ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4224/2022 от 09.09.2022 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело № 2а-4224/2022

42RS0019-01-2022-006197-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Федотовой В.А.,

При секретаре Гаджиевой Е.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

09 сентября 2022 г.

дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Председателю Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО2, Новокузнецкому городскому Совету народных депутатов, и.о. Председателя Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО3 о признании незаконными бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Председателю Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО2 о признании незаконными действия, выразившиеся в не назначении заседания комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, также со стороны комиссии до настоящего времени не принято надлежащих мер по обеспечению условий перерегистрации Кемеровской региональной общественной организации – «Жертв политических репрессий – Наша память». Обязать ФИО2 устранить халатность в разрешении проблем по перерегистрации Кемеровской региональной общественной организации «Жертв политических репрессий – Наша память».

Требования мотивированы тем, что в газете «Новокузнецк» от 02.12.2021 г. №48 (1149) был опубликован нормативный акт Новокузнецкого городского Совета народных депутатов – Решение «О внесении изменений в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 02.02.2016 №1/12 «О комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий», к которому имеется Приложение с перечнем структур города (должностных лиц) и организаций, в число которых внесен Председатель Новокузнецкой общественной благотворительной городской организации пенсионеров и . Административный истец 15.12.2021 г. был избран председателем Кемеровской региональной общественной организации «Жертв политических репрессий – Наша память». Для налаживания работы общественной организации ФИО1 были направлены письменные заявления по внесению его кандидатуры как руководителя общественной организации, заявлял о необходимости заседаний комиссии по тем проблемам, которые стоят перед Кемеровской региональной общественной организации «Жертв политических репрессий – Наша память». ФИО2 ставила административного истца в известность о направлении запросов в ту или иную инстанцию, в полномочиях которых, было дать разъяснения в отношении ситуаций по оформлению документаций на последующую перерегистрацию общественной организации. 01 июня 2022 г. состоялось заседание комиссии, 17 июня 2022 г. административный истец позвонил в приемную ФИО2, чтоб записаться на прием, однако административный истец был занят, 24 июня 2022 г. административный истец еще раз позвонил в приемную, секретарь должностного лица ответил, что в связи с отпуском ФИО2 ближайшей записью на прием является 17 августа 2022 г. Административный истец полагает, что тогда его должны были записать к заместителю Председателя и ему препятствовали в разрешении проблем его общественной организации, выразившиеся в отказах встречи с ним.

В качестве административных ответчиков к делу привлечены Новокузнецкий городской Совет народных депутатов, и.о. Председателя Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО3, о чем вынесено соответствующее определение.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, пояснил, что он не включен в качестве Председателя Кемеровской региональной общественной организации «Жертв политических репрессий – Наша память» в состав комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, что Председатель Новокузнецкого городского Совета народных депутатов – ФИО2 не назначает заседания комиссии для решения поставленных вопросов ФИО1, что его общественной организации для перерегистрации необходимо помещение, которое ему не выдают, также пояснил, что уже договорился с другим должностным лицом, что выделят помещение в фойе Администрации г. Новокузнецка. Также выразил несогласие с нормативным актом Новокузнецкого городского Совета народных депутатов – Решение «о внесении изменений в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 02.02.2016 №1/12 «О комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий». Полагает, что ФИО2 нарушена ст. 10 Конституции Российской Федерации, так как она делала запросы в местные органы исполнительной власти о предоставлении помещения для общественной организации ФИО1

Представитель административного ответчика в лице ФИО4, действующей на основании доверенности, в судебном заседании просила отказа в удовлетворении административных исковых требованиях, пояснив, что Председатель Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО2 оказывала содействие административному истцу по получению помещения для общественной организации «Жертв политических репрессий – Наша память». В полномочия Председателя не входит назначение заседаний комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, данными полномочиями обладает Председатель этой самой комиссии. Новокузнецкий городской Совет народных депутатов как представительный орган только утверждает положение о комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, ФИО1 как Председатель общественной входит в состав этой комиссии, в акте указываются только должности, но не по фамильно. ФИО2 на письменные заявления давала ответы ФИО1 в порядке Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2026 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», также ФИО1 неоднократно был на приеме у должностного лица. В связи с нахождением ФИО2 в отпуске, административному истцу было предложено записаться на прием 17.08.2022 г. либо к заместителю Председателя городского Совета.

Административный ответчики Председатель Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО2, и.о. Председателя Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть в свое отсутствие, направили возражения на административное исковое заявление, согласно которым в полномочия Председателя не входит назначение заседаний комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, данными полномочиями обладает Председатель этой самой комиссии. Новокузнецкий городской Совет народных депутатов как представительный орган только утверждает положение о комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, ФИО1 как Председатель общественной входит в состав этой комиссии, в акте указываются только должности. ФИО2 на письменные заявления давала ответы ФИО1 в порядке Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2026 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», также ФИО1 неоднократно был на приеме у должностного лица. В связи с нахождением ФИО2 в отпуске, административному истцу было предложено записаться на прием 17.08.2022 г. либо к заместителю Председателя городского Совета. В полномочия городского Совета не входят вопросы по перерегистрации общественных организаций и решение их проблем. Порядок деятельности общественных организаций, в том числе их регистрации регулируется Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях». В период с 01.01.2022 по 12.07.2022 (и ранее) ФИО1 неоднократно обращался в городской Совет с письменными обращениями, а также на личных приемах Председателя Совета ФИО2 с устными обращениями по ведению деятельности комиссии и ее состава, предоставления нежилого помещения для деятельности общественной организации, установления камня в память о жертвах политических репрессий. В связи с обращениями ФИО1 с просьбой предоставить помещение для осуществления общественной организацией своей уставной деятельности, городским Советом направлялись запросы в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области – Кузбасса. Ответы на все обращения предоставлены ФИО1 и находятся в его распоряжении, несогласие с предоставленными ответами не является основанием для признания действия (бездействия) должностного лица незаконными. Также административное исковое заявление не соответствует требованиям ст. 220 КАС РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Главой 22 КАС РФ предусматривается возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу ст.226 КАС РФ для признания действий (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.

В статье 10 Конституции Российской Федерации определено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти - ст. 12–Конституции Российской Федерации.

В ч.1 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) определена структура органов местного самоуправления – представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно – распорядительный орган муниципального образования), контрольно – счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Формирование, деятельность, полномочия представительного органа муниципального образования содержатся в ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ.

В главе IV Устава Новокузнецкого городского округа (Утв. Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 №11/117) определяются органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. В статье 28 определена компетенция городского Совета народных депутатов. Полномочия Председателя Совета народных депутатов содержатся в статье 31 настоящего Устава, согласно которой Председатель руководит работой городского Совета, созывает заседания городского Совета и председательствует на них, организует процесс подготовки и принятия правовых актов Совета, организует деятельность постоянных и временных комиссий и комитетов городского Совета, ведение протоколов заседаний, представляет нормативные правовые акты городского совета на подписание Главы города, руководит работой аппарата городского Совета, представляет городской Совет, организует прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, а также выполняет иные функции.

В судебном заседании установлено, что 15 декабря 2021 года ФИО1 был избран Председателем Кемеровской региональной общественной организации жертв политических репрессий «Наша Память», 14 декабря 2021 года ФИО1 подал заявление Председателю Новокузнецкой общественной благотворительной городской организации пенсионеров и «Новокузнецкая ассоциация жертв незаконных политических репрессий» о принятии его в члены этой ассоциации.

На основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 30.03.1992 №2610-1 «Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий». В соответствии с пунктами 2.1, 2.4 настоящего Постановления комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий создаются городскими Советами народных депутатов по представлению соответствующих органов исполнительной власти и состоят при исполнительных органах власти. Состав комиссии, а также положение об организации и деятельности комиссии утверждаются соответствующим Советом народных депутатов.

Пунктом 2.2 Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 30.03.1992 №2610-1 «Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий» определено, что в состав комиссии входят депутаты, работники исполнительных органов власти, финансовых органов, органов социальной защиты и других учреждений. В комиссию также включаются представители общественных организаций и объединений граждан, пострадавших от политических репрессий.

Административный истец в судебном заседании, выразил несогласие с Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов «О внесении изменений в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 02.02.2016 №1/12 «О комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий», однако обжаловать нормативные правовые акты можно в соответствии с главой 21 КАС РФ, согласно п.2 ч.1 ст. 19 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской федерации, представительных органов муниципальных образований.

Таким образом, административному истцу было необходимо обратиться в порядке главы 21 КАС РФ с несогласием с нормативным актом представительного органа муниципального образования.

Вместе с тем, 14.12.2021 г. ФИО1 подал заявление Председателю Новокузнецкой общественной благотворительной городской организации пенсионеров и «Новокузнецкая ассоциация жертв незаконных политических репрессий» о принятии его в члены этой ассоциации.

Согласно Приложению №2 к Решению Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 02.02.2016 №1/2 (в ред. Решений Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.11.2021 г. №5/42, от 22.02.2022 г. №1/5) в состав Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (п.13) входит Председатель Кемеровской региональной общественной организации жертв политических репрессий «Наша память» (по согласованию), тогда как в редакции от 30.11.2021 г. Председатель данной общественной организации ранее не входил.

Таким образом, является необоснованным заявление ФИО1 о том, что он как Председатель общественной организации не включен в состав комиссии, к тому же указаны должности, а не персонифицированный список.

Административный истец в административном иске ссылается на то, что по его просьбам (заявлениям) ФИО2 не созываются заседания Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, однако согласно пунктам 4.1 и 4.2 Положения о Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (Приложение №1 к Решению Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 02.02.2016 №1/2) заседания комиссии созываются по мере необходимости, дата заседания определяется Председателем комиссии, руководит комиссией Председатель. В Приложении №2 определено, что Председателем Комиссии является Глава города по социальным вопросам.

Таким образом, представительный орган муниципального образования, а именно Председатель Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО2 не наделена полномочиями по назначению заседаний Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.

В административном исковом заявлении изложено, что ФИО2 препятствует перерегистрации общественной организации, не предоставляя нежилого помещения, однако при анализе законодательства об органах местного самоуправления, в полномочия представительного органа муниципального образования не входят полномочия по управлению муниципальным или государственным имуществом.

Вместе с тем, Председатель городского Совета ФИО2 оказывала содействие административному истцу путем направления запросов в органы исполнительной власти, согласно ответам органов не имеется возможности в предоставлении нежилого помещения для общественной организации. При этом решение проблем общественных организаций не входит в полномочия Новокузнецкого городского Совета народных депутатов. Также вопрос о перерегистрации регулируется Федеральным законом №82-ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях».

Административный истец в судебном заседании заявил, что ФИО2 нарушена статья 10 Конституции Российской Федерации о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, однако данное заявление является необоснованным и суд не усмотрел нарушений должностным лицом данной статьи Конституции.

Помимо прочего должностное лицо в порядке Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и в порядке полномочий, определенных Уставом Новокузнецкого городского округа, давала письменные ответы на заявления, обращения ФИО1 – 30.12.2021 г. №689, 09.02.2022 г. №81, 28.02.2022 г. №135, 22.04.2022 г. №273. Также должностное лицо вело личный прием с ФИО1, согласно карточкам приема граждан депутатом Новокузнецкого городского Совета народных депутатов 6 созыва 2021-2026 гг. – 22.12.2021 г., 23.03.2022 г., 01.06.2022 г., 17.08.2022 г. (после отпуска ФИО2).

Согласно Распоряжению от 01.06.2022 г. №42-к ФИО2 находилась в отпуске в период с 04.07.2022 по 12.08.2022.

При этом согласно возражению ФИО3 на административное исковое заявление, направленного в адрес суда, ФИО1 не записывался на прием к заместителю Председателя Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО3 в период нахождения ФИО2 в отпуске.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для признания действий Председателя Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО2, выразившиеся в не назначении заседания комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, также не прнятии надлежащих мер по обеспечению условий перерегистрации Кемеровской региональной общественной организации – «Жертв политических репрессий – Наша память» незаконными, не имеется, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований по административному исковому заявлению ФИО1 к Председателю Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО2, Новокузнецкому городскому Совету народных депутатов, и.о. Председателя Новокузнецкого городского Совета народных депутатов ФИО3 о признании незаконными бездействия,- отказать в полном объеме.

Решение суда по административному делу может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2022 г.

Председательствующий: В.А. Федотова