ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-422/2021 от 25.02.2021 Костромского районного суда (Костромская область)

44RS0028-01-2021-000291-20

Дело № 2а-422/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2021 года

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Вороновой О.Е.,

при секретаре Козловой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области к Автономной некоммерческой организации футбольный клуб «Спартак- Кострома» о ликвидации и исключении данных из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области обратилось с административным исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации футбольный клуб «Спартак- Кострома».

Свои требования мотивирует тем, что Управлением Федеральной налоговой службы по Костромской области 19.04.2019 зарегистрирована Автономной некоммерческой организации футбольный клуб «Спартак- Кострома» за основным государственным регистрационным номером 1194400000101. Организация действует на основании собственного устава, утвержденного решением участника Организации от 08.04.2019 № 1.

Управлением Министерства юстиции РФ по Костромской области в результате осуществления контрольной функции за деятельностью организации было установлено, что в нарушение ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациям отчетности» Организацией не были представлены отчеты, заявление и информация о продолжении деятельности за 2019 год. В связи с чем в отношении Организации вынесено письменное предупреждение от 10.07.2020 со сроком устранения выявленного нарушения не позднее 03.09.2020, которое направлено Управлением в адрес Организации, указанном в едином государственном реестре юридических лиц, а также по месту жительства Президента и Вице- президента Организации.

Предупреждение от 10.07.2020 получено по юридическому адресу Организации, а также лично Президентом Организации Ченцовым О.В. 17.07.2020. Письмо, направленное по адресу места жительства Вице-президента, вернулось в Управление с отметкой «истек срок хранения».

В связи с тем, что Организацией в установленный срок нарушение не было устранено, Управлением в отношении Организации было вынесено повторное письменное предупреждение от 06.10.2020 со сроком устранения нарушения не позднее 01.12.2020, которое направлено по юридическому адресу Организации, получено 08.10.2020.

27 июля 2020 года в Управление от Ченцова О.В. поступило заявление о недостоверности сведений о нем, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, по форме № Р34001 и прилагаемое к нему заявление об освобождении его от исполнения обязанностей Президента Организации.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 28.07.2020 Ченцов О.В. является Президентом Организации (лицом, имеющим без доверенности действовать от ее имени).

30 июля 2020 года от Вице-президента Цугаева В.Н. в адрес Управления поступило заявление о недостоверности сведений о нем, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, по форме № Р34001 и копия приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора с работником (увольнении) от 06.08.2019.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 28.07.2020 Цугаев В.Н. является Вице-президентом Организации лицом, имеющим без доверенности действовать от ее имени.

В нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организация не проинформировала Управление об изменении сведений, указанных в п.1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Управлением в адрес Организации вынесено предупреждение от 17.09.2020 со сроком устранения нарушений не позднее 27.10.2020, которое направлено по юридическому адресу Организации, получено 29.09.2020. Однако Организация в установленный срок нарушения не устранила, документы, подтверждающие устранения нарушения, не представила.

28 октября 2020 года Управлением в отношении Организации было вынесено повторное письменное предупреждение со сроком устранения нарушения не позднее 01.12.2020, которое направлено в адрес Организации, получено 02.11.2020. Однако, Организацией в установленный срок нарушение на устранено, документы. Подтверждающие устранение нарушения не представлены.

Таким образом, организацией неоднократно не представлены в установленный действующим законодательством срок сведения, предусмотренные ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях, а именно:1) не представлены обновленные сведения в части изменения сведений о лице, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица; 2) не представлен отчет о деятельности Организации за 2019 год.

Со ссылками на ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», 51 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее- ГК РФ) просит ликвидировать Автономную некоммерческую организацию футбольный клуб «Спартак- Кострома» с исключением данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец УправлениеМинистерства юстиции Российской Федерации по Костромской области, будучи надлежаще извещенным о дате и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель административного ответчика Автономной некоммерческой ФИО2 футбольный клуб «Спартак- Кострома», будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, в суд не явился, ходатайств об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие не направил.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.

В соответствии со ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 61 ГК РФ.

Согласно Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26, на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области возложена функция принятия решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, а также функция контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и законодательству Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч.10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Судом установлено, что Автономной некоммерческой организации футбольный клуб «Спартак- Кострома» (далее-Организация) зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службой по Костромской области в Едином государственном реестре юридических лиц 19 апреля 2019 года за основным государственным регистрационным номером 1194400000101. Организация действует на основании собственного устава, утвержденного решением участка № 1 от 08 апреля 2019г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Президентом указан Ченцов О.В., Вице-президентом Цугаев В.Н., которые является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Согласно п.3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Формы отчетов утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

В соответствии с приказом Министерства Юстиции России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческим организациями отчетности» некоммерческая организация представляет отчет о своей деятельности за 2019 год не позднее 01 июля 2020 года.

В силу п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

В нарушение ст. 32 вышеуказанного федерального закона и приказа Минюста России

Организацией не были представлены отчеты, заявление и информация о продолжении деятельности за 2019 год.

10 июля 2020 года Управлением Министерства юстиции РФ по Костромской области по адресу Организации было вынесено письменное предупреждение, в котором предлагалось в срок до 03.09.2020 устранить выявленные нарушения, проинформировать и представить лично или почтой соответствующие документы об устранении нарушений. Предупреждение было направлено по адресу юридического лица, указанному в ГРЮЛ, а также по месту жительства Президента и Вице- президента. Из материалов дела следует, что вышеуказанное предупреждение получено по юридическому адресу Организации. А также Президентом Ченцовым О.В. лично 17.07.2020 года.

В связи с неисполнением Организацией в установленный срок нарушений, Управлением 06 октября 2020 года в отношении Организации вынесено повторное письменное предупреждение со сроком устранения нарушений не позднее 01.12.2020г., которое было направлено по юридическому адресу Организации и получено 08.10.2020. Доказательства, подтверждающие исполнение вышеуказанных предупреждений, материалы дела не содержат.

В соответствии п.7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика.

Пунктом 2 ст. 51 ГК РФ предусмотрено, что лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Согласно пункта 83 Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456, в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют правов случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

27 июля 2020 года в Управление Министерства юстиции России по Костромской области от Ченцова О.В. поступило заявление о недостоверности сведений о нем, содержащихся в ЕГРЮЛ по форме Р34001 с заявлением об освобождении его от исполнения обязанностей Президента Организации по собственному желанию с 04.02.2020 года.

30 июля 2020 года от Вице- президента Организации Цугаева В.Н. в Управление поступило заявление о недостоверности сведений о нем, содержащихся в ЕГРЮЛ по форме Р34001 с копией приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора с работником (увольнении) от 06.08.2019 года, в соответствии с которым 6 августа 2019 Цугаев В.Н. был уволен с должности Вице-президента АНО Футбольный клуб «Спартак- Кострома» на основании п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 28.07.2020 Цугаев В.Н. является Вице-президентом Организации, Ченцов О.В. - Президентом (лицо, имеющие без доверенности действовать от ее имени).

Таким образом, в нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организация не проинформировала Управление об изменении сведений, указанных в подпункте «л» пункта 1 статьи 5 Федерального законно «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Управлением 17 сентября 2020 года в адрес Организации было вынесено письменное предупреждение, в котором предлагалось в срок не позднее 27.10.2020 устранить нарушения, проинформировать и представить лично или почтой в Управление документы об устранении выявленных нарушений. Предупреждение направлено по адресу Организации, указанному в ЕРГЮЛ., получено 29.09.2020. Однако, Организацией в установленный срок нарушение не устранено, документы, подтверждающие устранение нарушений, не представлены.

28 октября 2020 года Управлением в адрес Организации было вынесено повторное письменное предупреждение со сроком устранения нарушения не позднее 01.12.2020, которое было направлено в адрес Организации и получено ей 02.11.2020.

До настоящего времени нарушения требований федеральных законов, выявленные в ходе проверки Организацией не устранены. Доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено.

Неоднократность непредставления Организацией сведений и отчетности, предусмотренных ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», установлена судом и подтверждается материалами дела.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области - удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию футбольный клуб «Спартак- Кострома» с исключением данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение одного месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.

Судья: Воронова О.Е.