ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4234/2023 от 21.06.2023 Раменского городского суда (Московская область)

50RS0039-01-2022-012047-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2023 г. г. Раменское

Раменский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Козновой Н.Е.,

с участием помощника Раменского городского прокурора Мосоловой К.П.,

при секретаре Гогулине И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4234/2023 по административному иску БЕ. Е. Н. к Московско-Окскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о признании незаконным и отмене приказа Московско-Окского БВУ Федерального агентства водных ресурсов N 51 от 17.05.2022 г., обязании направить в Управление Росреестра по Московской области сведения о зонах затопления и подтопления реки Пахра в Раменском городском округе Московской области с учетом исключения земельных участков истца, обязании исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о включении земельных участков истца в зоны с особыми условиями использования территории - зоны затопления и подтопления реки Пахра в Раменском городском округе Московской области.

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратилась в суд к административному ответчику с данным иском, указав, что является собственником ряда земельных участков с целевым назначением "для ИЖС", категории земель - земли населенных пунктов. В соответствии с выписками из ЕГРН данные земельные участки находятся в границах зон затопления, подтопления реки Пахра в Раменском городском округе Московской области, т.е. участки отнесены в зонам с особыми условиями использования территорий, установленные на основании приказа № 51 от 17.05.2022 г. Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов «Об утверждении границ зон затопления, подтопления поверхностными водами рек Москва, Ока, Уча, Клязьма, Пахра, Дорка, Северка на территориях городских округов Бронницы, Коломенский, Ивантеевка, Лосино-Петровский, Павловский Посад, Пушкинский и Раменский Московской области.

В обоснование заявленных требований, административный истец указывает, что оспариваемое решение принято минуя обязательную процедуру согласования зон затопления и подтопления, предусмотренную п. 6 Положения и без учета особенностей рельефа и весьма значительной высоты местности, на которой расположены земельные участки истца. Включение территории принадлежащих административному истцу вышеуказанных земельных участков в зону затопления/подтопления реки Пахры существенно затрагивает права и законные интересы административного истца как собственника земельных участков, т.к. налагает значительные обременения и ограничение на их использование, в связи с чем, административный истец обратилась в суд.

Административный истец БЕ. Е.Н. в судебном заседании отсутствовала, извещалась надлежащим образом, его представитель по доверенности адвокат Махеньков А.Г. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме и просил удовлетворить. Также дополнил, что нарушена процедура согласования установления зоны затопления/подтопления, кроме того приказ по мнению истца является нормативным правовым актом, адресованным неопределенному кругу лиц, устанавливающий права и обязанности граждан, юридических лиц. Оспариваемый приказ официально не опубликован, а следовательно, не может применяться и являются недействующим.

Представитель административного ответчика – Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в судебном заседании отсутствовал, извещен, направили в адрес суда письменный отзыв, в котором просили в удовлетворении требований отказать.

Представители заинтересованных лиц Министерства экологии, природопользования Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебном заседании отсутствовали, извещались надлежащим образом

Помощник Раменского городского прокурора Московской области Мосолова К.П. считает, что порядок согласования не нарушен, приказ издан уполномоченным органом, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 (далее - Положение), зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Согласно части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодательством, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 утверждено Положение.

Положение определяет порядок установления, изменения и прекращения существования зон затопления, подтопления.

Зона затопления, подтопления в соответствии с абзацами первым, третьим пункта 3 Положения устанавливается или изменяется решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов), решение оформляется актом.

Пункт 3 Положения соответствует части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пункт 17 Положения определяет действия Федерального агентства водных ресурсов как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов (его территориальных органов), после издания акта об установлении или изменении зон затопления, подтопления, которые предусматривают внесение сведений о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр, направление копии акта в орган местного самоуправления городского округа, поселения, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) и другие действия.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют водному законодательству и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено, что в соответствии с п. 1 Положения о Московско-Окском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного Приказом Росводресурсов от 11.03.2014 г. N 66, ответчик является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах бассейна рек Волги, Оки, Днепра, Десны, Западной Двины, Дона, Мсты на территории Брянской, Калужской, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской областей и г. Москвы

Согласно п. 4 раздела II Положения о Московско-Окском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов территориальный орган в установленной сфере деятельности организует осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в зоне деятельности территориального органа (п. 4.1.2); осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности (п. 4.6.1); осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (п. 4.19).

Приказом Росводресурсов от 16.09.2019 N 230 "О реализации Федеральным агентством водных ресурсов полномочия по установлению, изменению и прекращению существования зон затопления, подтопления" в соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 "О зонах затопления, подтопления" на руководителей территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов по соответствующим зонам деятельности возложены полномочия по установлению, изменению и прекращению существования зон затопления, подтопления. Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется приказом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).

Так, руководителем Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов был издан приказ № 51 от 17.05.2022 г. "Об установлении зоны затопления, подтопления поверхностными водами рек Москва, Окса Уча, Клязьма, Пахра, Дорка, Северка на территориях городских округов Бронницы Кашира, Коломенский, Ивантеевка, Лосино-Петровский, Павловский Посад, Пушкинский и Раменский Московской области.

Административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:<...> с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". Земельные участки располагаются в пределах установленной вышеуказанных зонах затопления и подтопления.

В силу вышеуказанных норм руководитель административного ответчика вправе издавать приказ об установлении зон затопления без прохождения процедуры государственной регистрации нормативных правовых актов.

Водный кодекс Российской Федерации под негативным воздействием вод понимает затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты (пункт 16 статьи 1).

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ, пункт 17 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с названным Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

В силу пункта 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 1 части 6 статьи 67 Водного кодекса Российской Федерации, отсутствует безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, тогда как в силу части 7 статьи 67.1 собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного Кодекса.

Процедура согласования зоны затопления и подтопления реки Пахра в границе в Раменском городском округе, проведена в соответствии с Положением о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360, что подтверждается представленными документами уполномоченных государственных органов, которые согласовали границы зоны затопления.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания оспариваемого приказа незаконным в части включения земельных участков административного истца БЕ. Е. Н. в зону затопления и зону подтопления реки Пахра в Раменском городском округе Московской области. Так как остальные административные требования носят производный характер, соответственно они также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования БЕ. Е. Н. к Московско-Окскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о признании незаконным и отмене приказа Московско-Окского БВУ Федерального агентства водных ресурсов N 51 от <дата> "Об утверждении границ зон затопления, подтопления поверхностными водами рек Москва, Ока, Уча, Клязьма, Пахра, Дорка, Северка на территориях городских округов Бронницы, Кашира, Коломенский, Ивантеевка, Лосино-Петровский, Павловский Посад, Пушкинский и Раменский Московской области" в части включения земельных участков БЕ. Е. Н. с кадастровыми номерами <...> в зону затопления и зону подтопления реки Пахра в Раменском городском округе Московской области, обязании направить в Управление Росреестра по Московской области сведения о зонах затопления и подтопления реки Пахра в Раменском городском округе Московской области с учетом исключения земельных участков истца; обязании исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о включении земельных участков истца в зоны с особыми условиями использования территории - зоны затопления и подтопления реки Пахра в Раменском городском округе Московской области – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 05.07.2023 года.