Дело № 2а-4235/2021
УИД: 42RS0009-01-2021-007634-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А., при секретаре Репиной М.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово
с участием помощника прокурора Центрального района г. Кемерово
Иванова А.А.,
30 августа 2021 года
административное дело по административному исковому заявлению Избирательного объединения Регионального отделения в Кемеровской области-Кузбассе Политической партии «...» в лице Секретаря Совета регионального отделения - ФИО1 к Избирательной комиссии г. Кемерово о признании незаконным решения избирательной комиссии города Кемерово от **.**.****. ### об отказе в регистрации единого городского списка кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва в количестве 22 человек, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Кемеровской области-Кузбассе Политической партии «...» на выборах, назначенных на **.**.****,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Избирательное объединение Региональное отделение в Кемеровской области-Кузбассе Политической партии «... в лице Секретаря Совета регионального отделения - ФИО1 обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с указанным административным исковым заявлением и просят признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии города Кемерово от **.**.****. ### об отказе в регистрации единого городского списка кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва в количестве 22 человек, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Кемеровской области-Кузбассе Политической партии «... на выборах, назначенных на **.**.****.
Заявленные исковые требования мотивируют тем, что решением Кемеровского городского Совета народных депутатов шестого созыва от **.**.****### назначены выборы депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва на **.**.****. Данное решение вступило в силу после его официального опубликования, которое состоялось **.**.****
Таким образом, с **.**.****. началась избирательная кампания по выборам депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва.
Комиссией, организующей данный уровень выборов, является избирательная комиссия города Кемерово (ч.1 ст.12 Закона о выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области - Кузбассе от **.**.****. ###).
На стадии выдвижения (с **.**.**** и не позднее **.**.**** до 18-00) избирательным объединением Региональное отделение в Кемеровской области-Кузбассе Политической партии «...» (далее- административный истец) в комиссию поданы документы, в результате чего решением комиссии от **.**.****. ### единый городской список кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва в количестве 22 человек заверен на данном уровне выборов.
**.**.****. на стадии регистрации (не позднее **.**.**** до 18-00) административным истцом в комиссию поданы документы, в том числе, 2080 подписей избирателей в подписных листа в количестве 21 папки (20 папок по 100 листов (на каждом листе-1 подпись) и 1 папка -80 листов (также с 1 подписью на листе).
**.**.**** решением избирательной комиссии города Кемерово ### (далее - комиссия) отказано в регистрации единого городского списка кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва в количестве 22 человек, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Кемеровской области- Кузбассе Политической партии «...» на выборах, назначенных на **.**.****.
**.**.****. указанное решение обжаловано административным истцом в избирательную комиссию Кемеровской области-Кузбасса, решение по жалобе до настоящего времени не принято.
Решение комиссии от **.**.****. ### считают незаконным по следующим основаниям.
Решением комиссии от **.**.****. ### определено, что количество подписей избирателей в поддержку списка кандидатов в депутаты, выдвинутых по единому городскому избирательному округу, необходимых для регистрации списка кандидатов в депутаты, составляет 1981, максимальное количество подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию города Кемерово, составляет 2080.
Таким образом, административным истцом представлено в комиссию максимальное количество подписей.
Поскольку необходимое для регистрации количество подписей превышает 200 подписей, число подписей избирателей, отобранных для проверки, согласно п.3.4. порядка приема подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки, утвержденного решением комиссии от **.**.****. ###, должно соответствовать 20 процентам от установленного количества подписей избирателей, необходимого для регистрации списка кандидатов, то есть для проверки должно быть отобрано- 396 подписей (1981 х 20 : 100).
На основании п. 2.3.6 -2.3.9. Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (утв. постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от **.**.****###) избирательная комиссия, организующая выборы, своим решением также определяет процедуру проведения случайной выборки подписей для проверки, если законом не установлен иной порядок определения данной процедуры.
Избирательная комиссия должна обеспечить оповещение и беспрепятственный доступ лиц, указанных в пункте 1.2.8 подраздела 1.2 «Организация работы» раздела I Методических рекомендаций, в помещение, где будет проводиться случайная выборка.
Случайная выборка может осуществляться либо путем обращения к соответствующей функции подсистемы «Регистр избирателей, участников референдума» ГАС «Выборы», использующей генератор случайных чисел, либо путем отбора номера папки и номера подписного листа, которые определяются жребием с использованием жетонов, конвертов и т.д.
Для проведения случайной выборки используются данные протокола об итогах сбора подписей избирателей. В случае если протокол уточнялся в ходе проверки, то используются данные уточненного протокола.
Единицей случайной выборки может быть либо вся папка с подписными листами, что предполагает последующую проверку всех подписей в папке, отобранной для проверки, либо отдельный подписной лист, в этом случае проверяются отдельные листы из папки.
Однако в действительности сам механизм жеребьевки (то есть кто, как и какие конкретные действия осуществляет для осуществления случайной выборки), комиссией принят не был и в названном Порядке не отображен, несмотря на наличие в его названии упоминания о случайной выборке. Также комиссией не принята единица случайной выборки. Порядок лишь содержит самого общего характера нормы 3.2., 3.3. и 3.5., касающиеся случайной выборки, не регулирующие ничего.
Кроме того, в ранее названном Порядке комиссией установлена процедура проверки, подписных листов.
В силу п.1.5., 1.6. Порядка при проведении случайной выборки и при проверке подписных листов вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его доверенные лица, а также иные лица, направленные таким кандидатом, уполномоченные представители избирательного объединения или доверенные лица избирательного объединения, представивших для регистрации выдвинутых ими списков кандидатов по единому избирательному округу подписи избирателей.
Кандидаты, уполномоченные представители избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по единому избирательному округу, представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей, извещаются о проведении проверки подписей избирателей. Руководитель или член рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями уведомляет их в письменной форме или по телефону.
Присутствие кандидатов, уполномоченных представителей, доверенных лиц и иных лиц, направленных кандидатами, при проведении проверки подписных листов фиксируется в журнале учета присутствующих при проверке подписных листов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей, их уполномоченных представителей или доверенных лиц, а также иных лиц, направленных такими кандидатами, при проведении проверки подписных листов.
Согласно п.1.2.8. Методических рекомендаций, в соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
Их информирование о проведении указанных процедур осуществляется письменным извещением с уведомлением (телеграммой) (в том числе с использованием электронной почты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), либо по телефону, либо лично. Факт передачи извещения фиксируется в специальном журнале передачи извещений по представленным ранее адресу, в том числе адресу электронной почты, номеру телефона.
Форма журнала передачи извещений утверждается, как правило, до начала избирательной кампании избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы.
Ответственным за ведение и хранение журнала передачи извещений является руководитель рабочей группы.
При проверке подписных листов члены Рабочей группы (проверяющие) проверяют соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность содержащихся в них сведений об избирателях, а также достоверность подписей избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей, и кандидата, уполномоченного представителя.
Однако в действительности проверка самой комиссией путем последовательного изучения всех содержащихся в подписных листах сведений не проводилась вообще, что доказывается тем фактом, что избирательное объединение Региональное отделение в Кемеровской области-Кузбассе Политической партии «...» на проверку подписей не приглашалось, как не приглашалось и на проверку листов экспертами. Не проводилась комиссией проверка через Регистр.
Вместо всей последовательной процедуры проверки комиссия после технической скан-проверки подписных листов, осуществляемой в ЦИК РФ, с результатами которой административный истец до сих пор не ознакомлен, сразу 100% подписей, отобранных ранее для проверки, отдала на проверку экспертам и в органы регистрационного учета, тем самым сняв с себя ответственность за принимаемое решение и грубейшим образом нарушив процедуру проверки подписных листов, влекущую, как ее незаконность, так и незаконность оспариваемого решения.
Между тем, неизвестно какие в действительности подписные листы, переданные комиссией в МВД в разупакованном виде, проверялись экспертами в помещении МВД, а не в помещении комиссии, что видно из самих заключений, что нарушает все требования о хранении избирательной документации, прямо влияет на объективность и достоверность самой проверки экспертами.
Поэтому такие заключения экспертов в основу оспариваемого решения комиссии заведомо положены быть не могут.
Кроме того, согласно абз.10 п.3.1.5. Методических рекомендаций, на которые сослались оба эксперта в своих заключениях ### от **.**.****. и ### от **.**.****., специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.
Также указывают на то, что освобожденные от работы эксперты, имеющие соответствующий статус и право проводить почерковедческие экспертизы, получившие в запросе комиссии задание об исследовании подписных листов в определенном ей объеме (а не на свое усмотрение!) обязаны по закону в помещении комиссии (не в помещении МВД, ни на улице, ни где-либо еще) с участием представителей избирательного объединения проводить исследование в отношении подписных листов.
Только при этой совокупности условий заключения экспертов процедурно будут иметь законную силу и отвечать требованиям объективности и достоверности.
Однако, как видно из двух указанных заключений, статус специалиста С и К в качестве эксперта-почерковеда и право их самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз не обозначены, исследования проводились в помещении МВД, а не комиссии, представители административного истца не извещались и не приглашались на проверку, сведения избирательному объединению об освобождении С и К об освобождении от основной работы не представлены, в связи с чем, такие заключения не имеют законной силы и также по этому основанию не могут быть положены в основу оспариваемого решения комиссии.
Кроме этого, согласно ### Протокола ### к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от **.**.****, избирательная комиссия направляет в соответствующий территориальный орган МВД России представление на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) по форме согласно приложению ### к настоящему Протоколу. Передача на проверку в территориальный орган МВД России оригиналов подписных листов или их копий не допускается, то есть ни при каких обстоятельствах оригиналы или копии подписных листов не должны передаваться в МВД (ни экспертам для проверки листов, ни миграционной службе в части проверки паспортных данных).
В соответствии с п.### и ### Протокола ### территориальный орган МВД России, получив представление, проводит в возможно короткие сроки, но не более чем в пятидневный срок, проверку сведений об избирателях, участниках референдума и передает результаты в избирательную комиссию, направившую представление по форме согласно приложению ### к настоящему Протоколу.
Избирательной комиссией при выдаче уполномоченному представителю избирательного объединения копий официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными, копия таблицы сведений (приложение ### к настоящему Протоколу) передается без столбца ###, содержащего данные МВД России. Вместе с тем тот ответ МВД от **.**.****. ###, который лег в основу отказа "в регистрации списка, и который выдан истцу комиссией, абсолютно не соответствует форме, указанной в приложении ###.
Более того, указанный ответ конкретных несоответствий в паспортных данных или в адресе места жительства не содержит.
Следовательно, на момент принятия оспариваемого решения сама комиссия не обладала убедительной и достоверной информацией МВД для отказа в регистрации, притом что, согласно п### Порядка приема подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки, утвержденного решением комиссии от **.**.****. ###, любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты подписи трактуются в пользу достоверности подписи. Смысл этого правового принципа касается и других аспектов проверки подписей, в том числе специалистами МВД, на предмет соответствия паспортных данных и места жительства избирателя.
В этой связи ссылка в оспариваемом решении на ответ МВД от **.**.****. ### юридически несостоятельна, и все сомнения при таком ответе, не имеющем конкретных сведений, должны толковаться в пользу отсутствия всяких несоответствий в подписях избирателей.
При этом действия в настоящее время избирательной комиссии Кемеровской области-Кузбасса в рамках разбирательства по жалобе на оспариваемое решение, а именно по повторному направлению запроса в МВД и получению надлежащего ответа за пределами 10 дневного срока, установленного ч.1 ст. 3О Закона о выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области - Кузбассе от **.**.****. ###, оконченной проверки городской комиссией документов, поданных на регистрацию, юридических последствий в настоящее время не образуют.
Кроме этого, согласно п.16 ст.28 Федерального закона от **.**.**** № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). То же самое продублировано в п.17 ст.14 Закона об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Кемеровской области-Кузбассе от **.**.****. ###.
На основании ч.14 ст. 3О Закона о выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области - Кузбассе от **.**.****. ### приняв решение об отказе зарегистрировать кандидата, список кандидатов, избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.
В соответствии с подп. 7, 58, 23, 25, 15 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от **.**.**** N ###-ст):
документ: Зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
подпись: Реквизит, содержащий собственноручную роспись должностного или физического лица.
копия документа: Экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.
заверенная копия документа: Копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.
юридическая сила документа: Свойство официального документа вызывать правовые последствия.
Исходя из приведенных норм, выполнение процедуры подписания решения, копии решения придает им юридическую силу. Также следует, что комиссия обязана выдать избирательному объединению копию решения, то есть экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.
Однако, как видно из оспариваемого решения, подписей председателя и секретаря комиссии оно не содержит.
Соответственно, документ, не подписанный указанными лицами, документом как таковым и решением комиссии, с юридической точки зрения, не является, юридической силы такой «документ» не имеет, и следовательно, правовых последствий не вызывает.
Необходимо также учитывать то обстоятельство, что отказ в регистрации является крайней мерой публично-правовой ответственности, применяемой к лицам, виновным в совершении определенных нарушений законодательства о выборах. Отказ в регистрации применяется в целях наказания виновных лиц, которое состоит в принудительном отказе в реализации этими лицами пассивного избирательного права.
В данном случае, учитывая, что все документы административным истцом поданы на регистрацию с соблюдением закона, а также то, что все документы комиссии (начиная с самого оспариваемого решения), а также все ее действия по отказу в регистрации содержат массу изложенных юридических пороков, вследствие чего, с учетом принципа презумпции добросовестного поведения участника на выборах (Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от **.**.**** N ###) отказ в регистрации как крайняя мера публично-правовой ответственности к административному истцу в данной ситуации применима быть не может.
В связи с тем, что выборы состоятся уже **.**.****. и избирательному объединению необходимо воспользоваться правом на агитацию в более полном объеме, а возможная апелляция административного ответчика отсрочит это право еще на длительный срок, замедление исполнения решения может нанести значительный ущерб частным интересам избирательного объединения.
Определением суда от **.**.****. в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена Избирательная комиссия Кемеровской области – Кузбасса.
Представитель административного истца - Избирательного объединения Регионального отделения в Кемеровской области – Кузбассе Политической партии «...» ФИО2, действующий на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика - Избирательной комиссии города Кемерово ФИО3, действующий на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании возражал в удовлетворении заявленных исковых требований, предоставил возражения на административное исковое заявление в письменном виде.
Представитель административного ответчика - Избирательной комиссии города Кемерово ФИО4, действующая на основании удостоверения, возражала в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии Кемеровской области – Кузбасса, ФИО5, действующая на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании полагала требования являются незаконными и не подлежащими удовлетворению.
Свидетель КК, допрошенный в судебном заседании, пояснил, что он является членом избирательной комиссии г. Кемерово со сроком полномочий с **.**.****. по **.**.**** г. **.**.**** Он принимал участие в приеме документов, в том числе в выборке подписных листов. На каждом документе, которые были осмотрены свидетелем, имеется его подпись. Пояснил, что административный истец принес пакет документов в коробке с логотипом партии «...», что говорит о педантичности партии. Вместе с тем, представитель административного истца ФИО2, командовал процессом принятия документов. На следующий день, после принятия документов мы пригласили секретаря Совета регионального отделения политической партии «...» - ФИО1 на процесс сканирования документов. Сканирование производится в отдельном помещении, со специальной техникой, в котором посторонним вход запрещен. На процесс сканирования был приглашен секретарь Совета регионального отделения политической партии «...» - ФИО1, но представитель административного истца ФИО2 настаивал на своем присутствии, вследствие чего, комиссия пошла ему на встречу. Партией был предоставлен большой объем документов, из-за чего процесс сканирования занял продолжительное количество времени. Представитель партии - ФИО2 не выдержав, отвлекал комиссию, хождением по помещению, на что ему было сделано замечание. Также пояснил, что процесс жеребьевки осуществлялся в кабинете свидетеля. Для случайной выборки был распечатан 21 листок, с номерами от 1 до 21, секретарь Совета регионального отделения политической партии «...» - ФИО1 выборочно вытянул 4 листочка с номерами 2, 8, 11, 15. Никаких возражений относительно этапа жеребьевки не поступало.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, заслушав заключение помощника прокурора Центрального района г. Кемерово Иванова А.А., который полагал не подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования,допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные административные исковые требования Избирательного объединения Регионального отделения в Кемеровской области-Кузбассе Политической партии «...» в лице Секретаря Совета регионального отделения - ФИО1 не подлежащими удовлетворению в связи со следующим:
В соответствии с ч. 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантируется право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от **.**.**** №67-ФЗ (в ред. От **.**.****) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральным законом от **.**.**** №67-ФЗ).
Также выборы кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов регулируются Законом Кемеровской области "О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области - Кузбассе" от **.**.**** N 54-ОЗ.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация списка кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и пункте 3.1 статьи 33 данного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.
В соответствии с п. 6.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ: по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Пунктом 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлены основания отказа в регистрации списка кандидатов, к которым относится, в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.
В соответствии с подпунктом 6-1 пункта 1 статьи 84 Закона Кемеровской области от **.**.****### «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области - Кузбассе» основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является (в ситуации, если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей), - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных поименованным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ).
Судом установлено, что решением избирательной комиссии города Кемерово от **.**.****### заверен единый городской список кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва в количестве 22 человека, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение в Кемеровской области - Кузбассе Политической партии «...» (л.д. 72-73).
В соответствии с решением избирательной комиссии города Кемерово от **.**.****### для регистрации единого городского списка кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва необходимо представить не менее 1981 подписей избирателей и не более 2080 подписей (л.д.71).
**.**.**** административным истцом в комиссию поданы документы, а именно было представлено 2080 подписей избирателей (21 папка) в поддержку выдвижения списка кандидатов (л.д.139).
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона от **.**.**** № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
На основании пункта 4 статьи 29 Закона Кемеровской области от **.**.****### «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области - Кузбассе» проверке подлежат не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения списка кандидата и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи.
Случайная выборка подписных листов была осуществлена непосредственно после выдачи уполномоченному представителю избирательного объединения документа, подтверждающего прием представленных для регистрации списка кандидатов документов, в том числе подписных листов.
При проведении случайной выборки подписных листов, осуществленной в соответствии с Порядком приема подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки, утвержденным решением избирательной комиссии города Кемерово от **.**.****###, в присутствии уполномоченного представителя избирательного объединения «Региональное отделение в Кемеровской области - Кузбассе Политической партии «...» на выборах депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва ФИО1 и члена избирательной комиссии города Кемерово с правом совещательного голоса ФИО2 было отобрано 4 папки (№###, ###), содержащие всего 396 подписей избирателей о чем был составлен протокол рабочей группы «Об отборе на проверку методом случайной выборки (жребия) подписных листов с подписями избирателей в поддержку списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Кемеровской области - Кузбассе Политической партии «...» на выборах депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва по единому избирательному округу, подписанный руководителем рабочей группы ФИО4, тремя членами рабочей группы, а также уполномоченным представителем избирательного объединения «Региональное отделение в Кемеровской области - Кузбассе Политической партии «...» на выборах депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва ФИО1 и членом избирательной комиссии города Кемерово с правом совещательного голоса ФИО2(л.д.147-148)
Данный факт в судебном заседании подтвердил член рабочей группы КК, допрошенный в суде в качестве свидетеля, а также представитель ответчика ФИО4, являющаяся руководителем рабочей группы и председателем избирательной комиссии г. Кемерово.
Также в судебном заседании вышеуказанный протокол отбора подписей не оспаривал и представитель административного истца ФИО2, являющийся членом избирательной комиссии города Кемерово с правом совещательного голоса
Довод административного истца о том, что сам механизм жеребьевки (то есть кто, как и какие конкретные действия осуществляет для осуществления случайной выборки), комиссией принят не был и Порядке приема подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки, утвержденного решением комиссии от **.**.****. ###, не отображен, суд находит не имеющими правового значения, так как права и законные интересы административного истца были соблюдены в полной мере, что подтверждается материалами дела, при этом порядок проведения процедуры был определен методическими рекомендациями, п ### утвержден Постановлением ЦИК РФ ###, данный пункт утверждает, что случайная выборка может быть сделана путем жетонов, в данном случае жетоны заменились листами с номерами от 1 до 21. Таким образом, папки были отобраны случайным образом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от **.**.**** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», постановлением ЦИК России от **.**.****### «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации» избирательной комиссией города Кемерово была организована проверка подписных листов.
Избирательной комиссией города Кемерово были приняты меры по самостоятельной проверке подписных листов рабочей группой путем изучения содержащихся в них сведений.
С использованием подсистемы «Регистр избирателей, участников референдума» ГАС «Выборы» были проверены сведения об избирателях.
Право присутствовать при проведении проверки подписных листов избирательной комиссией города Кемерово, предусмотренное пунктом 4 статьи 29 Закона Кемеровской области от **.**.****### «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области - Кузбассе», было реализовано **.**.****. после проведения случайной выборки, а также **.**.**** с **.**.**** до **.**.****
В этот период времени уполномоченный представитель избирательного объединения «Региональное отделение в Кемеровской области - Кузбассе Политической партии «...» на выборах депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва ФИО1 и член избирательной комиссии города Кемерово с правом совещательного голоса ФИО2 присутствовали при проведении изучения и сканирования подписных листов рабочей группой избирательной комиссии города Кемерово, что подтверждается журналом учета присутствовавших при проверке подписных листов (л.д.154-155), пояснениями свидетеля КК, не доверять показаниям которого у суда не имеется оснований.
Присутствие при сканировании представителей Регионального отделения в Кемеровской области - Кузбассе Политической партии «...», а именно ФИО1 и ФИО2 не отрицал в судебном заседании и представитель административного истца ФИО2
Довод административного истца об отсутствии проводимой проверки подписных листов членами избирательной комиссии не может быть принят судом, так как опровергается материалами дела.
С использованием подсистемы «Регистр избирателей, участников референдума» ГАС «Выборы» были проверены сведения об избирателях.
Также из материалов дела следует, что была организована проверка представленных подписных листов экспертами - почерковедами и специалистами органа регистрационного учета.
В связи с письмом избирательной комиссии города Кемерово от **.**.****### получены заключения экспертов - почерковедов экспертно-криминалистического отдела Управления МВД России по городу Кемерово от **.**.****### и от **.**.****###о выявлении в подписных листах факта внесения сведений об избирателях одним лицом.
А именно на исследование представлено: Подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Кемеровской области - Кузбасс Политической партии "..." в количестве 200 подписных листа (200 подписей избирателей сброшюрованных в две папки ### и ### по 100 листов каждая.
Исследование проводилось в помещении кабинета ###, экспертно- криминалистический отдел Управления МВД России по г. Кемерово, по адресу ..., ....
Папки ### и ###, содержащие подписные листы с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Кемеровской области - Кузбасс Политической партии "...", представляют собой подшивки документов с титульным листом. Листы в верхнем левом углу прошиты нитью, концы которой оклеены на оборотной стороне последнего листа бумажной биркой с подписью секретаря совета РО в Кемеровской области - Кузбассе Партии ... и подписями секретаря избирательной комиссии, и членов комиссии. Также на бирке имеется оттиск круглой печати: «Российская Федерация Кемеровская область Избирательная комиссия города Кемерово». Бланки подписных листов выполнены способом односторонней печати с использованием электрофотографического печатающего устройства; в соответствующих графах подписных листов расположены рукописные записи и подписи; каждый подписной лист заверен оттиском круглой мастичной печати «Российская Федерация Кемеровская область Избирательная комиссия города Кемерово».
В заключении от **.**.**** в результате проведенного исследования было установлено:
В двух, сброшюрованных по 100 листов каждая, папках ### и ###, со-держащих 200 подписных листа (200 подписей избирателей) в поддержку вы-движения списков кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Кемеровской области - Кузбасс Политической партии "...":
- в папке ### в подписном листе на странице ### рукописная запись "Л" в графе "Фамилия, имя, отчество", а также рукописные записи в остальных графах, а также рукописная запись с обозначением даты в графе "Дата внесения подписи" выполнены одним лицом, Ч - лица, осуществлявшего сбор подписей.
- в папке ### в подписном листе на странице ### рукописная запись "В" в графе "Фамилия, имя, отчество", а также рукописные записи в остальных графах, а также рукописная запись с обозначением даты в графе "Дата внесения подписи" выполнены одним лицом, Ф - лица, осуществлявшего сбор подписей.
- в папке ### в подписных листах на страницах ###, ###, рукописные записи с обозначением даты в графе "Дата внесения подписи" выполнены ОДНИМ лицом.
- в папке ### в подписных листах на страницах ###, ###, ###, ### рукописные записи с обозначением даты в графе "Дата внесения подписи" выполнены одним лицом.
- в папке ### в подписных листах на страницах ###, ###, ###, ###: ### рукописные записи с обозначением даты в графе "Дата внесения подписи выполнены одним лицом (л.д.37-39).
Также на исследование представлено: Две пронумерованные папки - папка ###, содержащая 100 подписных листов (100 подписей избирателей) партии «...» Кемеровского городского Совет народных депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу папка ###, содержащая 99 подписных листов (99 подписей избирателей) партии «...» Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыв по одномандатному избирательному округу. Папки ### и ###, представляют coбой подшивку документов с титульными листами. Листы прошиты нитками белого цвета свободные концы которых оклеены на оборотной стороне последних листов бумажными бирками, на которых имеются буквенно-цифровые рукописные записи выполненные красящим веществом синего цвета, подписи от имени ФИО1 подписи от имени М, подписи от имени КК, подписи от имен: П, выполненные красящим веществом синего цвета и по два оттиска круглых печатей: «Избирательная комиссия города Кемерово Российская Федерации Кемеровская область ...»; «Региональное отделение в Кемеровской области Кузбассе политической партии «...» ......», нанесённые красящими веществами синих цветов. Бланки подписных листов выполнены на одной стороне листов бумаги, при помощи печатающего устройства, красящим веществом чёрного цвета. Соответствующие строки и графы в бланках подписных листов, заполнены буквенно-цифровыми рукописными записями и подписями, выполненным красящими веществами синих цветов.
Папки ### и ### с подписными листами, доставлены в ЭКО Управления МВД России по г. Кемерово, нарочным, в неупакованном виде.
Исследование проводилось в помещении кабинета ###, экспертно – криминалистического отдела УМВД России по г. Кемерово, по адресу: ..., ....
В заключении от **.**.**** в результате проведенного исследования было установлено: в папке ###, содержащей 100 подписных листов (100 подписей избирателей):
- в подписном листе ###, в графе ### таблицы, в столбцах - «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина», «Дата внесения подписи», буквенно-цифровые рукописные записи, выполнены одним лицом, С - лицом, осуществлявшим сбор подписей.
- в подписных листах ### и ###, в графах ### таблиц, в столбцах - «Фамилия, имя, отчество», «Дата внесения подписи», буквенно-цифровые рукописные записи, выполнены одним лицом;
- в подписном листе ###, в графе ### таблицы, в столбцах - «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина», «Дата внесения подписи», буквенно-цифровые рукописные записи, выполнены одним лицом, Ш - лицом, осуществлявшим сбор подписей.
В папке ###, содержащей 99 подписных листов (99 подписей избирателей):
- в подписных листах ### и ###, в графах ### таблиц, в столбцах - «Фамилия, имя, отчество», «Дата внесения подписи», буквенно-цифровые рукописные записи, выполнены одним лицом;
- в подписных листах ### и ###, в графах ### таблиц, в столбцах - «Фамилия, имя, отчество», «Дата внесения подписи», буквенно-цифровые записи, выполнены одним лицом (л.д. 40-42).
Вышеуказанные заключения административным истцом не оспаривались.
Доводы истца о том, что не была обеспечена сохранность подписных листов, а также проверка подписных листов проводилась в здании УМВД, на время проведения исследования подписных листов эксперты не были освобождены от исполнения своих основных должностных обязанностей, представители партии не были приглашены на исследование, ссылаясь по выше изложенному на п. 1.8. Решения избирательной комиссии г. Кемерово от **.**.****###, п. ###., п.**.**.****, ст. 1.2. «Организация работы» Методических рекомендаций по приему проверке подписных листов, утвержденных постановлением ЦИК РФ от **.**.****###, суд считает не имеющими правового значения для дела, поскольку данные методические рекомендации не являются законом, а носят исключительно рекомендательный характер.
Сохранность подписных листов была соблюдена, подлинники вышеуказанных подписных листов обозревались в судебном заседании.
В связи с выявлением расхождений между персональными данными избирателей, содержащимися в подписных листах, и в подсистеме «Регистр избирателей, участников референдума» ГАС «Выборы» избирательной комиссией города Кемерово в управление МВД России по городу Кемерово был направлен запрос от **.**.****### о проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах и получен ответ от **.**.****, согласно которому в ходе сверки установлено несоответствие в адресе места жительства, паспортных данных, установочных данных. В вышеприведенном ответе отображен список лиц избирателей, у которых выявлены несоответствия данных (л.д.43-45).
Данный ответ также не был оспорен административным ответчиком.
Также в материалы дела представителем ответчика представлена таблица сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, в которой вышеуказанные сведения конкретизированы (л.д. 166-172).
Согласно информации, указанной в таблице, данные МВД России указаны на дату – **.**.****.
В результате проверки подписных листов (в папках №###, 8, 11, 15) согласно ведомости и итоговому протоколу о результатах проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов, на основании заключений экспертов - почерковедов экспертно-криминалистического отдела Управления МВД России по городу Кемерово, официальных сведений органа регистрационного учета установлено, что из 400 подписей избирателей достоверными признано 346 (триста сорок шесть) подписей, недействительными - 54 (пятьдесят четыре), в том числе на основании: - подпункта 6 пункта 9 статьи 29 Закона Кемеровской области от **.**.****### «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области - Кузбассе» (подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно) - 10(десять) подписей; - подпунктов 6, 11 пункта 9 статьи 29 вышеупомянутого закона (подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, а также подписи избирателей, если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно) - 10 (десять) подписей; - подпункта 3 пункта 9 статьи 29 вышеупомянутого закона (подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности) - 38 (тридцать восемь) подписей.
Со всеми вышеуказанными документами кроме таблицы сведений и журнала учета, административный истец был ознакомлен до заседания избирательной комиссии, что не отрицалось представителем в ходе судебного заседания.
В соответствии с подпунктом 6-1 пункта 1 статьи 84 Закона Кемеровской области от **.**.****### «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области - Кузбассе» основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является (в ситуации, если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей), - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В ходе выборочной проверки подписных листов, представленных уполномоченным представителем избирательного объединения «Региональное отделение в Кемеровской области - Кузбассе Политической партии «...» на выборах депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва ФИО1 для регистрации единого городского списка кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва в количестве 22 человека, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Кемеровской области - Кузбассе Политической партии «...» выявлено более 5 процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Вышеуказанные обстоятельства в соответствии с пунктом 13 статьи 30, подпунктом 6-1 пункта 1 статьи 84 Закона Кемеровской области от **.**.****### «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области - Кузбассе» явились основанием для принятия решения об отказе в регистрации списка кандидатов.
Так, **.**.****. решением избирательной комиссии города Кемерово ### (далее - комиссия) было отказано в регистрации единого городского списка кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва в количестве 22 человек, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Кемеровской области- Кузбассе Политической партии «...» на выборах, назначенных на **.**.****.
Решение избирательной комиссии города Кемерово ### от **.**.****. своевременно получено представителем Регионального отделения в Кемеровской области - Кузбассе Политической партии «...», что не отрицалось представителем административного истца в судебном заседании.
Доводы административного истца о выдаче решения с синей печатью без подписи секретаря и председателя избирательной комиссии, что документ, не подписанный указанными лицами, документом как таковым и решением комиссии, с юридической точки зрения, не является, юридической силы такой «документ» не имеет и следовательно, правовых последствий не вызывает, суд считает не состоятельными, поскольку представителем административного истца была получена копия вышеуказанного документа, что регламентировано инструкцией по делопроизводству, подлинник документа с подписями председателя избирательной комиссии и секретаря обозревался в судебном заседании и судом установлено, что документ, полученный представителем истца полностью воспроизводит информацию подлинника документа.
Суд приходит к выводу об обоснованности решения избирательной комиссии г. Кемерово от **.**.****###.
Принимая во внимание, что в рамках рассмотрения административного дела нарушений законодательства, которые бы повлекли нарушения прав и законных интересов административного истца не установлено, то не имеется и оснований для удовлетворения административного иска.
Также судом установлено, что **.**.****. указанное решение обжаловано административным истцом в избирательную комиссию Кемеровской области-Кузбасса, которая оставила жалобу без удовлетворения, а работу избирательной комиссии города Кемерово в части выполнения требований установленного законодательством о выборах порядка проведения проверки подписных листовпризнала неудовлетворительной.
Постановлением Избирательной комиссии Кемеровской области-Кузбасса от **.**.****. ###в ходе проведенной по жалобе проверки в Избирательной комиссии Кемеровской области - Кузбасса было выявлено, что избирательной комиссией города Кемерово не были в полной мере выполнены требования пункта 6 статьи 38 Федерального закона от **.**.**** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), пункта 4 статьи 29 Закона Кемеровской области. В частности, Региональное отделение партии «...» не было должным образом уведомлено об отдельных избирательных действиях, связанных с проверкой подписных листов.
Тем не менее, указанные обстоятельства не опровергают установленных фактов недействительности подписей избирателей и не влияют на законность принятого избирательной комиссией города Кемерово решения, поскольку в соответствии с подпунктом «в1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона, подпунктом 6-1 пункта 1 статьи 84 Закона Кемеровской области если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, то выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является самостоятельным основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности,
суд считает исковые требования Избирательного объединения Регионального отделения в Кемеровской области-Кузбассе Политической партии «...» в лице Секретаря Совета регионального отделения - ФИО1, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Избирательного объединения Регионального отделения в Кемеровской области-Кузбассе Политической партии «...» в лице Секретаря Совета регионального отделения - ФИО1 к Избирательной комиссии г. Кемерово о признании незаконным решения избирательной комиссии города Кемерово от **.**.****. ### об отказе в регистрации единого городского списка кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов седьмого созыва в количестве 22 человек, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Кемеровской области-Кузбассе Политической партии «...» на выборах, назначенных на **.**.****. - оставить без удовлетворения в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
В мотивированной форме решение изготовлено 31.08.2021 г.
Судья Лебедева Е.А.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-4235/2021 Центрального районного суда г.Кемерово