ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4239/2022 от 19.10.2022 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар 19 октября 2022 г.

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Барановой Е.А.,

при секретаре Кумаховой Р.А.,

с участием: представителя административного истца – помощника Краснодарского транспортного прокурора ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, заинтересованные лица: управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

установил:

Заместитель Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, заинтересованные лица: управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В обоснование исковых требований указано, что Краснодарской транспортной прокуратурой в ходе анализа исполнения законодательства при организации и проведении таможенного, ветеринарного, карантинного и фитосанитарного контроля выявлены интернет-ресурсы, предлагающие к приобретению продукцию, запрещенную к ввозу на территорию Российской Федерации. Мониторингом информационно-коммуникационной сети «Интернет» установлено функционирование интернет-страниц, размещенных по следующим <данные изъяты> Установлено, что на вышеуказанных страницах сети «Интернет» к реализации на территории <адрес> предлагается санкционная продукция, запрещённая к ввозу на территорию Российской Федерации, а именно - мясная продукция (хамон), сырная продукция, страной происхождения которых заявлены государства-участники Европейского союза (Италия, Испания). Доступ к вышеуказанным интернет-ресурсам свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных и копировать материалы в электронном варианте может каждый пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют. Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к указанным интернет-сайтам необходимо ограничить, что явилось поводом для обращения в суд.

В административном иске заместитель Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры просит суд признать информацию, размещенную в коммуникационноинформационной сети «Интернет» на страницах с URL-адресами: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, вынесении решения на усмотрение суда.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (п. 1) определено, что в течение одного года со дня его вступления в силу запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении Российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ действия отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и продленных указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ», пролонгированы с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ» утвержден перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, страной происхождения которых являются, в том числе, страны Европейского союза.

Согласно Перечню сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, <адрес>, Черногория, <адрес>, Княжество Лихтенштейн, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, которые сроком на один год (до ДД.ММ.ГГГГ) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ к ввозу на территорию Российской Федерации из стран Европейского союза запрещены товары, классифицируемые в позициях 0401-0406 по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Европейского союза - молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания), к каковой относятся сыры, а также в позиции 0210 — мясо соленое, в рассоле, сушеное и копченое.

В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц, или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению.

Исходя из совокупности вышеуказанных правовых норм, реализация предлагаемой на выявленных интернет-страницах сырной и мясной продукции на территории Российской Федерации недопустима, ввиду чего оборот данного товара, как объекта гражданских правоотношений, запрещен.

Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» страница сайта в сети «Интернет» (далее по тексту - Федеральный закон № 149-ФЗ) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

В соответствии с частью 1 и 6 статьи 10 вышеуказанного нормативного правового акта в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ).

На основании части 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 вышеуказанного нормативного правового акта основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Мониторингом информационно-коммуникационной сети «Интернет» установлено функционирование интернет-страниц, размещенных по следующим <данные изъяты>

<данные изъяты>

Установлено, что на вышеуказанных страницах сети «Интернет» к реализации на территории <адрес> предлагается санкционная продукция, запрещённая к ввозу на территорию Российской Федерации, а именно - мясная продукция (хамон), сырная продукция, страной происхождения которых заявлены государства-участники Европейского союза (Италия, Испания).

Доступ к вышеуказанным интернет-ресурсам свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных и копировать материалы в электронном варианте может каждый пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.

Кроме того, в ходе осуществления надзорных мероприятий посредством использования сервиса «WHOIS» предприняты меры к определению владельцев страниц, расположенных в сети «Интернет», однако установить сведения о месте и номере, используемом при регистрации, не представляется возможным.

Так, любому пользователю в рамках публичного договора купли-продажи дистанционным способом предлагается приобрести продукцию, запрещенную к ввозу из страны, принявшей решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц и (или) присоединившееся к такому решению, за что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по статьям 14.2, 16.3, 16.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Таким образом, суд соглашается с мнением административного истца о том, что распространение указанной информации нарушает публичные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации. В данной связи требования административного иска подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования заместителя Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, заинтересованные лица: управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в коммуникационноинформационной сети «Интернет» на страницах с URL-адресами:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня получения лицами, участвующими в деле копии настоящего решения.

Судья Октябрьского

районного суда г. Краснодара Е.А. Баранова

решение изготовлено19.10.2022г.