ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-424/202015И от 15.07.2020 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Уникальный идентификатор дела: 83RS0001-01-2020-000376-11

Дело № 2а-424/2020 15 июля 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи Парфенова А.П.,

при секретаре судебных заседаний Лиходед Т.Л.,

с участием:

административного истца – прокурора Жиркова В.Г.,

представителя административного ответчика – Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по доверенности Петрова Ю.А.,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия,

установил:

заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия.

В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой проверкой выявлены нарушения ответчиками требований законодательства об обеспечении населения электроснабжением, водоснабжением, газоснабжением, а также об обустройстве земельных участков междворовыми проездами. В ходе проверки установлено, что в границах территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в районе <адрес> в <адрес> сформированы земельные участки с кадастровыми номерами , предоставленные проживающим на территории Ненецкого автономного округа многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство. Истец указывает, что в нарушение требований действующего законодательства ответчиками до настоящего времени не организовано электроснабжение, водоснабжение, не обустроены междворовые проезды (Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар»), а также не организовано газоснабжение (Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа) указанных земельных участков. Отсутствие необходимой инженерной инфраструктуры не позволяет гражданам реализовать право на строительство индивидуальных жилых домов, а при наличии построенных объектов – право на проживание в них.

В судебном заседании определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принять отказ истца от исковых требований к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не организации междворовых проездов земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», с кадастровыми номерами , предоставленных под индивидуальное жилищное строительство и не обеспеченных междворовыми проездами, обязании организовать междворовые проезды указанных земельных участков.

Окончательно истец просил суд: признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», выразившееся в не организации электроснабжения, водоснабжения земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», с кадастровыми номерами <адрес>, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство и не обеспеченных электроснабжением, водоснабжением, и обязать Администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать электроснабжение, водоснабжение указанных земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство и не обеспеченных электроснабжением, водоснабжением; также просит признать незаконным бездействие Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, выразившееся в не организации газоснабжения земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», с кадастровыми номерами <адрес>, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство и не обеспеченных газоснабжением, и обязать Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать газоснабжение указанных земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство и не обеспеченных газоснабжением.

В судебном заседании прокурор Жирков В.Г. на указанных исковых требованиях настаивал по основаниям, указанным в иске. Доводы возражений ответчиков на иск оценивает критически, как не свидетельствующие о необоснованности требований прокурора.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по доверенности Петров Ю.А. с исковыми требованиями не согласился, поддержал возражения, указанные в письменном отзыве на иск.

Не оспаривая наличие у ответчика Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» предусмотренных статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий по решению вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения, указывает, что на основании статьи 5 Закона Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения по организации строительства муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства. Со ссылкой часть 2 статьи 7.1 Закона Ненецкого автономного округа от 15.11.2011 № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе» указывает, что обеспечение земельных участков, предоставленных в соответствии с указанным законом многодетным семьям в собственность для индивидуального жилищного строительства до 16 июля 2016 года, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры (включая сети инженерно-технического обеспечения), а также вертикальная планировка таких земельных участков осуществляются за счет средств окружного бюджета. В свою очередь, согласно Постановлению администрации Ненецкого автономного округа от 29.08.2017 № 273-п «Об установлении расходных обязательств Ненецкого автономного округа в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» к расходным обязательствам Ненецкого автономного округа относится предоставление бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа субсидий из окружного бюджета на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении следующих полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в частности, по созданию условий для жилищного строительства в части освоения и развития территорий для жилищного строительства, предусматривающему обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков, в том числе высвободившихся после сноса аварийного жилищного фонда, и обеспечения транспортной доступности новых районов. Считает Администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ненадлежащим ответчиком по иску, указывая, что субъект Российской Федерации – Ненецкий автономный округ принял на себя расходные обязательства, возникающие при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения по созданию условий для жилищного строительства в части освоения и развития территорий для жилищного строительства, предусматривающему обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков. Пояснил, что Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не отказывается от исполнения возложенных на нее законом полномочий по решению вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения. Вместе с тем, просит учесть, что в районе расположения земельных участков, указанных в иске, отсутствуют сети электро-, водоснабжения, в связи с чем, орган местного самоуправления не имеет возможности организовать электро-, водоснабжение населения на земельных участках, указанных в иске. После постройки соответствующих инженерных сетей Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» будет готова организовать электро- и водоснабжение по возведенным сетям. Кроме того, просит учесть, что при наличии созданных Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» соответствующих муниципальных предприятий электро- и водоснабжение в границах городского округа фактически организовано, заявленного в иске бездействия по решению указанных вопросов местного значения на стороне данного ответчика не имеется. Обращает внимание, что, по сведениям Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», часть из указанных в иске земельных участков в настоящее время не принадлежат многодетным семьям, в связи с чем, ставит под сомнение по существу наличие обязанности по организации электро- и водоснабжения указанных земельных участков, т.к. с новыми владельцами земельных участков администрацией муниципального образования не заключались соглашения о подготовке территории, в т.ч. обустройстве ее объектами инженерной инфраструктуры. Полагает, что вопросы организации электро- и водоснабжения земельных участков, указанных в иске, должны решаться с учетом положений специального законодательства, в частности, Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В адрес гарантирующего поставщика на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей) со стороны владельцев земельных участков, указанных в иске, не имелось заявлений об организации подвоза воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения. При разрешении спора просит учесть, что при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа в соответствии с Законом Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» органам государственной власти субъекта РФ было известно о состоянии земельных участков, предоставленных многодетным семьям и не обеспеченных объектами инженерной инфраструктуры. Считает надлежащим ответчиком по предъявленному иску уполномоченный орган Ненецкого автономного округа, которым, как полагает, в данном случае является Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа. Со ссылкой на статью 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры. Вместе с тем, согласно Закону Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа по утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации, в настоящее время осуществляют органы государственной власти Ненецкого автономного округа. В этой связи, просит учесть, что исполнение требований прокурора, указанных в иске, сопряжено с внесением изменений в генеральный план муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», что в настоящее время не входит в полномочия органов местного самоуправления городского округа. Возражений относительно заявленного прокурором в иске срока исполнения решения суда в случае удовлетворения исковых требований не указал, считая исковое заявление к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» необоснованным по существу. В обоснование возражений ссылается на правовую позицию Конституционного Суда РФ в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита», согласно которому положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возлагающие на городские округа, в частности, организацию теплоснабжения населения в границах городского округа, имеют характер общей нормы - устанавливают соответствующее направление деятельности муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения. Такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере теплоснабжения определяются в системе правового регулирования (включающей помимо Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, а также бюджетное законодательство) и с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти, что следует из части 2 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу которой органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 того же Федерального закона), как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти либо, напротив, исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Просил в иске к ответчику – Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» отказать, считая надлежащим ответчиком по иску Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа.

Представитель административного ответчика – Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Ранее в судебном заседании представитель Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа по доверенности Ковальчук В.А. не оспаривал того, что по состоянию на момент рассмотрения настоящего дела Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа является уполномоченным органом государственной власти Ненецкого автономного округа по осуществлению полномочий органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения при организации в границах городского округа газоснабжения населения. Поддержал доводы представленного письменного отзыва на иск. Считает, что на стороне Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не имеется бездействия при осуществлении полномочий по организации газоснабжения указанных в иске земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». Обращает внимание, что 05 августа 2016 года между казенным учреждением Ненецкого автономного округа «Централизованный стройзаказчик» и подрядчиком ООО «ТрансПроект-Инжиниринг» был заключен государственный контракт на выполнение работ по разработке проектной документации «Инженерная и транспортная инфраструктура земельных участков в районе <адрес>». В связи с нарушением подрядчиком сроков выполнения работ по контракту и отказом устранить выявленные замечания, указанный государственный контракт с подрядчиком ООО «ТрансПроект-Инжиниринг» был расторгнут на основании решения арбитражного суда. В настоящее время между казенным учреждением Ненецкого автономного округа «Централизованный стройзаказчик» и подрядчиком ООО «Проектгазстрой» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по корректировке проектной документации «Инженерная и транспортная инфраструктура земельных участков в районе ул. Заводская в г Нарьян-Маре». Срок реализации контракта – 12 месяцев. Выполнение строительно-монтажных работ по мероприятию запланировано после разработки проектной документации – в период до 2023 года. Просит учесть, что положение Закона Ненецкого автономного округа от 15.11.2011 № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе», согласно которому обеспечение земельных участков, предоставленных в соответствии с настоящим законом многодетным семьям в собственность для индивидуального жилищного строительства до ДД.ММ.ГГГГ, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры (включая сети инженерно-технического обеспечения), а также вертикальная планировка таких земельных участков осуществляются за счет средств окружного бюджета, введена Законом Ненецкого автономного округа от 12.07.2018 № 422-ОЗ. Считает, что на стороне ответчика – Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не имеется бездействия при осуществлении полномочий по организации газоснабжения земельных участков в районе <адрес> относительно заявленного прокурором в иске срока исполнения решения суда в случае удовлетворения исковых требований не указал. Просил в иске к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа отказать.

По определению суда с учетом мнения явившихся участников судебного разбирательства дело рассмотрено судом при данной явке.

Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Разрешая спор, суд учитывает, что в административном иске прокурором приведено надлежащее обоснование обращения с данным административным исковым заявлением в суд в защиту права неопределенного круга лиц.

В силу частей 1, 2 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Как было предусмотрено абзацем 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, вступившего в силу с 01.03.2015) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья статьи 28 Земельного кодекса РФ была отменена, а Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 39.5, которая в числе случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно называет предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6), а также предоставление земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Ненецкого автономного округа от 15.11.2011 № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе» земельный участок предоставляется многодетной семье, состоящей на учете, на основании решения органа местного самоуправления о бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка в соответствии с очередностью ее постановки на учет.

Из материалов дела следует, что в границах территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в районе <адрес> в <адрес> сформированы земельные участки с кадастровыми номерами , предоставленные проживающим на территории Ненецкого автономного округа многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство в феврале 2013 года – апреле 2013 года, в т.ч. семье гр. Вокуевой С.В., которая в январе 2020 года обратилась в прокуратуру Ненецкого автономного округа с жалобой, где указала, что ее семья проживает в доме с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не выполнены работы по строительству объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в отношении земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, по «временной» схеме подведено и подключено только электроснабжение.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что по состоянию на момент рассмотрения дела земельные участки, указанные в иске, и предоставленные под индивидуальное жилищное строительство, не обеспечены электроснабжением, водоснабжением, а также газоснабжением, в то время как подлежат обеспечению указанными видами инженерной инфраструктуры.

Как предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Как было предусмотрено пунктом 1 статьи 5 Закона Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» (в редакции Закона Ненецкого автономного округа от 12.11.2014 № 13-ОЗ, вступившего в силу с 1 января 2015 года) органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению следующих вопросов местного значения, в частности, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения (за исключением организации вывоза стоков из септиков и выгребных ям и очистки сточных вод), снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, предусмотренной Законом Ненецкого автономного округа от 12.07.2018 № 420-ОЗ, вступившим в силу с 1 января 2019 года) органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения, в частности, организация в границах городского округа газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Проанализировав приведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на момент рассмотрения настоящего дела полномочия Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по решению вопросов местного значения по организации в границах городского округа электро- и водоснабжения населения на основании закона субъекта Российской Федерации – Ненецкого автономного округа не перераспределены в пользу органов государственной власти Ненецкого автономного округа.

Отклоняются судом как необоснованные доводы представителя ответчика – Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в обоснование возражений против иска, предъявленного к данному ответчику, о том, что на основании статьи 5 Закона Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения по организации строительства муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, а согласно части 2 статьи 7.1 Закона Ненецкого автономного округа от 15.11.2011 № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе», введенной Законом Ненецкого автономного округа от 12.07.2018 № 422-ОЗ, обеспечение земельных участков, предоставленных многодетным семьям в собственность для индивидуального жилищного строительства до 16 июля 2016 года, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры (включая сети инженерно-технического обеспечения), а также вертикальная планировка таких земельных участков осуществляются за счет средств окружного бюджета.

Суд учитывает, что принятие субъектом Российской Федерации – Ненецким автономным округом расходных обязательств, возникающих при выполнении указанных полномочий органов местного самоуправления, не предполагает перераспределения в пользу Ненецкого автономного округа на момент рассмотрения судом настоящего дела предусмотренных федеральным законом полномочий Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по решению вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения.

Кроме того, в данной части возражения Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» основаны на ином толковании закона, касаются осуществления органами государственной власти Ненецкого автономного округа отдельной группы полномочий органов местного самоуправления городского округа, в частности, полномочий по организации строительства муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства.

Вместе с тем, указанная отдельная группа полномочий органов местного самоуправления городского округа предусмотрена пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не тожественна предусмотренным федеральным законом полномочиям Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по решению вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения.

Согласно статье 7 Закона Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» полномочия, указанные в статьях 2 – 6 данного закона, в т.ч. по организации в границах городского округа газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерация, а также по организации строительства муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществляются органами государственной власти Ненецкого автономного округа за счет средств окружного бюджета.

В свою очередь, положения части 2 статьи 7.1 Закона Ненецкого автономного округа от 15.11.2011 № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе», на которую ссылается Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 года (пункт 3 статьи 2 Закона Ненецкого автономного округа от 12.07.2018 № 422-ОЗ «О внесении изменений в закон Ненецкого автономного округа «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе»).

В настоящее время, как предусмотрено частью 5 статьи 3 Закона Ненецкого автономного округа от 15.11.2011 № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе» (в редакции Закона Ненецкого автономного округа от 12.07.2018 № 422-ОЗ) запрещается предоставлять многодетным семьям на основании настоящего закона земельные участки для индивидуального жилищного строительства, не обеспеченные объектами инженерной и транспортной инфраструктуры (включая сети инженерно-технического обеспечения) применительно к условиям соответствующего муниципального образования.

Таким образом, в настоящее время ответчик – Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не освобождается от исполнения предусмотренных федеральным законом полномочий органа местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения, а указанные полномочия на основании закона субъекта Российской Федерации - Ненецкого автономного округа не перераспределены в пользу Ненецкого автономного округа.

С учетом изложенного не свидетельствует о необоснованности исковых требований, предъявленных к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», ссылка данного ответчика в отзыве на иск на постановление администрации Ненецкого автономного округа от 29.08.2017 № 273-п «Об установлении расходных обязательств Ненецкого автономного округа в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», согласно которому к расходным обязательствам Ненецкого автономного округа относится предоставление бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа субсидий из окружного бюджета на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении следующих полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в частности, по созданию условий для жилищного строительства в части освоения и развития территорий для жилищного строительства, предусматривающему обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков, в том числе высвободившихся после сноса аварийного жилищного фонда, и обеспечения транспортной доступности новых районов.

В указанных обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании установлено, что с 01 января 2019 года органы государственной власти Ненецкого автономного округа не осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения, а ответчиком – Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не предоставлено доказательств совершения в настоящее время действий, направленных на осуществление указанных полномочий в отношении расположенных в границах территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» указанных в иске земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, суд приходит к выводу о наличии на стороне Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» бездействия при выполнении указанных полномочий.

Отклоняются судом как необоснованные возражения Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о том, что данный ответчик не отказывается от исполнения возложенных на него законом полномочий по решению вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения, вместе с тем, в районе расположения указанных в иске земельных участков физически отсутствуют сети электро-, водоснабжения, в связи с чем, орган местного самоуправления не имеет возможности организовать электро-, водоснабжение данных земельных участков, однако, после постройки соответствующих инженерных сетей Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» будет готова организовать электро- и водоснабжение по вновь возведенным инженерным сетям.

Суд учитывает, что наличие сетей электро-, водоснабжения населения на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», напротив, является одной из составных частей реализации органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения по организации электро-, водоснабжения населения городского округа.

Равно как сам по себе факт заключения уполномоченными органами государственной власти Ненецкого автономного округа в соответствии с ранее действовавшим законодательством о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа государственных контрактов по разработке проектной документации «Инженерная и транспортная инфраструктура земельных участков в районе <адрес> в <адрес>», не освобождает Администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от исполнения ее полномочий, предусмотренных законом, по решению вопросов местного значения по организации электро-, водоснабжения населения городского округа на соответствующей территории.

Иное в обстоятельствах дела означало бы по существу освобождение органа местного самоуправления от исполнения указанных предусмотренных законом полномочий по решению вопросов местного значения городского округа в отсутствие оснований, предусмотренных законодательством.

Из материалов дела следует, что до внесения изменений в законодательство о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа соответствующие муниципальные контракты на выполнение работ по разработке проектной документации «Инженерная и транспортная инфраструктура земельных участков в районе <адрес> в <адрес>», были заключены с участием органов местного самоуправления городского округа.

Суд обращает внимание, что на момент предоставления земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства из состава земель населенного пункта – <адрес> ответчику – Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», принимавшему решение о предоставлении указанных земельных участков, безусловно, были известны параметры предоставляемых земельных участков, в т.ч. в части необходимости выполнения работ по вертикальной планировке территории, а также обеспечения предоставляемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства объектами инженерной инфраструктуры.

В связи с чем, согласно материалам дела наряду с принятием решения о предоставлении земельных участков, указанных в иске, Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» с гражданами в 2013 году были заключены соглашения, по условиям которых администрация муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязалась выполнить подготовку территории для индивидуального жилищного строительства (вынос инженерных сетей и вертикальную планировку) в районе <адрес>, а граждане выразили согласие приступить к строительству объекта капитального строительства на предоставленном земельном участке после завершения указанных работ по подготовке территории для индивидуального жилищного строительства.

Согласно материалам дела на основании распоряжений Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-р, от ДД.ММ.ГГГГ-р Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» была принята проектная документация «Инженерная инфраструктура земельных участков в районе <адрес> в <адрес>», «Транспортная инфраструктура земельных участков в районе <адрес> в <адрес>».

Не указывают на необоснованность иска прокурора к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» доводы данного ответчика о том, что, по сведениям Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», часть из указанных в иске земельных участков в настоящее время не принадлежат многодетным семьям, в связи с чем, ответчиком ставится под сомнение по существу наличие обязанности по организации электро- и водоснабжения указанных земельных участков, т.к. с новыми владельцами земельных участков администрацией муниципального образования не заключались соглашения о подготовке территории, в т.ч. обустройстве ее объектами инженерной инфраструктуры.

Указанные возражения данного ответчика на иск суд считает необоснованными.

Как установлено, ответчик Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» принял на себя обязательства выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовку территории для индивидуального жилищного строительства (вынос инженерных сетей и вертикальную планировку) на земельных участках, предоставленных многодетным семьям в районе <адрес> в <адрес>, т.е. до принятия <адрес> от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа».

Указанные обязательства по подготовке территории для индивидуального жилищного строительства Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» выполнены не были, в то время как, в настоящее время согласно указанному Закону Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ органы государственной власти Ненецкого автономного округа не осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения по организации в границах городского округа электро-, водоснабжения населения.

Не свидетельствует о необоснованности иска утверждение представителя Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о том, что вопросы организации электро- и водоснабжения земельных участков, указанных в иске, должны решаться с учетом положений специального законодательства, в частности, Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно части 9 статьи 7 которого, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, а, как указывает ответчик, в адрес гарантирующего поставщика на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» со стороны владельцев земельных участков, указанных в иске, не имелось заявлений об организации подвоза воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6, части 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Из приведенных положений закона следует, что водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды организуется органами местного самоуправления городского округа в случае отсутствия на территории (части территории) городского округа централизованной системы холодного водоснабжения.

Как предусмотрено пунктами 71, 72, 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644) в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения. Подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам организуется органами местного самоуправления при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения.

Прокурором заявлено требование об обязании ответчика Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» организовать водоснабжение земельных участков, указанных в иске, без учета конкретной разновидности системы водоснабжения (централизованное или нецентрализованное), при том, что с учетом приведенных положений Правил холодного водоснабжения и водоотведения подвоз воды населению соответствующей территории организуется органами местного самоуправления только при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела ответчиком Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не предоставлено доказательств того, что водоснабжение земельных участков, указанных в иске, данным ответчиком организовано (с использованием централизованной либо нецентрализованной системы водоснабжения), а равно не предоставлены доказательства отсутствия возможности либо нецелесообразности организации водоснабжения с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения.

Из материалов дела следует, что данный ответчик оспаривает наличие у него указанной обязанности по организации водоснабжения земельных участков, указанных в иске, в связи с чем, его доводы о наличии гарантирующего поставщика на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», а равно отсутствие в адрес гарантирующего поставщика обращений со стороны владельцев земельных участков, указанных в иске, об организации подвоза воды в случае отсутствия централизованного или нецентрализованного водоснабжения, судом отклоняются, как не свидетельствующие о необоснованности иска в данной части.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Не имеют правового значения для правильного разрешения спора доводы ответчика Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о том, что при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа в соответствии с Законом Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» органам государственной власти субъекта РФ было известно о состоянии земельных участков, предоставленных многодетным семьям и не обеспеченных объектами инженерной инфраструктуры.

В настоящее время органы государственной власти субъекта РФ – Ненецкого автономного округа полномочия органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения по организации электроснабжения и водоснабжения земельных участков в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не осуществляют.

Отклоняются судом как не имеющие правового значения по делу доводы ответчика Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» со ссылкой на статью 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, а согласно Закону Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа по утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации, в настоящее время осуществляют органы государственной власти Ненецкого автономного округа, в связи с чем, исполнение требований прокурора, указанных в иске, связано с внесением изменений в генеральный план муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», что не входит в полномочия органов местного самоуправления городского округа.

Суд учитывает, что в данной части доводы ответчика по существу касаются механизма реализации полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения по организации электроснабжения и водоснабжения земельных участков в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (стадии исполнения решения суда об обязании ответчика организовать электроснабжение и водоснабжение земельных участков при удовлетворении иска), но не опровергают само по себе наличие у Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» указанных полномочий по решению вопросов местного значения городского округа (по организации электроснабжения и водоснабжения населения).

Равно как не опровергают наличие у Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» указанных полномочий по решению вопросов местного значения городского округа ссылки данного ответчика на то, что в настоящее время Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа исполняется государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с подрядчиком ООО «Проектгазстрой», на выполнение работ по корректировке проектной документации «Инженерная и транспортная инфраструктура земельных участков в районе <адрес>».

Иных имеющих правовое значение возражений против иска ответчиком Администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по существу не указано.

Суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, предъявленных прокурором к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

В судебном заседании представитель административного ответчика –Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не оспаривал того, что по состоянию на момент рассмотрения настоящего дела Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа является уполномоченным органом государственной власти Ненецкого автономного округа по осуществлению полномочий органов местного самоуправления городского округа на территории Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения по организации в границах городского округа газоснабжения населения.

Разрешая спор, суд не соглашается с доводами возражений данного ответчика о том, что на стороне Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не имеется бездействия при осуществлении полномочий по организации газоснабжения указанных в иске земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Суд учитывает, что полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения по организации в границах городского округа газоснабжения населения переданы органам государственной власти Ненецкого автономного округа с 01 января 2015 года на основании Закона Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа».

Как установлено, во исполнение указанного Закона Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ на основании распоряжений Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-р, от ДД.ММ.ГГГГ-р Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» была принята проектная документация «Инженерная инфраструктура земельных участков в районе <адрес> в <адрес>», «Транспортная инфраструктура земельных участков в районе <адрес> в <адрес>».

По состоянию на дату рассмотрения настоящего дела судом с момента передачи органам государственной власти Ненецкого автономного округа указанных полномочий органов местного самоуправления городского округа прошло более 5 лет.

Вместе с тем, земельные участки, предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства ранее 01 января 2015 года (в 2013 году), до настоящего времени газоснабжением не обеспечены, государственный контракт на выполнение работ по разработке проектной документации «Инженерная и транспортная инфраструктура земельных участков в районе <адрес>» изначально заключен подведомственным Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа казенным учреждением Ненецкого автономного округа «Централизованный стройзаказчик» ДД.ММ.ГГГГ с общей продолжительностью выполнения работ по контракту – 15 недель с момента заключения контракта.

Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут на основании решения арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением подрядчиком сроков выполнения работ по контракту.

Новый контракт на выполнение работ по корректировке проектной документации «Инженерная и транспортная инфраструктура земельных участков в районе <адрес>» заключен ДД.ММ.ГГГГ.

Ненадлежащее исполнение подрядчиком принятых им на себя обязательств по государственному контракту, заключенному с учреждением, подведомственным Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, не может являться обстоятельством, свидетельствующим о наличии уважительных причин отсутствия на протяжении длительного времени газоснабжения земельных участков, указанных в иске.

Суд приходит к выводу о том, что срок обеспечения земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, газоснабжением в указанных обстоятельствах дела на момент его рассмотрения является чрезмерно и неоправданно длительным, тем самым, уполномоченным органом фактически допущено незаконное бездействие по организации газоснабжения земельных участков.

Иных возражений на иск Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не указано.

Суд приходит к выводу об обоснованности иска.

В иске прокурор просит суд установить срок исполнения ответчиками обязанностей, возложенных на них решением суда в соответствующей части, - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела ответчиками не приведено мотивированных возражений относительно заявленного прокурором в иске срока исполнения решения суда в случае удовлетворения исковых требований. Ответчики считают исковые требования необоснованными по существу.

Руководствуясь частью 2 статьи 178 КАС РФ, принимая во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административным ответчикам для исполнения решения суда, временные затраты на них, климатические условия региона, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите (права на жилище), требования разумности сроков исполнения судебного решения, длительность периода, на дату рассмотрения дела прошедшего с момента предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, суд считает возможным установить срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено ответчиками, а именно, - в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в обстоятельствах дела считая данный срок разумным и не усматривая оснований для определения более длительного срока исполнения судебного решения.

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы в установленный судом срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня наступления установленного судом срока исполнения настоящего судебного решения в суд, вынесший решение, а также в прокуратуру Ненецкого автономного округа.

При обращении с иском в суд прокурор от уплаты государственной пошлины законом был освобожден.

С учетом требований подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчиков, обладающих статусом органа государственной власти и органа местного самоуправления, соответственно, в доход бюджета государственной пошлины по делу не имеется.

Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 298 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», выразившееся в не организации электроснабжения, водоснабжения земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», с кадастровыми номерами , предоставленных под индивидуальное жилищное строительство и не обеспеченных электроснабжением, водоснабжением.

Обязать Администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать электроснабжение, водоснабжение земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», с кадастровыми номерами , предоставленных под индивидуальное жилищное строительство и не обеспеченных электроснабжением, водоснабжением.

Признать незаконным бездействие Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, выразившееся в не организации газоснабжения земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», с кадастровыми номерами , предоставленных под индивидуальное жилищное строительство и не обеспеченных газоснабжением.

Обязать Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа в срок не позднее 31 декабря 2022 года организовать газоснабжение земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», с кадастровыми номерами , предоставленных под индивидуальное жилищное строительство и не обеспеченных газоснабжением.

Разъяснить, что Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы в установленный судом срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня наступления установленного судом срока исполнения настоящего судебного решения в суд, вынесший решение, а также в прокуратуру Ненецкого автономного округа.

На решение суда могут быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в суд Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа

Председательствующий А.П. Парфенов

Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2020 года