Дело № 2а-423/2020
уид 44RS0004-01-2020-000648-11
Мотивированное решение
изготовлено 12.10.2020г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2020 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Праздниковой О.А,
при секретаре Кузнецовой И.И,
представителя административного ответчика – врио начальника ОСП ФИО4 А
административного ответчика, представителя соответчика – УФССП по Костромской обл – ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г.о гор.Мантурово к ОСП по Мантуровскому району об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №21642/20/44014-ИП от 16.07.2020г и освобождении от взыскания исполнительского сбора
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд Костромской области обратился представитель администрации г.о гор.Мантурово к ОСП по Мантуровскому району об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №21642/20/44014-ИП от 16.07.2020г, а также об освобождении администрации г.о гор.Мантурово от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000рублей. Свои требования мотивировал тем, что требования исполнительного документа, выданного на основании решения Мантуровского районного суда от по делу №2-222/2019 от 05.07.2019г о возложении обязанности на администрацию г.о гор.Мантурово в срок до 01.06.2020г зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: Мантуровский район дер.Самылово протяженностью 2,4 км, в срок, установленный для добровольного исполнения, администрация города не смогла исполнить по объективным причинам, виновные действия со стороны администрации отсутствуют. Ссылаясь на ст.239 Бюджетного Кодекса РФ, ст.401 ГК РФ, ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление Конституционного Суда РФ №13-П от 30.07.2001г, просит признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника отдела –заместителя старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району ФИО2 о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000рублей и освободить администрацию г.о гор.Мантурово от взыскания исполнительского сбора.
Определением суда от 28.09.2020г к участию в деле привлечены в качестве соответчиков: заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району ФИО2, УФССП по Костромской области.
Представитель административного истца ФИО3 в судебное заседание не явился, просив, согласно письменному ходатайству, рассматривать дело без его участия, а также отказался от требования о признании незаконным постановления от 21.08.2020г заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району ФИО2 о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000рублей. Поддерживает требование об освобождении должника – администрации г.о гор. Мантурово от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000рублей по доводам иска.
Определением суда от 09.10.2020г прекращено производство по делу по административному иску администрации г.о гор.Мантурово к ОСП по Мантуровскому району об оспаривании и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №21642/20/44014-ИП от 16.07.2020г в связи с отказом административного истца от иска в данной части.
В судебном заседании представитель ответчика – ФИО4, а также ответчик - заместитель начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району ФИО2, являясь одновременно на основании доверенности представителем ответчика – УФССП России по Костромской области, не согласились с иском об освобождении административного ответчика (должника) от взыскания исполнительского сбора по доводам отзыва. Считают, что административный ответчик, не исполнивший требования в установленный срок, не предпринял никаких мер для своевременного исполнения исполнительного документа. Несмотря на то, что решение суда вынесено в 2019году, администрация г.о г.Мантурово, будучи должником, и зная о необходимости исполнения требований исполнительного документа, заключила договор на выполнение кадастровых работ лишь в мае 2020года. Доказательств того, что неисполнение было невозможным ввиду чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, административный истец не представил.
Заинтересованное лицо(взыскатель) – Мантуровский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомленным о дате и времени рассмотрения дела.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и материалы исполнительного производства, суд находит, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Мантуровского районного суда по делу № 2-222/2019 от 05.07.2019г на администрацию г.о гор.Мантурово возложена обязанность в срок до 01.06.2020г зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу, протяженностью 2,4 км, расположенную по адресу: дер.Самылово Мантуровского района.
Судом установлено, что на основании исполнительного листа, выданного Мантуровским районным судом по гражданскому делу № 2-222/2019 от 05.07.2019г, возбуждено исполнительное производство №21642/20/44014-ИП от 16.07.2020г. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный решением суда, постановлением от 21.08.2020г начальника отделения –заместителя старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району ФИО2 с администрации г.о гор.Мантурово взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000рублей. Установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа. Указанное постановление поступило в администрацию г.о гор.Мантурово 24.08.2020г.
Административный истец (должник) –администрация г.о гор.Мантурово просит освободить его от взыскания исполнительского сбора ввиду наличия объективных причин для неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, а именно, учитывая, что для регистрации права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости требуется постановка объекта на кадастровый учет, необходимо выполнение кадастровых работ. Однако, судебными решениями администрация гор.Мантурово обязана зарегистрировать право собственности на 170 аналогичных дорог, для чего необходимо выполнение значительного объема работ и финансовых затрат. Для обоснования цены контракта при заключении договора на проведение кадастровых и технических работ администрацией гор.Мантурово были запрошены конкурентные предложения с целью определения наиболее выгодных условий. Административный истец предпринял необходимые меры по внесению изменений в бюджет и доведению лимитов бюджетного финансирования на выполнение кадастровых работ и подготовку технических планов, заключен договор от 18.05.2020г на выполнение кадастровых работ и подготовку технических планов сооружений(дорог) для осуществления регистрации права собственности. Кадастровые работы ведутся, но не выполнены в полном объеме. Также административный истец ссылается на иммунитет бюджетов бюджетной системы, предусмотренный п.1 ст.239 БК РФ., и существенный муниципальный долг г.о гор.Мантурово.
Суд находит указанные доводы административного истца обоснованными.
В силу п.1 и 2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор устанавливается с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей(пункт 3).
В соответствии с п.11 статьи 30 данного закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как видно из материалов исполнительного производства №21642/20/44014-ИП от 16.07.2020г, и не оспаривается административным истцом, все указанные обстоятельства имели место, в связи с чем, постановлением от 21.08.2020г начальника отделения –заместителя старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району ФИО2 с администрации г.о гор.Мантурово обоснованно взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000рублей.
Пунктом 6 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено право должника обратиться в суд с иском об уменьшении или об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (пункт 7 ст.112 Закона №229 –ФЗ).
Исходя из положений статьи 401 ГК РФ, лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости о осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона №229-ФЗ, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование своей позиции о необходимости освобождения от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000рублей и отсутствии виновного поведения в неисполнении требований исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, административный истец указывает на необходимость соблюдения процедуры, предшествующей регистрации права муниципальной собственности н автомобильные дороги. Также предоставлен договор №10 от 18.05.2020г подряда на выполнение кадастровых работ, согласно которому Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации г.о гор.Мантурово (заказчик) поручает, а ИП ФИО5 (подрядчик) принимает на себя следующие обязательства: выполнение кадастровых работ согласно ФЗ от 13.07.2015г №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с подготовкой отчетной документации(технического плана сооружения).
Объекты недвижимости, в отношении которых проводятся работы, определены в Перечне объектов работ (приложение№1 к договору). В данном Приложении №1 определен 21 объект, в том числе и автомобильная дорога по адресу: Мантуровский район дер.Самылово протяженностью 2,4 км (пункт 9 Приложения).
Договором предусмотрены сроки проведения работ, начало срока – с момента предварительной оплаты работ по договору, окончание - не позднее 30 календарных дней с момента начала работ по договору.
На дату возбуждения исполнительного производства(16.07.2020г) и в течение срока, установленного должнику – администрации г.о гор.Мантурово для добровольного исполнения требований исполнительного документа, сроки проведения кадастровых работ не истекли.
На момент рассмотрения данного дела судом административным истцом представлены новые доказательства о том, что кадастровым инженером подготовлен технический план на автомобильную дорогу в дер. Самылово.
Согласно статье 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным федеральным законом порядке(часть1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в числе прочего, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2).
В соответствии со ст.35 ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона №22-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.
Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета (ст.54).
Частью 2 статьи 54 ФЗ от 05.04.2013г №44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что конкурентными способами определения поставщиков(подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы(открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием,, закрытый двухэтапный конкурс), аукциона(электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Для их организации и проведения требуется выполнение определенной названным законом процедуры и наличие времени.
В связи с необходимостью соблюдения порядка, установленного ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требования исполнительного документа объективно не могли быть исполнены должником в установленный постановлением судебного пристава-исполнителя пятидневный срок.
Таким образом, по делу видно, что административным истцом, как должником, были предприняты соответствующие меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца о наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей на основании постановления от 21.08.2020г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации г.о гор.Мантурово к ОСП по Мантуровскому району, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району ФИО2, УФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000рублей - удовлетворить.
Освободить администрацию г.о гор.Мантурово от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000рублей,взысканного постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району ФИО2 от 21.08.2020г по исполнительному производству №21642/20/44014-ИП.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: О.А Праздникова.