Дело № 2а-4244/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2016 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
судьи Щелканова М.В.
при секретаре Есеве К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Судебного департамента в Республике Коми к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми об оспаривании решения,
установил:
Управление Судебного департамента в Республике Коми обратилось в суд с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, в котором просит признать незаконным отказ ТУ Росимущества в Республике Коми от ** ** **№... в отнесении квартир, закрепленных за Управлением Судебного департамента в Республике Коми на праве оперативного управления, к специализированному жилищному фонду с отнесением их к служебным жилым помещениям.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности А.А. на требованиях настаивала.
Представитель административного ответчика ТУ Росимущества в Республике Коми в судебное заседание не явился, о слушании административный ответчик извещен.
Судом установлено.
Девять квартир, расположенных по адресу: ...;
...; ...; ..., ..., ...; ...; ...; ..., ...; ..., находятся в собственности Российской Федерации и переданы на праве оперативного управления Управлению Судебного департамента в Республике Коми, что подтверждается выписками из ЕГРП и свидетельствами о государственной регистрации права.
Управление Судебного департамента в Республике Коми обратилось с ходатайством к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми об отнесении к специализированному жилому фонду (служебному жилью) указанных квартир.
К обращению прилагались свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления, кадастровые (технические) паспорта жилых помещений, протокол заседания жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Республике Коми №... от ** ** **. Также к обращению прилагались заключения жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Республике Коми о соответствии жилых помещений предъявляемых к ним требованиям.
** ** ** в адрес Управления Судебного департамента в Республике Коми направлен ответ ТУ Росимущества в Республике Коми №..., в соответствии с которым указано на то, что для принятия решения об отнесении квартир к специализированному жилищному фонду необходимо представить заключения уполномоченной межведомственной комиссии о соответствии жилых квартир предъявляемым к ним требования для отнесения к специализированному жилищному фонду. Данный ответ является предметом оспаривания.
Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно п. 13 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 (далее – Правила № 42), для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы:
а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;
б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;
в) технический паспорт жилого помещения;
г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определяются Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее – Положение № 47).
Согласно абз. 1 п. 7 Положения № 47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Таким образом, заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям, которое необходимо представить в соответствии подп «Г» п. 13 Правил № 42, является заключением о пригодности жилого помещения для проживания и должно быть получено в порядке, предусмотренном Положением № 47.
Согласно абз. 3 п. 7 Положения № 47 орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Согласно абз. 6 п. 7 Положения № 47 в случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, в состав комиссии с правом решающего голоса включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. В состав комиссии с правом решающего голоса также включается представитель государственного органа Российской Федерации или подведомственного ему предприятия (учреждения), если указанному органу либо его подведомственному предприятию (учреждению) оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве (далее - правообладатель).
Согласно абз. 7 п. 7 Положения № 47 решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно п. 47 Положения № 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно п. 49 Положения № 47 в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, решение о пригодности жилого помещения для проживания в отношении жилых помещений, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, создаваемой органом местного самоуправления.
Управлением Судебного департамента указанное заключение в ТУ Росимущества не предоставлялось, а следовательно, ТУ Росимущества в Республике Коми правомерно отказано в принятии решения об отнесении квартир к специализированному жилищному фонду в связи с непредставлением заключения о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям, вынесенное уполномоченным органом.
Представленное заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям, подписанное членами жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Республике Коми, не является заключением, необходимость предоставления которого предусмотрена п. 13 Правил № 42.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.03.2010 N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" установлено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Один из доводов административного истца основан на наличии у Судебного департамента в Республике Коми самостоятельного права на принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд по аналогии с изложенной нормой.
Суд отклоняет данный довод по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), районных, городских и межрайонных судов (далее также - районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.
Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" не относит Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его подразделения в субъектах РФ к федеральным органам исполнительной власти, а также не наделяет его полномочиями по управлению федеральным имуществом в части предоставления права самостоятельного принятия решения об отнесении к специализированного жилищному фонду жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления. Аналогия закона в данном случае неприменима.
Кроме того, при наличии соответствующего права у административного истца отсутствовала бы необходимость обращения к административному ответчику, а следовательно, отказ ответчика как неуполномоченного лица являлся бы правомерным.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении административного иска необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Судебного департамента в Республике Коми к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми об оспаривании решения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательно форме принято
Судья М.В. Щелканов