Дело № 2а-424/2021
55RS0017-01-2021-000755-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Крутинка Омской области 27 сентября 2021 года
Крутинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Букреевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Крутинского района к администрации Рыжковского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области о возложении обязанности провести первичное обследование технического состояния автомобильных дорог,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в деятельности администрации сельского поселения, в ходе проверки установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог не проводится в отношении всех автомобильных дорог общего пользования местного значения, первичное обследование технического состояния автомобильных дорог не проводилось. По данному факту прокуратурой внесено представление. Просит суд возложить на администрацию Рыжковского сельского поселения Крутинского муниципального района обязанность провести первичное обследование технического состояния автомобильных дорог в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288.
Помощник прокурора Крутинского района Мезер С.А. уточнила заявленные требования, просила суд признать незаконным бездействие администрации Рыжковского сельского поселения Крутинского муниципального района по непроведению первичного обследования технического состояния автомобильных дорог в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288, возложить на администрацию Рыжковского сельского поселения Крутинского муниципального района обязанность провести первичное обследование технического состояния автомобильных дорог в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288. Заявленные требования, с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Рыжковского сельского поселения Крутинского муниципального района в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (ч. 10 ст. 5 указанного федерального закона).
Согласно пунктам 6,12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
Согласно ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288, оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
При оценке технического состояния автомобильных дорог первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования (пункт 4 Порядка).
В процессе обследования автомобильных дорог согласно п. 5 определяются: 1) постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее - технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков; продольный и поперечный уклоны; высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; состояние элементов водоотвода; состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; 2) переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее - эксплуатационное состояние автомобильной дороги): продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; прочность дорожной одежды; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; 3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее - параметры движения транспортного потока): средняя скорость движения транспортного потока; безопасность движения транспортного потока; пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами.
Согласно пункту 6 Порядка по результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги: 1) устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; 2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам.
В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой Крутинского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в деятельности администрации Рыжковского сельского поселения, в результате которой выявлено, что администрацией поселения оценка технического состояния автомобильных дорог не проводится в отношении всех автомобильных дорог общего пользования местного значения, первичное обследование технического состояния автомобильных дорог не проводилось.
Прокуратурой района главе поселения вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Из ответа на представление следует, что оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения проведена, представлены акты оценки.
Однако, исходя из актов оценки технического состояния, следует, что в нарушение требований Порядка переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги, а также характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта в ходе обследования не устанавливались, по результатам обследования соответствие либо несоответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, возможность движения транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, не обосновывалась.
Таким образом, до настоящего времени нарушения не устранены, первичная оценка технического состояния автомобильных дорог надлежащим образом не проведена.
В связи с чем, административные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, административный ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования и.о. прокурора Крутинского района Омской области в защиту интересов неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Рыжковского сельского поселения Крутинского муниципального района по непроведению первичного обследования технического состояния автомобильных дорог в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288
Возложить на администрацию Рыжковского сельского поселения Крутинского муниципального района обязанность провести первичное обследование технического состояния автомобильных дорог в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по административным делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Крутинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.А. Иванова
Мотивированное решение суда подписано 28.09.2021.
Судья: Н.А. Иванова