ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-423/20 от 07.12.2020 Катайского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-423/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Катайск Курганской области 7 декабря 2020 года

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего, судьи Колесникова В.В.,

с участием помощника прокурора Катайского района Курганской области Ююкина И.С.,

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика УФСИН России по Курганской области – ФИО2, по доверенности,

представителя административного ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области – ФИО3, по доверенности,

при секретаре Таланкиной А.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УФСИН России по Курганской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области о возложении обязанности, признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 в административном исковом заявлении просит возложить на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области обязанность вернуть музыкальные инструменты, электронную книгу; признать незаконными действия администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области по ограничению веса получаемых осуждёнными передач в 20 кг.

Требования обоснованы тем, что ФИО1 в период с 2013 г. по 02.10.2020 отбывал наказание по приговору Катайского районного суда в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области – структурном подразделением УФСИН России по Курганской области. В 2015 г. его родственники с разрешения администрации ФКУ ИК-2 передали ему музыкальные инструменты (синтезатор «Касио» («Casio») СТК6200, электрогитару, акустическую гитару) для личной игры на них и участия в самодеятельности, а также электронную книгу «Текстет» («teXet») ТВ-740HD, поскольку Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее также – ПВР ИУ) предусматривают право осуждённых, содержащихся в облегчённых условиях содержания, пользоваться техническими устройствами для чтения электронных книг. Впоследствии администрация учреждения из-за личной неприязни запретила ему находиться в музыкальной комнате и играть на указанных инструментах, также по неизвестной причине у него была изъята электронная книга. ПВР ИУ предусмотрен порядок изъятия у осуждённых запрещённых к использованию в учреждении вещей. Имеющиеся у осуждённых вещи сверх установленного веса изымаются и сдаются на склад для хранения. При освобождении указанные вещи ФИО1 возвращены не были. Кроме того, в соответствии с п. 93 ПВР ИУ осуждённым разрешается получение установленного ст. 121, 123, 125, 127, 131 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее также- УИК Российской Федерации) числа посылок, передач и бандеролей. Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки (ч. 1 ст. 90 УИК Российской Федерации). Почтовые правила устанавливают предельный вес одной посылки – до 50 кг. (п. 11.2 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утверждённого приказом ФГУП «Почта России» № 114-п от 17.02.2012). Однако, в разные периоды отбывания наказания администрация ФКУ ИК-2 разрешала получение посылок весом 20-30 кг., а в настоящее время незаконно ограничивает этот вес до 20 кг. (л.д. 7-10).

Определением Катайского районного суда от 16.11.2020 к участию по делу привлечён прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области (л.д. 4-5).

В судебном заседании административный истец ФИО1 на заявленных требованиях настаивал в полном объёме по изложенным в административном исковом заявлении доводам. Дополнил, что указанные музыкальные инструменты и электронная книга были переданы ему в 2015 г., с разрешения руководства колонии, поскольку с того времени он находился на облегчённых условиях содержания. В 2017 г. после запрещения администрацией ему посещать музыкальную комнату указанные свои инструменты не видел, где они находятся с того времени не знает. Был не согласен с тем, что его фактически лишили его вещей, однако по данному поводу никуда не обращался, опасаясь неблагоприятных последствий от администрации исправительного учреждения, которая могла воспрепятствовать его условно-досрочному освобождению. Не отрицал, что узнал о нарушении своих прав в 2017 г. Также считает, что установленные в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области ограничения по весу передач осуждённым могли послужить основанием тому, что его родственники и знакомые не смогли в колонию передать ему передачи весом более 20 кг. Кроме того, намерен в будущем направлять другим осуждённым в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области передачи весом более 20 кг. Считал безосновательными возражения административных ответчиков. Полагал, что представленные им доказательства (ФИО1) – показания допрошенных в судебном заседании свидетелей, фото и видео материалы подтверждают передачу указанных предметов в колонию.

Представитель административного ответчикаУФСИН России по Курганской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска в полном объёме, поддержав доводы представленного письменного отзыва. Обращал внимание суда, что административным истцом не доказан факт передачи ему указанных вещей в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области. Полагал, что в соответствии с действующим правовым регулированием передача осуждённому вещей должна оформляться соответствующими письменными документами, которых в данном случае ФИО1 не представлено и не имеется у административных ответчиков, поскольку последними отрицается факт передачи указанных вещей ФИО1. Также считал, что административный истец пропустил установленный законом 3-х месячный срок для подачи административного иска.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области по доверенности ФИО3 также возражала против удовлетворения административного иска в полном объёме, поддержав доводы представленного письменного отзыва и пояснения представителя административного соответчика.

В письменных отзывах административные ответчики просят в иске отказать, поскольку ФИО1 не представлено доказательств, подтверждающих факт передачи ему указанных музыкальных инструментов и электронной книги.

Ссылаясь на п. 53 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (далее также - ПВР ИУ), устанавливающим, что вещи, имеющиеся у осуждённых сверх установленного веса, изымаются и сдаются на склад для хранения; решение об изъятии вещей сверх установленного веса принимается дежурным помощником начальника ИУ, если хранящиеся на складе вещи понадобятся осуждённым и не будут излишними, они могут выдаваться владельцам; администрация ИУ выдает осуждённым квитанцию о приёме для хранения на склад изъятых и сданных вещей; указывают, что истцом не представлено к исковому заявлению доказательств, подтверждающих факт передачи музыкальный инструментов в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области.

Согласно инвентарным картам нефинансовых активов ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области в учреждении имеются следующие музыкальные инструменты - гитара, дата ввода в эксплуатацию 31.12.2011, синтезатор «Ямаха-280» («Yamaha-280»), дата ввода в эксплуатацию 01.10.2014, ритмбас гитара, дата ввода в эксплуатацию 31.12.2011. Иных музыкальных инструментов, клавишных и струнных согласно бухгалтерскому учёту в учреждении не имеется.

Согласно справки начальника отдела безопасности ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области А.П. каких-либо музыкальных инструментов, электронных книг у ФИО1 в период отбывания наказания не изымалось, в связи с чем, акты изъятия отсутствуют.

По запросу УФСИН России по Курганской области ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области проведена проверка доводов, изложенных в административном исковом заявлении. По результатам которой, согласно справке начальника отдела безопасности ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области А.П., каких-либо музыкальных инструментов или электронных устройств, в период отбывания ФИО1 наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, от родственников или иных лиц через комнату приёма посылок и передач не передавалось и административным истцом не получалось.

Полагают, что изложенные ФИО1 в административном исковом заявлении доводы о передаче и невыдачи ему на руки при освобождении являются необоснованными, недоказанными, не основанными на законе.

Порядок получения посылок и передач осуждёнными, отбывающими уголовные наказания в исправительных учреждениях строгого режима уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, определён ст. 90 во взаимосвязи со ст. 123 УИК Российской Федерации.

Согласно карточке учёта свиданий, приёма посылок и передач осуждённому ФИО1 - административному истцу беспрепятственно осуществлялись передачи посылок и передач в течение всего периода отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области.

Согласно данной карточке ФИО1 в период отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области получено 38 посылок, передач, бандеролей и ценных бандеролей.

Согласно справке начальника отряда ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области И.А. осуждённый ФИО1 в период отбывания уголовного наказания с 19.12.2013 по 29.05.2015 состоял в обычных условиях отбывания наказания. Постановлением начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области от 29.05.2015 ФИО1 был переведён из обычных в облегчённые условия отбывания наказания.

Вместе с тем, осуждённый ФИО1 16.05.2016, 01.08.2017, 06.02.2018 за хорошее поведение и активное участие в воспитательных мероприятиях поощрялся дополнительной посылкой (передачей).

Таким образом, осуждённый ФИО1 в период отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области в зависимости от условий отбывания наказания в исправительных учреждениях строгого режима уголовно-исполнительной системы Российской Федерации вправе был получать от четырёх до шести посылок и передач в течение одного года, а также посылки и передачи в качестве поощрения.

Статьей 90 УИК Российской Федерации установлено, что максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки.

Согласно ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приложением N 2 к Правилам оказания услуг почтовой связи, утверждённым Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" установлен максимальный вес посылки 20 кг.

Таким образом, доводы административного истца о том, что ему препятствовали получать посылки установленного веса безосновательны. Ссылка административного истца на порядок приёма и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утверждённых приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п указана, в связи с неправильным толкованием норм права, так как приказ федерального государственного унитарного предприятия, являющегося коммерческой организацией, не может иметь большую юридическую силу, чем нормативный акт Минкомсвязи России.

В связи с изложенным, считают доводы административного истца ФИО1 безосновательными, не основанными на законе, не имеющими каких-либо фактически подтверждённых оснований и удовлетворению не подлежат (л.д. 53-56, 68-72).

В судебном заседании помощник прокурора Катайского района Курганской области Ююкин И.С., действующий в порядке поручения прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области в своём заключении просил в удовлетворении административного искового заявления отказать ввиду необоснованности.

В отзыве Курганский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области полагает, что требования административного истца ФИО1 являются необоснованными.

По сведениям ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области в период отбывания наказания ФИО1 в исправительном учреждении на его имя музыкальные инструменты, электронная книга не поступали. С целью установле­ния объективных данных полагает необходимым направить материалы в след­ственный орган для проведения проверки в порядке ст. 144, 145 УПК Российской Федерации.

По вопросу об ограничениях веса посылок, получаемых осуждёнными в ис­правительном учреждении отмечает, что согласно ст. 90 УИК Российской Федерации макси­мальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Пунктом 11.2 приказа ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п «Об утвер­ждении Порядка» (вместе с «Порядком приёма и вручения внутренних регистри­руемых почтовых отправлений») установлен максимальный вес посылки 50 кг. В ходе надзорной деятельности нарушений ст. 90 УИК Российской Федерации в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области не выявлялось (л.д. 23, 39).

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд признаёт требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 218 КАС Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если КАС Российской Федерации не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации).

В силу ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные вч. 9и10данной статьи, в полном объёме.

Частью 9 ст. 226 КАС Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд также выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд.

Частью 11 ст. 226 КАС Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных впп. 1и2 ч. 9данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных впп. 3и4 ч. 9и вч. 10данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, административный истец обязан доказать, что его права и законные интересы административным ответчиком (административными ответчиками) нарушены, а также соблюдением административным истцом сроков обращения в суд.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с положениями ст.82 УИК Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч.3).

Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч.6).

Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч.8).

Обнаруженные у осуждённых деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осуждённого без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещённые предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осуждённых, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чём составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.9).

Согласно ст.90 УИК Российской Федерации осуждённым к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей: мужчинам - в количестве, установленном ст. 121, 123, 125 и 131 УИК Российской Федерации.

Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки (ч.1).

Порядок получения осуждёнными посылок, передач и бандеролей и порядок их досмотра определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч.5).

С разрешения администрации исправительного учреждения осуждённые могут отправлять посылки и бандероли (ч.6).

В силу ст.123 УИК Российской Федерации осуждённые к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима, проживают в общежитиях. Им разрешается получать четыре посылки или передачи и четыре бандероли в течение года (п.«в» ч.1).

Осуждённые, отбывающие наказание в облегчённых условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года (п.»в» ч.2).

Осуждённые, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается получать две посылки или передачи и две бандероли в течение года (п.»в» ч.3).

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее также – Правила), утверждёнными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 N 295, установлены правила внутреннего распорядка в исправительных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных учреждениях, а также лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений (далее также – ИУ), в отношении соответственно находящихся в них осуждённых и осуждённых, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию; осуждённых, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые, подлежат направлению в ИУ для отбывания наказания; осуждённых, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое; осуждённых к лишению свободы с отбыванием наказания в ИУ или тюрьме, оставленных в следственном изоляторе (далее также – СИЗО) либо переведенных в СИЗО для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого; осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия (п.1).

Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осуждённых, а также иных лиц, посещающих ИУ. Нарушение Правил влечёт установленную законодательством Российской Федерации ответственность (п.3).

Разделом XVI Правил предусмотрен порядок приёма и получения осуждёнными посылок, передач, бандеролей, согласно которому осуждённым разрешается получение установленного ст. 121, 123, 125, 127 и 131 УИК Российской Федерации числа посылок, передач и бандеролей (п.93).

Лицо, доставившее в ИУ передачу, заполняет и подписывает заявление. В заявлении в обязательном порядке делается собственноручная запись передающего лица о том, что в передаче не содержится запрещённых предметов и передача комплектовалась им лично либо в его присутствии. Заявление, содержимое передачи, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, доставившего передачу, передаются администрации ИУ. По требованию лица, доставившего передачу, ему выдается на руки копия заявления (п. 96).

Вскрытие и досмотр содержимого посылок или бандеролей, а также сверка наличия и веса содержимого производятся администрацией ИУ в присутствии адресатов. Досмотр, сверка наличия и веса содержимого передач производятся администрацией ИУ в присутствии передающего лица. Обнаруженные запрещенные вещи изымаются, по ним принимается решение в соответствии с главой XI Правил (п. 97).

По фактам изъятия из посылок, передач и бандеролей запрещённых вещей проводится проверка (п. 98).

Перечень и вес вложений посылок, передач и бандеролей регистрируются администрацией ИУ в специальном журнале, после чего они выдаются осуждённому под роспись (п. 99).

Посылка, передача или бандероль должны быть вручены осуждённому не позднее одних суток после их приема, за исключением случая, предусмотренного п. 104 Правил (п.100).

Осуждённые могут по заявлению за счёт собственных средств отправлять родственникам и иным лицам бандероли с малоценными печатными изданиями, рукописями, фотографиями и посылки с продуктами питания и предметами первой необходимости, приобретёнными в магазине ИУ, а также предметы и вещи, находящиеся в личном пользовании или хранящиеся на складе. Досмотр таких отправлений производится администрацией ИУ в присутствии осуждённого (п.105).

Разделом XI Правил установлен порядок изъятия у осуждённых запрещённых к использованию в ИУ вещей, из которого следует, что правом изъятия у осуждённых запрещённых к использованию в ИУ вещей обладает администрация ИУ (п.48).

Запрещённые вещи, а также вещи, имеющиеся у осуждённых сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, о чём составляется акт (п.49).

Запрещённые предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осуждённых, передаются на склад для хранения либо уничтожаются по постановлению начальника ИУ либо лица, его замещающего, о чём составляется соответствующий акт с ознакомлением осуждённого под роспись. При переводе осуждённых в другое ИУ изъятые у них запрещенные вещи, хранящиеся на складе ИУ, по заявлению осуждённых пересылаются по почте посылкой их родственникам за счет собственных средств осуждённых, а при отсутствии денежных средств на лицевых счетах осуждённых - пересылаются на хранение по месту их нового содержания за счет средств федерального бюджета (п.52).

Вещи, имеющиеся у осуждённых сверх установленного веса, изымаются и сдаются на склад для хранения. Решение об изъятии вещей сверх установленного веса принимается дежурным помощником начальника ИУ. Если хранящиеся на складе вещи понадобятся осуждённым и не будут излишними, они могут выдаваться владельцам. Администрация ИУ выдает осуждённым квитанцию о приёме для хранения на склад изъятых и сданных вещей (п.53).

Указанные Правила содержат Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осуждённым запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (Приложение №1).

Согласно примечаниям к данному Перечню (Приложение № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений):

Настоящий перечень распространяется на осуждённых, отбывающих наказание в колониях-поселениях, за исключением продуктов питания, денег, ценных вещей, одежды, головных уборов и обуви гражданского образца, постельных принадлежностей и зажигалок (п.1).

При переводе в другое ИУ, освобождении осуждённым разрешается брать с собой только личные вещи, продукты питания и предметы, приобретённые ими в установленном порядке (п.2).

Количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осуждённые могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей. Общий вес принадлежащих осуждённому вещей и предметов, продуктов питания, за исключением находящихся на складе ИУ, не может превышать 36 кг (п.3).

Телевизионные приемники и радиоприемники используются только для коллективного пользования и устанавливаются в местах, определённых администрацией ИУ (осуждённым, содержащимся в облегченных условиях отбывания наказания, а также отбывающим наказание в колониях-поселениях разрешено пользоваться аудиоплеерами без функции записи, техническими устройствами для чтения электронных книг без функции выхода в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и функции аудио-, видеозаписи в количестве не более одного устройства каждого вида на осуждённого, в местах коллективного пользования могут устанавливаться DVD- и аудиопроигрыватели) (п.4).

Аналогичный внутренний распорядок в ИУ был установлен ранее Правилами, утверждёнными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205.

Правилами оказания услуг почтовой связи, утверждёнными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014 № 35442), предусмотрена предельная масса:

- бандероли – 5 кг. (приложение № 1 Параметры письменной корреспонденции при оказании универсальной услуги почтовой связи);

- бандероли (простой, заказной) – 5 кг.,

- посылки (обыкновенной, с объявленной ценностью) – 20 кг. (приложение № 2 Параметры международных почтовых отправлений, пересылаемых в рамках международного почтового обмена).

Порядком приёма и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утверждённым приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п предельная масса посылок определена в размере:

- стандартной – до 10 кг.;

- тяжеловесной – от 10 до 20 кг.;

- нестандартной – до 20 кг.;

- тяжеловесной крупногабаритной – от 10 до 50 кг.

Порядком приёма и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утверждённым приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п, установлена предельная масса:

- бандероли (заказной, с объявленной ценностью) – до 2 кг;

- бандероли 1-го класса (заказной, с объявленной ценностью) – до 2,5 кг;

- посылки 1-го класса (обыкновенной, с объявленной ценностью) – 2,5 кг;

- посылки нестандартной (обыкновенной, с объявленной ценностью) – 10 кг, с отметкой «негабаритная» - 50 кг.;

- «посылки Стандарт» (обыкновенной, с объявленной ценностью) и «посылки Курьер EMS» (обыкновенной, с объявленной ценностью), «посылки Экспресс» (обыкновенной, с объявленной ценностью) – 10 кг;

- «посылки онлайн» (обыкновенной, с объявленной ценностью) – 5 кг.

В силу ч.3 ст.173 УИК Российской Федерации при освобождении осуждённому выдаются принадлежащие ему вещи и ценности, средства, хранящиеся на его лицевом счёте, личные документы и ценные бумаги, а также документы об освобождении осуждённого от наказания и документы о его трудовой деятельности.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, доводов административного искового заявления, отзывов административных ответчиков, и не оспаривается сторонами, что в период с 19.12.2013 по 02.10.2020 ФИО1 отбывал лишение свободы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области по приговору суда. До 29.05.2015 ФИО1 состоял в обычных условиях отбывания наказания, с указанной даты- постановлением начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области переведён из обычных в облегчённые условия отбывания наказания.

Административный истец ссылается, что в период отбывания наказания в 2015 г. ему были переданы музыкальные инструменты и электронная книга, которых впоследствии он был лишён и при освобождении ему данные вещи также не были возвращены.

В силу положений ст. 59 КАС Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС Российской Федерации и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (ч. 1). В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путём использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов (ч. 2).

Статьёй 61 КАС Российской Федерации установлено, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным вст. 59КАС Российской Федерации. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

В силу приведённых норм действующего правового регулирования получение осуждёнными и использование ими в исправительных колониях, являющихся режимными объектами, на территории которых действуют особые условия, личных вещей, последние подлежат передаче с соблюдением установленных правил, в том числе по документальному оформлению их передачи осуждённым.

Административными ответчиками категорически отрицается факт передачи ФИО1 во время отбывания наказания указанных им музыкальных инструментов и электронной книги. Надлежащих доказательств такой передачи - письменных документов исправительного учреждения суду не представлено. По мнению суда, представленные административным истцом видео-фото-материалы, показания допрошенных по ходатайству ФИО1 в суде свидетелей Е.В., Ю.В., товарный чек, гарантийный талон и другие при указанных обстоятельствах не могут подтверждать данный факт. Таким образом, суд считает возможным согласиться с доводами административных ответчиков об этом и приходит к выводу, что в данной части нарушение прав административного истца исследованными доказательствами по делу не доказано.

Кроме того, суд считает возможным согласиться с доводами административных ответчиков о пропуске срока на заявление ФИО1 данных административных требований, что является самостоятельным основанием к отказу в данных требованиях. Так, из пояснений административного истца в судебном заседании следует, что о нарушении своих прав ФИО1 стало известно значительно раньше установленного законом 3-х месячного срока, исчисляемого со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его законных прав административными ответчиками. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока ФИО1 не заявлялось. Доказательств, подтверждающих уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, административным истцом не представлено. То обстоятельство, что ФИО1 отбывал лишение свободы, само по себе не свидетельствует об уважительности причин пропуска указанного срок, поскольку административный истец был не лишён возможности обратиться в суд за защитой своих прав с административным иском, находясь в исправительном учреждении. ФИО1 в судебном заседании пояснил, что опасался неблагоприятных последствий со стороны действий администрации исправительного учреждения, что само по себе никак не может быть признано уважительной причиной пропуска указанного срока.

Административным истцом ФИО1 оспариваются установленные в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области ограничения по получаемым осуждёнными передачам весом 20 кг. Однако в нарушение приведённых норм права ФИО1 не представлено доказательств, подтверждающих нарушение административными ответчиками его прав. Из представленных административными ответчиками сведений следует, что ФИО1 во время отбывания им наказания осуществлялись передачи в установленных законом количествах таких передач. ФИО1 не сообщает о том, что при осуществлении ему передач исправительным учреждением ограничивалась бы масса каждой такой передачи сверх фактически осуществляемой каждой передачи. Напротив, свидетель Е.В. в судебном заседании показала, что не пыталась передать своему сыну ФИО1 передачу массой более 20 кг., каждая. Также ФИО1 не представил доказательств том, что он был намерен передать кому-либо из осуждённых передачу весом более 20 кг. и ему в этом исправительным учреждением было бы отказано. Таким образом, административным истцом не доказано нарушение административными ответчиками его прав, в защиту которых он обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Ограничений ФИО1 в получении им в период отбывания наказания передач из-за несоответствия их веса, которые были бы не предусмотрены УИУ Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка ИУ, не установлено, доказательств обратного истцом не представлено.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ограничение веса получаемых осуждёнными передач (в 20 кг.) установлено в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области в соответствии с положениями УИК Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка ИУ, и с учётом Правил оказания услуг почтовой связи.

Кроме того, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, а также положения ст. 90 УИК Российской Федерации, регламентирующих получение осуждёнными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей определённого количества и веса, распространяются на находящихся в исправительных учреждениях осуждённых, тогда как в настоящее время ФИО1 освободился из ИУ и не является лицом, на которого распространяется действие указанных положений.

Давая оценку иным доказательствам по делу суд находит их не опровергающими изложенное.

Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований о возложении на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области обязанности вернуть музыкальные инструменты, электронную книгу, а также о признании незаконными действий администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области по ограничению веса получаемых осуждёнными передач в 20 кг, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к УФСИН России по Курганской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области о возложении обязанности, признании действий незаконными - отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Колесников В.В.

В мотивированном виде изготовлено: 09.12.2020