№2а-423/18-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2018 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи М.Н. Картавых,
при секретаре М.О.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску к Красивской А. Ю. о взыскании задолженности по налогам и сборам, пени и штрафных санкций,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Красивской А. Ю. (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании задолженности по налогам и сборам, пени и штрафных санкций по тем основаниям, что административный ответчик, зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя с 06.06.2013г., 10.07.2013г. представила в ИФНС России по г. Петрозаводску уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН). Согласно налоговым декларациям по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2013-2015гг. сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составила 1000986 рублей. В ходе проведения налоговой проверки декларации Инспекцией установлено, что у административного ответчика отсутствовало право применять указанный режим налогообложения в проверяемый период в силу пп.19 п.3 ст.346.12 НК РФ, в связи с чем в её адрес было направлено сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН от 15.07.2013г. и необходимости предоставления налоговой отчетности по общей системе налогообложения, также установлено завышение размеров налога, исчисленного за отчетные периоды. Кроме того, Инспекцией в ходе проведения выездной проверки с целью установления фактических обстоятельств ведения предпринимательской деятельности ИП Красивской А.Ю. выявлено, что налоги, исчисленные налогоплательщиков по декларациям по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в том числе налога на вмененный доход, уплачены в бюджет, при этом фактические расходы по предпринимательской деятельности у административного ответчика отсутствовали, что в совокупности с другими обстоятельствами свидетельствовуют об отсутствии реальной возможности административного ответчика осуществлять предпринимательскую деятельность по выполнению ремонтных работ локомотивов, и как следствие обязанности по уплате единого налога на вмененный доход. В связи с необходимостью Красивской А.Ю. уплачивать налоги по общей системе налогообложения в период с 2013 по 2015 годы, за налогоплательщиком образовалась задолженность по налогу на доходы физических лиц, а также не исполнена обязанность по предоставлению соответствующих налоговых деклараций. На основании выявленных проверкой нарушений налогоплательщиком требований налогового законодательства административный истец направил в адрес налогоплательщика требование №3440 от 28.08.2017г. о необходимости уплаты образовавшейся задолженности в срок до 15.08.2017г. Поскольку в добровольном порядке требование налогового органа исполнено не было, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2013-2015гг. в общей сумме 2506582,00 руб., пени за неуплату НДФЛ в размере 333420,51 руб., штраф по п.1 ч.119 НК РФ в размере 6130,00 руб., штраф по п.1 ст.122 НК РФ в размере 13555,00 руб.
Представитель административного истца Ипатова Н.П. действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям указанным в иске.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к следующим выводам.
Согласно с. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Частью 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ УСН применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 346.13 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.
Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель уведомляет о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (пункт 2 статьи 346.13 НК РФ).
Подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные п.п.1 и 2 ст.346.13 НК РФ, не вправе применять УСН.
В силу взаимосвязанных положений вышеназванных норм налогового законодательства, вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе применять УСН только при соблюдении условия, предусмотренного п.2 ст.346.13 НК РФ, а именно путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.
Как установлено материалами дела, 06.06.2013 г. в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации физического лица, Красивской А.Ю., в качестве индивидуального предпринимателя, в тот же день ИП Красивская А.Ю. поставлена на налоговый учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску.
10.07.2013 административный ответчик представила в Инспекцию уведомление (форма № 26.2-1) о переходе на упрощенную систему налогообложения, тогда как должна была представить указанное уведомление в срок до 08.07.2013, то есть с нарушением установленного законом срока, в связи с чем у ИП Красивской А.Ю. не возникло право на применение указанного режима налогообложения в силу пп.19 п.3 ст.346.12НК РФ.
Административным истцом в адрес налогоплательщика было направлено сообщение № 3.2-10/72 от 15.07.2013 о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН, согласно которому предпринимателю было отказано в применении данного режима налогообложения и необходимости предоставления налоговой отчетности по общей системе налогообложения, которое было обжаловано административным ответчиком в Арбитражный суд Республики Карелия.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 19.05.2016, оставленным в силе постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.03.2017 заявление ИП Красивской А.Ю. оставлено без удовлетворения, следовательно решение Инспекции о невозможности административным ответчиком применять УСН в спорный период является легитимным и корреспондирует обязанности налогоплательщика применения режима общей системы налогообложения, с уплатой установленных налоговым законодательством налогов и подачей соответствующей налоговой отчетности в установленные законодательством сроки.
В соответствии с п.п. 4 п.1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно п.1, п.6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000,00 руб.
Пунктом 1 ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату налога на доходы в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.
Из материалов дела усматривается, что в ходе выездной проверки, с целью установления фактических обстоятельств ведения (неведения) предпринимательской деятельности у ИП Красивской А.Ю., проведенной по решению заместителя начальника Инспекции ФНС России по г.Петрозаводску от 12.12.2016г. в период с 12.12.2016г. по 27.03.2017г. были выявлены нарушения налогоплательщиком требования действующего налогового законодательства, в том числе: исчисление в завышенном размере налога, уплачиваемого с применением УСН, что подтверждается налоговыми декларациями за 2013-2015 годы, при том, что налогоплательщик не был в праве применять указанный режим налогообложения. Кроме того, Инспекцией установлено, что заявленные в соответствующей налоговой документацией расходы налогоплательщика, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, фактически не были им произведены, а доход по хозяйственным операциям был получен в личных целях от своего работодателя ООО «ТК «Локомотив», что свидетельствует о необходимости в силу положений главы 23 НК РФ уплаты налога на указанные доходы налогоплательщика как физического лица и подачи налоговых деклараций за отчетный период времени, когда был получен указанный доход.
По результатам выездной проверки заместителем начальника ИФНС России по г.Петрозаводску 14.07.2017г. вынесено решение № 4.4-123 о привлечении административного ответчика к ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст.119 НК РФ за непредоставление налоговых деклараций на доходы физических лиц за 2015г. (за 2013-2014г.г. истек срок привлечения к налоговой ответственности); по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога и других неправомерных действий (бездействия), с назначением наказания в виде штрафа; а установлена необходимость налогоплательщика уплаты пени, начисленных по состоянию на 14.07.2017г. и задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2013г.- 524550,00 руб., за 2014г. – 1186094,00 руб., за 2015г. – 795938,00 руб.
Данным решением, должнику было предложено добровольно уплатить сумму исчисленного налога в размере 2506582,00 руб., пени по НДФЛ а размере 333420,51 руб., штрафных санкций по п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 6445,00 руб. и п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 13555,00 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств).
Факты, изложенные в акте налоговой проверки, решении о привлечении к налоговой ответственности, налогоплательщиком не опровергнуты, возражения в установленный законодательством срок не представлены, решение № 4.4-123 от 14.07.2017г. не обжаловано, вступило в законную силу и было обязательно для исполнения ответчиком.
Поскольку налогоплательщиком в добровольном порядке оплата налога и штрафа не была произведена, Инспекцией в его адрес было выставлено требование № 3440 от 28.08.2017г., которым налогоплательщику предложено в срок до 15.09.2017 уплатить задолженность по НДФЛ за 2013-2015 годы 2506582,00 руб., штрафных санкции в общей сумме 19685,00 руб.
В соответствии со статьей 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
Требованием № 3440 от 28.08.2017г. налогоплательщику предложено в срок до 15.09.2017г. уплатить пени по НДФЛ в размере 333420,51 руб.
Доказательств, подтверждающих добровольное исполнение административным ответчиком обязанности по уплате задолженности и пени в полном объеме, не представлено.
Расчет подлежащих взысканию сумм произведен в соответствии с требованиями закона и является правильным.
В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В силу взаимосвязанных положений п. 3 ч. 3 ст. 1, ст. 17, ч. 2 ст. 286, чч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ, п. 3 ст. 48 НК РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического липа может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 6 г. Петрозаводска РК от 18.10.2017г. было отказано в принятии заявления ИФНС России по г.Петрозаводску о вынесении судебного приказа с Красивской А.Ю. по задолженности по налоговым платежам в виду наличия спора о праве.
Инспекция 28 ноября 2017 года обратилась с настоящим иском в суд, в связи с чем срок на взыскание недоимки по налогам административным истцом не пропущен.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании недоимки и пени в заявленном размере, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 286, 289-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску удовлетворить.
Взыскать с Красивской А. Ю., зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход бюджета:
- недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2013 – 2015 гг. в общей сумме 2506582,00 руб.,
- штраф по п.1 ст.119 НК РФ в сумме 6130 руб. 00 коп.,
- штраф по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 13555 руб. 00 коп.,
- пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 333420 руб. 51 коп., всего недоимку по налоговым платежам в размере 2859687 руб. 51 коп.
Взыскать с Красивской А. Ю. в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 22498 руб. 44 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2018