Дело № 2а-4229/2023
91RS0024-01-2023-003761-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М., с участием представителя истца Васина А.П. – Аванесяна К.Г., представителя ответчика – Ивлевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Васина Александра Павловича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Голубеву Дмитрию Алексеевичу о признании решения незаконным, заинтересованное лицо – Администрация города Ялта Республики Крым,
установил:
Васин А.П. обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Голубеву Д.А. со следующими требованиями: признать незаконным решение государственного регистратора Голубева Д.А. от <дата>№<номер> о приостановлении государственного кадастрового учета; обязать орган регистрации возобновить процедуру государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №<номер> В обоснование своих требований административный истец указал, что ему принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 63,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, и земельный участок, расположенный по тому же адресу, кадастровый номер №<номер> Право собственности на нежилое здание зарегистрировано истцом <дата> в упрощенном порядке, как на объект гаражного назначения (гараж). Однако в действительности здание представляет собой индивидуальный жилой дом. Реконструкция гаража в жилой дом произведена истцом в 2013 году, в этом же году жилой дом введен в эксплуатацию на основании декларации о готовности объекта к эксплуатации от 03.10.2013 года. 21.10.2022 года истец обратился в орган регистрации с заявлением об изменении назначения здания с «нежилое» на «жилой дом», приложив к заявлению декларацию о готовности объекта к эксплуатации. Однако орган регистрации приостановил осуществление учетных действий, сославшись на невозможность установить подлинность декларации о готовности объекта к эксплуатации. Данное решение, по мнению истца, является необоснованным, поскольку изменение назначения здания состоялось в результате реконструкции, при этом реконструированный объект принят в эксплуатацию. За защитой своих прав истец вынужден обратиться с настоящим иском в суд.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Ялта Республики Крым.
В судебном заседании представитель истца Васина А.П. – Аванесян К.Г. поддержал иск, просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ивлева О.Н. возражала против иска, считая оспариваемое решение законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.
При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Судом установлено, что истцу Васину А.П. принадлежит на праве собственности нежилое здание (гараж) площадью 63,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> и земельный участок, площадью 45 кв.м. расположенный по тому же адресу, кадастровый номер №<номер>, на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серия №<номер> от <дата>.
Сведения об указанном здании, в том числе о его нежилом гаражном назначении и площади, внесены в Единый государственный реестр недвижимости <дата> на основании заявления истца, декларации об объекте недвижимости и технического плана.
Право собственности на нежилое здание (гараж) зарегистрировано за истцом <дата> в упрощенном порядке, на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (ч.10 ст.40 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
<дата> Васин А.П. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении нежилого здания с изменением назначения здания с «нежилое» на «жилой дом», а также уточнением местоположения здания. В качестве документов-оснований для осуществления учетных действий истец представил технический план здания от <дата>, декларацию о начале выполнения строительных работ, зарегистрированную Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым<дата> под №<номер>, и декларацию о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированную Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым<дата> под № №<номер>
Согласно указанным декларациям гараж реконструирован Васиным А.П. в трехэтажный жилой дом общей площадью 190,4 кв.м., площадь застройки – 62,7 кв.м.
Оспариваемым уведомлением государственного регистратора Голубева Д.А. от <дата>№<номер> государственный кадастровый учет по заявлению Васина А.П. приостановлен до <дата>. В качестве основания приостановления учетных действий указано, что представленный заявителем технический план имеет недостатки, а именно: характеристики заявленного объекта не соответствуют его графическому отображению в соответствии с координатным описанием характерных точек, объект не полностью входит в границы земельного участка; в нарушение пп. 18 п. 4 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указаны год ввода здания в эксплуатацию одновременно с годом завершения строительства. Кроме того, указано на невозможность установить подлинность декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Сведения о назначении здания (нежилое, многоквартирный дом, жилой дом, садовый дом, гараж) отнесены к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости (пункт 9 части 5 статьи 8).
Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления. (часть 3 статьи 8).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 7.3 ч.2 этой же статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом).
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Требования к техническому плану установлены статьей 24 Федерального закона № 218-ФЗ.
Частью 13 указанной статьи предусмотрено, что форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 утверждены форма технического плана, требования к его подготовке и состав содержащихся в нем сведений.
Статья 26 Федерального закона № 218-ФЗ устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Одним их таких оснований является несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
Частью 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно статье 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В настоящем случае истец Васин А.П. обратился в орган регистрации с заявлением об изменении назначения здания в результате реконструкции с «нежилое» на «жилой дом», а также об уточнении местоположения здания. В качестве основания осуществления учетных действий истец представил технический план здания от <дата>.
Однако технический план здания от <дата> не соответствует по форме требованиям, установленным Приказом Росреестра от <дата>
Так, в силу пункта 21 данного Приказа, технический план объекта недвижимости составляется на основе сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, об объектах недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса, о жилых и нежилых помещениях, машино-местах, расположенных в здании, в том числе в многоквартирном доме (при наличии в ЕГРН таких сведений), кроме подготовки технического плана в случае, предусмотренном частью 9.1 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ, а также о земельном участке (земельных участках), в границах которого (которых) расположен соответствующий объект недвижимости, полученных в виде выписок из ЕГРН о соответствующем объекте недвижимости, о земельном участке (при необходимости). Если объект недвижимости расположен в границах нескольких земельных участков, при подготовке технического плана используются выписки из ЕГРН обо всех земельных участках, в границах которых расположен соответствующий объект недвижимости, и (или) кадастровый план территории (кадастровые планы территории), в границах которого (которых) расположен объект недвижимости (например, линейный объект).
Как было указано выше, площадь принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером №<номер> составляет 45 кв.м.
При этом площадь застройки (пятно застройки) заявленного истцом нежилого здания с кадастровым номером №<номер> составляет 62,7 кв.м., то есть здание выходит за границы земельного участка.
Данное обстоятельство подтверждается также заключением кадастрового инженера в техническом плане здания, согласно которому контур здания пересекает границу земельного участка.
Таким образом, представленный истцом в орган регистрации технический план содержит недостоверные сведения о том, что здание расположено в границах земельного участка. Отсутствие у истца имущественных прав на часть земельного участка, занятого реконструированным зданием, препятствует осуществлению учетных действий в отношении сведений государственного кадастра недвижимости.
При таких обстоятельствах государственный регистратор принял законное и обоснованное решение о приостановлении государственного кадастрового учета.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении требований, если суд признает его не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Поскольку оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства, при этом не нарушает прав истца, суд оставляет без удовлетворения требование истца о признании решения незаконным, и производное от него требование о возложении обязанности.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ суд оставляет расходы по уплате государственной пошлины на стороне истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
иск Васина Александра Павловича – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме
решение суда принято 02 октября 2023 года.