ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4254/20 от 21.12.2020 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-4254/2020

73RS0004-01-2020-006620-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2020 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаталовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным отказа во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении видов разрешенного использования земельного участка от 13.11.2020, возложении обязанности внести сведения об изменении видов разрешенного использования земельного участка

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2, ФИО4 обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Ульяновской области) о признании незаконным отказа во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении видов разрешенного использования земельного участка от 13.11.2020, возложении обязанности внести сведения об изменении видов разрешенного использования земельного участка, в обоснование которого указали следующее.

Административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для огородничества, для ведения гражданами садоводства и огородничества.

Исходя из части 2 статьи 37 ГрК РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. На основании части 4 статьи 37 ГрК РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

На основании Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных Решением Ульяновской городской думы от 13 октября 2004 года № 90 (в редакции от 30 октября 2019 года), земельный участок с кадастровым номером 73:21:040209:56 находится в территориальной зоне градостроительного зонирования территории городского округа «Ж2» - Зона застройки малоэтажными жилыми домами.

05 ноября 2020 года административные истцы обратились в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования с «для огородничества, для ведения гражданами садоводства и огородничества» на «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, для индивидуальной жилой застройки». Данные виды разрешенного использования для территориальной зоны «<адрес>» являются основными (номера 2 и 3 в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск»).

13 ноября 2020 года Управление Росреестра по Ульяновской области Уведомлением № отказало во внесении в ЕГРН сведений об изменении видов разрешенного использования земельного участка. Основанием послужило «отсутствие сведений о территориальной зоне, в пределах которой расположен земельный участок, что не позволяет проверить сведения о виде разрешенного использования земельного участка для внесения их в ЕГРН на предмет их соответствия градостроительному регламенту».

Однако не согласны с основанием отказа во внесении в ЕГРН сведений об изменении видов разрешенного использования земельного участка. Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» со всеми картами и официальными документами публично размещены в открытом доступе на официальном сайте Администрации города Ульяновска и доступны по адресу: <адрес> Не понятно, каким образом у Управления Росреестра по Ульяновской области отсутствовали данные о территориальной зоне, в пределах которой расположен земельный участок.

Более того, Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит такого основания для отказа в изменении вида разрешенного использования, как «отсутствие данных о территориальной зоне, в пределах которой расположен земельный участок».

Просят признать отказ Управления Росреестра по Ульяновской области во внесении в ЕГРН сведений об изменении видов разрешенного использования земельного участка от 13.11.2020 незаконным; обязать Управление Росреестра по Ульяновской области в ЕГРН внести сведения об изменении видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «для огородничества, для ведения гражданами садоводства и огородничества» на «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, для индивидуальной жилой застройки».

Административные истца ФИО2, ФИО4 в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель административных истцов - ФИО5 в судебном заседании административный иск и доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Дополнительно пояснял, что административным ответчиком запрос в орган местного самоуправления, относительно расположения земельного участка в территориальной зоне, направлен в нарушение трёхдневного срока, в результате чего у государственного регистратора отсутствовали необходимые сведения о территориальной зоне, и был принят незаконный отказ во внесении в ЕГРН сведений об изменении видов разрешенного использования земельного участка от 13.11.2020.

Представитель административного ответчика ФИО6 в судебном заседании с административным иском не согласилась, поддержав доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, поясняла, что были направлены запросы в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска: от 11.11.2020 о предоставлении сведений о территориальной зоне, в пределах которой находится земельный участок с кадастровым номером (с указанием в запросе координат поворотных точек границ земельного участка, содержащихся в ЕГРН), поскольку отсутствие сведений о территориальной зоне, в пределах которой расположен земельный участок, не позволяет осуществить государственный кадастровый учет изменений данного земельного участка; от 11.11.2020 о предоставлении сведений о выдаче Разрешения на строительство (или реконструкцию) индивидуального жилого дома, находящегося на земельном участке с кадастровым номером , поскольку отсутствие в ЕГРН сведений об указанном объекте капитального строительства не позволяет осуществить государственный кадастровый учет изменений данного земельного участка. На момент принятия решения по вышеуказанным заявлениям (13.11.2020) поступил ответ из Управления архитектуры градостроительства Администрации города Ульяновска от 12.11.2020 о том, что разрешение на строительство объектов капитального строительства на данном земельном участке не выдавалось. Ответ на запрос о территориальной зоне, к которой относится вышеуказанный земельный участок, не поступил. Вместе с тем, отсутствие информации о принадлежности земельного участка к определенной территориальной зоне не единственное основание отказа во внесении сведений в ЕГРН. В оспариваемом уведомлении от 13.11.2020 № (в отношении ФИО4 - №) содержатся и иные основания для отказа, а именно - отсутствие информации о наличии на земельном участке индивидуального жилого дома, отсутствие разрешения на строительство такого объекта на данном земельном участке, то есть отсутствие подтверждения, состоявшегося изменения фактического использования земельного участка.

Представитель заинтересованного лица – Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. От представителя Управления ФИО7 поступил отзыв на административный иск, в котором указывает, что на запрос органа регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ Управлением направлен ответ от 16.11.2020 , с указанием информации о расположении земельного участка административных истцов в территориальной зоне <адрес> согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск». Указывает, что Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска согласно с административными исковыми требованиями ФИО2, ФИО4 в полном объёме.

Заинтересованное лицо – государственный регистратор ФИО8 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом. Направила в суд письменные пояснения, в которых указывает, что решение по заявлениям ФИО2 и ФИО4 было принято обоснованно, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд полагает возможным в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административных истцов, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно материалам дела, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 14.12.2005.

Земельный участок относится к категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для огородничества», учтен с уточненной площадью 575 кв.м.

За ФИО1 и ФИО3 в ЕГРН зарегистрировано право общей долевой собственности на указанный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ (у каждой доля в праве 1/2).

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне <адрес> (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в градостроительном регламенте данной территориальной зоны, вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуальной жилой застройки» поименован в основных видах разрешенного использования.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

Установлено, что ФИО2 и ФИО4 обратились в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлениями от 05.11.2020 № об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «Для огородничества» на «Для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства».

Заявления были поданы через <адрес>

Уведомлением от 13.11.2020 № (в отношении ФИО4 - №) государственным регистратором ФИО8 отказано во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по следующим основаниям:

В заявлении содержится просьба об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:040209:56 с «Для огородничества» на «Для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, для индивидуальной жилой застройки», однако в сведениях ЕГРН отсутствует информация об индивидуальном жилом доме. Из вышеизложенного следует, что смена вида разрешенного использования приведет к несоответствию с фактическим использованием вышеуказанного земельного участка.

В соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно правообладателями земельных участков. Согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (например, при наличии разрешения на строительство (или реконструкцию) объекта капитального строительства).

В связи с чем, органом регистрации прав направлен запрос от 11.11.2020 о предоставлении разрешения на строительство (или реконструкцию), в ответ, на который поступило письмо от 11.11.2020 , что сведения о выдаче разрешения на строительство не выдавалось.

Отсутствие сведений о территориальной зоне, в пределах которой расположен земельный участок, не позволяет проверить сведения о виде разрешенного использования земельного участка для внесения их в ЕГРН на предмет их соответствия градостроительному регламенту. В связи с чем, органом регистрации прав направлен запрос от 11.11.2020 о предоставлении сведений о территориальной зоне, в пределах которой находится земельный участок с кадастровым номером 73:21:040209:56, ответ на который на момент вынесения уведомления не поступил.

Принимая решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений, регистрирующий орган ссылался на положения части 4 ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как указано в части 4 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Таким образом, исходя из толкования указанной нормы, следует, что орган регистрации прав отказывает во внесении сведений в ЕГРН в случае, если его уведомят об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), которые необходимы для внесения сведений в ЕГРН.

Установлено, что административным ответчиком был направлен запросы в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 11.11.2020 о предоставлении сведений о территориальной зоне, в пределах которой находится земельный участок с кадастровым номером с указанием в запросе координат поворотных точек границ земельного участка, содержащихся в ЕГРН), поскольку отсутствие сведений о территориальной зоне, в пределах которой расположен земельный участок, не позволяет осуществить государственный кадастровый учет изменений данного земельного участка.

На момент вынесения оспариваемого уведомления от 13.11.2020 об отказе во внесении в ЕГРН сведений ответ на данный запрос из Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска не поступил, однако указанное обстоятельство не свидетельствовало о том, что орган регистрации был уведомлен об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), которые необходимы для внесения сведений в ЕГРН.

Более того, Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска в орган регистрации прав направлен ответ от 16.11.2020 , с указанием информации о расположении земельного участка административных истцов в территориальной зоне <адрес> (зона застройки индивидуальными жилыми домами) согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск». Указанное обстоятельство представителем административного ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Из материалов дела следует, что запрос в орган местного самоуправления о предоставлении информации о расположении земельного участка в территориальной зоне направлен административным ответчиком 11.11.2020.

Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.

Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Установлено, что выбранный заявителями вид разрешенного использования соответствует одному из видов разрешенного использования, установленных для территориальной зоны, в которой расположен принадлежащий административным истцам земельный участок.

При таких обстоятельствах, отказ органа регистрации прав во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении видов разрешенного использования земельного участка от 13.11.2020 является неправомерным.

Орган, осуществляющий внесение изменений в сведения об объекте недвижимости не вправе отказать в изменении вида разрешенного использования земельного участка согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства. В соответствии с ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ несоответствие вида разрешенного использования земельного участка фактическому использованию не предусмотрено в качестве основания для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка. В связи с чем суд признает несостоятельными доводы представителя административного ответчика о том, что на запрос о предоставлении сведений о выдаче разрешения на строительство (или реконструкцию) индивидуального жилого дома, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 73:21:040209:56, получен ответ об отсутствии в ЕГРН сведений об объекте капитального строительства на земельном участке.

В данном случае вопрос о возможности отказа органа регистрации прав во внесении в ЕГРН сведений об изменении видов разрешенного использования земельного участка может быть разрешен только после получения в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведений об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), которые необходимы для внесения сведений в ЕГРН.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет административный иск в части признания незаконным отказ Управления Росреестра по Ульяновской области во внесении в ЕГРН сведений об изменении видов разрешенного использования земельного участка от 13.11.2020, возлагает обязанность повторно рассмотреть заявление административных истцов об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером после проведения дополнительной проверки представленных для регистрации документов.

Таким образом, административный иск ФИО2 и ФИО9 подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования ФИО2, ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении видов разрешенного использования земельного участка от 13 ноября 2020 года.

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2, ФИО4 от 05 ноября 2020 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером

В удовлетворении остальной части административного иска ФИО2, ФИО4, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Э.Р. Кузнецова