Дубки, не изменяя основания иска, уточнил заявленные требования с учетом установленных обстоятельств в отношении автодороги по д. Аксеново и просил суд признать бездействие администрации муниципального образования Сукромленское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения, незаконным; возложить на администрацию муниципального образования Сукромленское сельское поселение обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке зарегистрировать право собственности на следующие автомобильные дороги: автодорога по д. Дубки, протяженностью 0,45 км, автодорога по д. Галки, протяженностью 0,9 км, автодорога по д. Алексейково, протяженностью 1,4 км, автодорога по д. Андрюшино, протяженностью 1,2 км, автодорога по д. Аксеново, протяженностью 0,6 км. А также возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке зарегистрировать право собственности на автодорогу по д. Аксеново, протяженностью 0,6 км. Помощник Торжокского межрайонного прокурора Шемчук О.С. в судебном заседании поддержал уточненные административные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании 18 сентября 2020 года представители процессуального истца участие не приняли.
Представитель административного ответчика – администрации МО Сукромленское сельское поселение Торжокского района Тверской области – глава Сукромленского сельского поселения ФИО1 заявленные административные исковые требования не признал, пояснил, что автодорога, ведущая по д. Аксеново входит в состав автодороги, соединяющей населенные пункты <адрес> и является примыкающей частью вышеуказанной автодороги. Автодорога по д. Аксеново является собственностью Территориального дорожного фонда. Дорога в мастерскую в д. Дубки отсутствует, в связи с отсутствием самой мастерской. Кроме того, автодорога по д. Дубки входит в автодорогу от д. Захаркино до д. Дубки и является муниципальной собственностью <адрес>. Все автодороги имеют грунтовое покрытие, а потому не могут быть зарегистрированы в ЕГРН. Также не согласен с тем, что бездействие администрации поселения является незаконным, считает, что отсутствие регистрации права собственности не препятствует осуществлению дорожной деятельности.
Протокольным определением суда в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала, обосновала свою позицию по доводам, изложенным в письменных возражениях. А именно, указала, что основанием для привлечения Министерства в качестве административного ответчика послужило распоряжение Комитета по управлению имуществом Тверской области от 04 июня 2010 года № 1514, согласно которому дорога до д. Аксеново (идентификационный помер дороги 28 ОН М3 2811-1700) закреплена на нраве оперативного управления за государственным казенным учреждением Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области». В Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 10 февраля 2009 года № 30-па (далее Перечень № 30-па) внесены сведения об автомобильной дороге 28 011 М3 2811-1700 «подъезд к д. Аксенове» протяженностью 1,5 км. Таким образом, исходя из описания местоположения автомобильной дороги и ее протяженности, указанной в административном исковом заявлении, и из сведений, содержащихся в Перечне № 30-па, об автомобильной дороге 28 011 М3 2811-1700, не представляется возможным установить, названные дороги являются одним и тем же объектом. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные па них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Таким образом, под автомобильной дорогой в соответствии с приведенной нормой понимается не только само по себе дорожное полотно (покрытие), но и иные элементы, связанные, в том числе с обустройством автомобильной дороги. Как следует из ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ). В силу ч. 6 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации. Таким образом, правовым основанием отнесения автомобильной дороги к собственности того или иного публично-правового образования является включение такой автомобильной дороги в соответствующий перечень автомобильных дорог. В Перечень № 30 автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области входит автомобильная дорога «Подъезд к д. Аксеново» (пункт 1700 Перечня). В соответствии с п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Полагает необходимым обратить внимание суда на отсутствие законодательных актов, устанавливающих обязательность регистрации права собственности публично-правового образования на автомобильные дороги, включенные в соответствующий перечень автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Нормы ГК РФ и Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» являются общими по отношению к нормам Федерального закона № 257-ФЗ, а потому к опорным правоотношениям, по мнению Министерства, должны быть применены нормы последнего. Приведенными нормами Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что включение той или иной автомобильной дороги регионального и (или) межмуниципального значения в соответствующий перечень автомобильных дорог, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, является основанием для отнесения соответствующей автомобильной дороги к собственности субъекта Российской Федерации. Спорная автомобильная дорога является собственностью субъекта Российской Федерации - Тверской области, поскольку включена в соответствующий перечень. Министерство полагает, что административным истцом не доказана обязательность осуществления государственной регистрации прав на спорные автомобильные дороги, вследствие чего на стороне Министерства отсутствует незаконное бездействие и обязанность по проведению государственной регистрации права на спорную автомобильную дорогу. Автомобильная дорога «Подъезд к д. Аксеново» находится в оперативном управлении ГКУ «Дирекция ТДФ» на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 04 июня 2010 года № 1514. В соответствии с Законом Тверской области от 03 февраля 2010 года № 12-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями в сфере осуществления дорожной деятельности» государственные полномочия Тверской области по содержанию автомобильной дороги 28 011 М3 2811-1700 «Подъезд к д. Аксеново» переданы органам местного самоуправления муниципального образования «Торжокский район» Тверской области (приложение № 81 к Закону). Следовательно, полномочия по содержанию автомобильной дороги 28 ОН М3 2811-1700 «Подъезд к д. Аксеново» осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования «Торжокский район» Тверской области в соответствии с переданными полномочиями. Согласно пунктам 1, 2 ст. 3 Законом Тверской области от 03 февраля 2010 года № 12-ЗО финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию. Расчет общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований производится в соответствии со способом расчета нормативов, необходимых для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Тверской области, и Методикой распределения субвенций местным бюджетам на осуществление отдельных государственных полномочий согласно приложению 85 к настоящему Закону. Во исполнение возложенных на муниципальное образование полномочий между Администрацией Торжокского района Тверской области и ИП ФИО2 заключен муниципальный контракт от 27 января 2020 года № 0136300045619000187 с дополнительным соглашением к нему на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения Тверской области третьего класса в Торжокском районе. Согласно приложению № 1 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью муниципального контракта № 0136300045619000187, в перечень обслуживаемых участков автомобильных дорог включена автомобильная дорога «Подъезд к д. Аксеново» протяженностью 1,5 км. Таким образом, вопреки доводам прокурора, отсутствие зарегистрированного в ЕГРН права собственности Тверской области на автомобильную дорогу «Подъезд к д. Аксеново» при наличии Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, утвержденных постановлением Администрации Тверской области от 10 февраля 2009 года № 30-па, не препятствует осуществлению полномочий в сфере дорожной деятельности, не создает препятствий в осуществлении государственного контроля за состоянием дорог и безопасностью дорожного движения, в результате чего не может стать причиной роста дорожно-транспортных происшествий, поскольку право собственности Тверской области на данные дороги возникло в силу ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257- ФЗ, следовательно, требования прокурора необоснованы и не подлежат удовлетворению. Кроме того, требования прокурора об обязании зарегистрировать право собственности Сукромленского сельского поселения на спорные автодороги также необоснованы и не подлежат удовлетворению, поскольку право муниципальной собственности на указанные дороги возникло в силу ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, и отсутствие зарегистрированного в ЕГРН права собственности муниципального образования не препятствует осуществлению полномочий в сфере дорожной деятельности, не создает препятствий в осуществлении государственного контроля за состоянием дорог и безопасностью дорожного движения, и не может стать причиной роста дорожно-транспортных происшествий. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ при удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых действия (бездействия) незаконными, суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, для возложения обязанности совершить определенные действия первым этапом необходимо признание судом бездействия незаконным, и, учитывая, что требования административного истца в отношении Министерства сформулированы только в части обязания совершить определенные действия, без заявления требования о признании действия (бездействия) незаконным, требования прокурора в заявленном виде не могут быть удовлетворены. Кроме того, требования прокурора об обязании зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги заявлено одновременно к двум административным ответчикам без соответствующего разграничения к каждому из ответчиков, в результате чего, в случае удовлетворения требований прокурора в заявленном виде решение суда не сможет быть исполнено, соответственно, возникнут основания для его отмены. Учитывая изложенное, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области просит суд в удовлетворении требований Торжокского межрайонного прокурора отказать в полном объеме. В судебном заседании 18 сентября 2020 года представитель Министерства участие не принял, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Протокольными определениями суда в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены МУ администрация Торжокского района Тверской области, МУ Комитет по управлению имуществом Торжокского района Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Министерство транспорта по Тверской области, ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области».
Заинтересованное лицо - МУ администрация Торжокского района Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дело в отсутствие его представителя. Решение суда оставила на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо - МУ Комитет по управлению имуществом Торжокского района Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дело в отсутствие его представителя, полагает требования прокурора к администрации сельского поселения законными, однако считает необходимым установить срок исполнения обязанности в установленном порядке зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги в течение двух лет после вступления решения в законную силу.
Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилось. По запросу суда сообщило, что в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закона) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Согласно ч. 4 ст. 1 Закона государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственный кадастровый учет созданных объектов недвижимости (в том числе автомобильных дорог общего пользования) осуществляется в порядке, установленном ст. 40 Закона. Также сведения об объектах недвижимости могут быть внесены в ЕГРН как о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствии со ст. 69 Закона. Согласно положениям ст. 69 Закона права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Технический учет объектов недвижимости, в том числе осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. В соответствии с ч. 5 ст. 69 Закона в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного ст. 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании: имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости; документа, подтверждающего ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него. Таким образом, постановка на кадастровый учет автомобильной дороги, как ранее учтенного объекта недвижимости, возможна при наличии вышеуказанных документов. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные сооружения установлены ст. 40 Закона. Так государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные сооружения осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Согласно ст. 14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке, в том числе технического плана сооружения. Технический план составляется по итогам выполнения кадастровых работ, которые проводит кадастровый инженер. При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение. Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные автомобильные дороги могут быть осуществлены на основании заявления собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, и документов, подтверждающих факт создания объекта недвижимости на таком участке в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также технического плана, подготовленного кадастровым инженером. Учитывая изложенное, полагают, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на автомобильные дороги общего пользования, имеющие грунтовое покрытие, могут быть осуществлены, если документы на такие объекты соответствуют требованиям, установленным статьями 40 и 69 Закона.
Представитель заинтересованного лица – ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» ФИО3 в судебном заседании пояснил, что в соответствии с Законом Тверской области от 03 февраля 2010 года № 12-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области в сфере осуществления дорожной деятельности» государственные полномочия по содержанию автомобильных дорог 3 класса Торжокского района Тверской области, в том числе автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «подъезд к д. Аксеново» протяженностью 1,5 км, переданы органам местного самоуправления МО Торжокский район (приложение 81 к Закону Тверской области от 03 февраля 2010 года № 12-ЗО). В настоящее время право собственности Тверской области на данную автомобильную дорогу не зарегистрировано, точная протяженность, местонахождение и полоса отвода под автомобильную дорогу будут установлены в результате кадастровых работ по мере выделения денежных средств из бюджета Тверской области. ГКУ «Дирекция ТДФ» не осуществляет содержание автомобильной дороги «подъезд к д. Аксеново». Представитель заинтересованного лица участие в судебном заседании 18 сентября 2020 года не принял.
Заинтересованное лицо - Министерство транспорта Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дело в отсутствие его представителя. Представило отзыв на административное исковое заявление, в котором указало следующее. Министерство является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности, также является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций, в рамках полномочий, предоставленных постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 74-пп «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Тверской области» (далее - Положение). В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты. Отсутствие государственной регистрации права собственности на местные автомобильные дороги препятствует осуществлению администрацией Сукромленского сельского поселения Торжокского района дорожной деятельности. Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС РФ. На основании изложенного Министерство считает заявленные требования Торжокского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив административное исковое заявление, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 228 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу Закона Тверской области от 19 ноября 2014 года № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» данный вопрос местного значения закреплен за сельскими поселениями Тверской области.
Дорожная деятельность в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью; от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса (ч. 1,2 ст. 215 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствие с ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Частью 8 ст. 6 указанного выше закона определено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Из системного анализа перечисленных нормативно-правовых актов следует, что перечень автомобильных дорог местного значения утверждается решением органа местного самоуправления, при этом данный орган вправе самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в его муниципальной собственности, а также обязан нести бремя содержания такого имущества (ст. 210 ГК РФ).
Как установлено в судебном заседании и бесспорно подтверждено представленными материалами дела, решением Совета депутатов Сукромленского сельского поселения от 08 июля 2013 года № 75 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в муниципальной собственности Сукромленского сельского поселения. В данный Перечень включены, в том числе автодороги: автодорога по д. Дубки, протяженностью 0,45 км, автодорога по д. Галки, протяженностью 0,9 км, автодорога по д. Алексейково, протяженностью 1,4 км, автодорога по д. Андрюшино, протяженностью 1,2 км, автодорога по д. Аксеново, протяженностью 0,6 км (л.д. 70-72). Факт нахождения перечисленных дорог в муниципальной собственности сельского поселения также подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности, представленной МУ Комитет по управлению имуществом Торжокского района (л.д. 74).
При таких обстоятельствах, утверждение административного истца о непринятии администрацией Сукромленского сельского поселения указанных автомобильных дорог в муниципальную собственность, не соответствует действительности.
Таким образом, принимая во внимание, что в силу требований ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ право муниципальной собственности на спорные автомобильные дороги возникло у муниципального образования Сукромленское сельское поселение, орган местного самоуправления не лишен возможности предусмотреть в бюджете поселения финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий в сфере дорожной деятельности, в том числе по содержанию имущества и его ремонту. Государственная регистрация прав на указанные автомобильные дороги не произведена, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в ЕГРН сведений об объектах недвижимости. Тем не менее, оснований полагать, что отсутствие регистрации права собственности на автодороги в ЕГРН создает препятствие в осуществлении возложенных на ответчика названных полномочий, контроля за техническим состоянием дорог и безопасностью дорожного движения, и как следствие - принятии мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, суд не усматривает.
В силу п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд в защиту неопределенного круга лиц, обязан доказать - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Однако, при рассмотрении дела административным истцом не доказано, что нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц вследствие непроведения действий администрацией поселения по регистрации права собственности на автомобильные дороги в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Кроме того, при разрешении административного иска, первая судебная инстанция учитывает также следующие обстоятельства.
Частью 1 ст. 131 ГК РФ определено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Понятие автомобильной дороги содержится в Федеральном законе от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3).
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
В соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, на основании проектной документации, с предварительным получением разрешения на строительство, реконструкцию и последующим вводом в эксплуатацию (п. 5 ст. 10, ст. 16).
Согласно ст.ст. 1, 51, 55 ГрК РФ автомобильные дороги являются линейными объектами. Для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу ч. 2,7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ).
Сведения об объектах недвижимости могут быть внесены в ЕГРН в том числе в отношении ранее учтенных объектах недвижимости в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно положениям ч. 1, 4 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с ч. 5 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного ст. 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона. Стабильность гражданского оборота обеспечивается законодательно установленной необходимостью государственной регистрации прав только на недвижимые вещи. Объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью, а рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, на котором они находятся, представляют собой его неотъемлемую составную часть, а потому следуют его юридической судьбе. Замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. Такое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования. Такие объекты не являются сооружениями и не подлежат государственному кадастровому учету. Аналогичные правовые позиции нашли отражение в п. 38 постановления от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Как установлено судом, дороги по д. Дубки, д. Галки, д. Алексейково, д. Андрюшино, д. Аксеново в Торжокском районе относятся к дорогам с грунтовым покрытием, что подтверждается реестром муниципальной собственности поселения.
Государственная регистрация прав на указанные автомобильные дороги не производилась, автодороги не проходили процедуру учета в реестре государственного имущества Тверской области (л.д. 47) и сведения о них отсутствуют в информационной базе федерального имущества (л.д. 49).
Согласно ответу на запрос Торжокского отделения ГБУ Тверской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации» от 18 сентября 2020 года № 237 техническая инвентаризация дорожно-мостового хозяйства в Сукромленском сельском округе Торжокского района Тверской области (грунтовые дороги в д. Дубки, д. Галки, д. Алексейково, д. Андрюшино, д. Аксеново) не производились.
В соответствии с ответом на запрос администрации Торжокского района Тверской области от 15 сентября 2020 года документов, подтверждающих выдачу разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию перечисленных грунтовых дорог, не имеется.
Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию дорог не выдавались и администрацией Сукромленского сельского поселения (ответ от 15 сентября 2020 года № 122). Также согласно сведениям административного ответчика (администрации Сукромленского сельского поселения) автодороги не имеют дорожных сооружений, защитных сооружений, искусственных дорожных сооружений, производственных объектов, элементов обустройства автомобильных дорог.
Таким образом, давая оценку изложенным обстоятельствам, суд приходит к выводу, что в материалах дела отсутствует надлежащей совокупности доказательств соответствия спорных грунтовых дорог установленным законом критериям для их отнесения к автомобильным дорогам. Поскольку сведений о выделении земельных участков под строительство дорог не имеется, при этом указанные дороги, как объекты недвижимого имущества, на основании проектной документации и разрешения на строительство, не возводились, в эксплуатацию в установленном порядке не принимались.
Доказательств наличия оснований для внесения сведений о грунтовых дорогах в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенных объектах недвижимости, не представлено, напротив, согласно имеющимся материалам дела, технический учет и государственный учет объектов недвижимости, в том числе до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», не осуществлялся. Права на перечисленные дороги в Едином государственном реестре недвижимости не регистрировались и не прекращались, условные номера согласно Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» им не присваивались.
При таких обстоятельствах, основания считать, что указанные грунтовые дороги отвечают признакам дороги, установленным в соответствии с требованиями п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, а как следствие относятся к объектам недвижимости, права на которые подлежат регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, у суда не имеется.
Разрешая заявленные требования к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, суд наряду с изложенным, принимает во внимание, что в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ при удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела, прокурором сформулировано требование в отношении Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области только в части обязании совершить определенные действия, без заявления требования о признании действия (бездействие) незаконным. При этом истец просит суд обязать одновременно администрацию сельского поселения и Министерство зарегистрировать право собственности на один и тот же объект – автомобильную дорогу по д. Аксеново, протяженностью 0,6 км, без соответствующего разграничения к каждому из ответчиков. Более того, прокурор каких-либо доводов в обоснование заявленных требований к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области не привел.
Согласно Перечню, утвержденному постановлением Администрации Тверской области от 10 февраля 2009 года № 30-па, автодорога «подъезд к д. Аксеново» Торжокского района Тверской области, протяженностью 1,5 км, отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, 3 класса. Право собственности на данную автомобильную дорогу не зарегистрировано, точная протяженность и местонахождение будут установлены в результате кадастровых работ. Доказательств, подтверждающих, что дорога по д. Аксеново Торжокского района Тверской области входит в автодорогу «подъезд к д. Аксеново» не представлено.
Таким образом, учитывая установленные выше обстоятельства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований, заявленных как к администрации Сукромленского сельского поселения, так и к Министерству имущественных и земельных отношений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сукромленского сельского поселения Торжокского района Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения, об обязании зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.В. Филатова
Решение в окончательной форме принято 01 октября 2020 года.
Председательствующий подпись А.В. Филатова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
административное дело № 2а-421/2020 копия
УИД 69RS0032-01-2020-001019-87