ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4223/20 от 20.01.2021 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

УИД 05RS0031-01-2020-020818-58

Дело № 2а-579/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 20.01.2021 г.

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Магомедовой Х.М.,

при секретаре судебного заседания Исмаиловой Ф.Р.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности №5 от 20.06.2019 г.,

представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности №59 от 05.11.2020 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Негосударственной автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Дагестанский институт экономики и политики» (далее - НАНО «ДИЭП») к Министерству по земельным и имущественным отношениям РД (далее - Минимущество РД) о признании незаконным распоряжения от 10.10.2017 г. № 503-Р «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением Минимущества РД от 22.12.2015 г. № 821-Р» в части включения нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год на позиции № 392 и возложении обязанности исключить указанное здание из данного перечня,

УСТАНОВИЛ:

Представитель НАНО ДПО "ДИЭП" ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству по земельным и имущественным отношениям РД о признании незаконным распоряжения от 10.10.2017 г. № 503-Р «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от 22.12.2015 г. № 821-Р» в части включения нежилого здания с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> Перечень следующих объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ на 2018 год на позиции № 392 и возложении обязанности исключить указанное здание из данного перечня.

В обоснование своих требований указывает, что НАНОДПО «ДИЭП» принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования под административное здание машинно-счетной станции и нежилое здание с кадастровым номером с видом разрешенного использования под административное здание машинно-счетной станции. Согласно указанных видов разрешенного использования названные объекты недвижимости относятся к производственным объектам, а не административным, деловым или коммерческим.

НАНОДПО «ДИЭП» получила уведомление с ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы по факту неуплаты Институтом налога на имущество организации. В Налоговом органе разъяснили, что распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 10.10.2017 г. № 503-Р «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от 22.12.2015 г. № 821-Р» институт включен в перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно налогового законодательства НАНОДПО «ДИЭП» не является плательщиком налога на имущество организации, так как имеющиеся в собственности имущество не подпадает не под один критерий требования ст. 378.2 НК РФ.

Институт направил письмо в Минимущество Дагестана от 21.05.2020 г. № 21-05/2020 с просьбой разъяснить по каким критериям нежилое здание с кадастровым номером было включено в перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; признать ошибочным включение нежилого здания с кадастровым номером в перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; исключить нежилое здание с кадастровым номером из перечня объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Приказом Минимущества Дагестана от 23.06.2020 г. № 153 проведено обследование по определению вида фактического использования объектов недвижимости в связи с обращением правообладателя о несогласии с включением в Перечень на 2018 год, по результатам которого составлен Акт от 25.06.2020 г., из которого следует, что нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> не отвечает критериям, установленным пунктом 3, 4, 4.1 и 5 статьи 378.2 НК РФ.

Таким образом, Минимущество Дагестана признало ошибкой факт включения объекта в Перечень следующих объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ на 2018 год, на позиции № 392.

Вместе с тем, Минимущество Дагестана отказалось исключить нежилое здание с кадастровым номером 05:40:000056:6961 из Перечня следующих объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ на 2018 год, на позиции № 392 в связи с пропуском срока обращения.

Административный истец указывает, что не знал о факте включения его объекта в названный Перечень в 2018 году. Институту об этом стало известно только после получения письма из ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы от 21.05.2020 г. № 09- 31/04858. В этой связи НАНОДПО «ДИЭП» никак не мог обратиться в Минмущество Дагестан до 1 ноября текущего налогового периода, так как он не был уведомлен о включении его объект в Перечень на 2018 год.

На основании изложенного просит суд признать распоряжение от 10.10.2017 г. № 503-Р незаконным и обязать исключить нежилое здание с кадастровым номером из указанного перечня объектов.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Минимущества Дагестана ФИО2 в судебном заседании требования не признала и просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.

В силу подпункта 1 статьи 14 и статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций, являясь региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также закрепляться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что в данном случае включение спорного объекта в Перечень произведено в целях налогообложения на 2018 год, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и он полагает, что этим актом нарушаются его права и законные интересы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что НАНО ДПО «ДИЭП» вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействующими отдельных положений Перечня в части, затрагивающей его права и законные интересы.Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержден распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 10.10.2017 г. № 503-Р «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от 22.12.2015 г. № 821-Р».

Из материалов дела следует, что распоряжением Министерства имущества по РД от 10.10.2017 г. № 503-р (далее - распоряжение Министерства № 503-р) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень).

В пункт 392 Перечня включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности НАНОДПО «ДИЭП».

Однако, объект недвижимости расположен на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования: нежилое с наименованием административное здание машинно-счетной станции.

Данный вид разрешенного использования подтверждает, что он не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание (под административное здание машинно-счетной станции), не свидетельствует о размещении на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является одним из предусмотренных пунктом 3 ст. 378.2 НК РФ условий отнесения зданий и помещений к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости.

В соответствии с приказом Министерства имущества РД от 23.06.2020 №153 проведено обследование фактического использования здания принадлежащего обществу, о чем составлен акт обследования объекта от 25.06.2020 г., которым установлено, что данный объект используется в учебно-образовательных целях

В ходе проведения проверки осуществлена внешняя фотосъемка, фиксирующая фактическое использование объекта.

Поскольку с заявлением об исключении здания из Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год организация обратилась в Минимущество РД с пропуском 5-дневного срока, предусмотренного для подачи такого заявления, обществу отказано в пересмотре результатов определения вида фактического использования объекта.

Спорный объект недвижимости, принадлежащий НАНОДПО «ДИЭП» на праве собственности, является зданием нежилым предназначен для размещения административного здания машинно-счетной станции, по своим характеристикам не отвечает ни одному из критериев, установленных п. 4 ст. 378.2 НК РФ.

НАНОДПО «ДИЭП» является юридическим лицом, осуществляющим учебно-образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, на основании соответствующих лицензий.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Между тем административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеуказанного здания критериям, установленным Налоговым кодеком Российской Федерации и необходимым для включения указанного объекта в Перечень на 2018 год, не представил.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что до принятия Перечня административный ответчик должен был выяснить фактическое использование здания с кадастровым номером , поскольку достоверные данные, свидетельствующие о наличии оснований для включения его в Перечень, отсутствовали, в связи с чем распоряжение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 10.10.2017 г. № 503-Р «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от 22.12.2015 г. № 821-Р» в части включения нежилого здания с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> Перечень следующих объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ на 2018 год на позиции № 392.подлежит признанию незаконным и отмене.

Также подлежат удовлетворению требования административного истца об обязании Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан исключить из Перечня следующих объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ на 2018 год на позиции № 392 - нежилое здание с кадастровым номером , расположенного по адресу: <...>, утвержденного распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 10.10.2017 г. № 503-Р «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от 22.12.2015 г. № 821-Р.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Негосударственной автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Дагестанский институт экономики и политики» (далее - НАНО «ДИЭП») к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан – удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 10.10.2017 г. № 503-Р «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от 22.12.2015 г. № 821-Р» в части включения нежилого здания с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> Перечень следующих объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ на 2018 год на позиции № 392.

Обязать Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан исключить из Перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ на 2018 год на позиции № 392 - нежилое здание с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Ленинский районный суд г. Махачкалы суд Республики Дагестан.

Председательствующий Х.М. Магомедова

Решение в окончательной форме составлено 03.02.2021 г.