ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4255/202030 от 30.11.2020 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-4255/2020 30 ноября 2020 года

78RS0008-01-2020-005418-62 Санкт-Петербург

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Красногвардейский районный суд Санкт‑Петербурга в составе:

председательствующего судьи Смирновой Н.А.,

при секретаре Шмыглиной П.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мурзенкова Николая Ивановича к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

о признании незаконным решения о включении в реестр дисквалифицированных лиц, обязании аннулировать запись,

с участием представителя административного истца и представителя административного ответчика,

УСТАНОВИЛ:

Мурзенков Н.И. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными действия ГЖИ Санкт-Петербурга и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по внесению в отношении Мурзенкова Н.И. реестровой записи за <№> о дисквалификации сроком на три года (с 19.03.2019 года по 19.03.2022 года) в реестре дисквалифицированных лиц; обязать ГЖИ Санкт-Петербурга с момента вступления в законную силу решения суда передать сведения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об исключении Мурзенкова Н.И. из реестра дисквалифицированных лиц; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации аннулировать запись о дисквалификации Мурзенкова Н.И. за <№> сроком на три года (с 19.03.2019 года по 19.03.2022 года) в реестре дисквалифицированных лиц, восстановить срок на подачу административного иска.

В обоснование требований указано, что 09.01.2020 Мурзенков Н.И. подал заявление претендента на получение квалификационного аттестата о допуске к квалификационному экзамену председателю лицензионной комиссии Ленинградской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В допуске к квалификационному экзамену Мурзенкову Н.И. было отказано, в связи с наличием информации о Мурзенкове Н.И. в реестре дисквалифицированных лиц. В реестр дисквалифицированных лиц Мурзенков Н.И. был включен ГЖИ Санкт-Петербурга в связи с формальным аннулированием АО «УК «ВКС» лицензия <№> от 20.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности АО «УК «ВКС» по управлению многоквартирными домами на территории Санкт-Петербурга из-за отсутствия многоквартирных домов, управляемых Обществом на территории Санкт-Петербурга более 6-ти месяцев, что отражено в уведомлении председателя лицензионной комиссии от 24.02.2020. Отказ к допуску к квалификационному экзамену лишает Мурзенкова Н.И. права иметь квалификационный аттестат и, как следствие, согласно ст. 202 Жилищного кодекса Российской Федерации быть генеральным директором управляющей многоквартирными домами организацией - АО «Управляющая компания «Всеволожские коммунальные сети».

Мурзенков Н.И. считает, что включение его в реестр дисквалифицированных лиц является не законным на основании следующего. С 16.06.2016 Мурзенков Н.И. являлся генеральным директором АО «УК «ВКС» ИНН <№>, ОГРН <№>, юридический адрес: <адрес> Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2019 по делу № А56-156760/2018 была аннулирована лицензия № 78-000137 от 20.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности АО «УК «ВКС» по управлению многоквартирными домами на территории Санкт-Петербурга на основании ч. 2 ст. 199 ЖК РФ, а именно, в связи с отсутствием в течение шести месяцев в реестре лицензий Санкт-Петербурга сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет АО «УК «ВКС». В результате, учредителем было принято решение о смене генерального директора, и 26.03.2020 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена соответствующая запись. Мурзенков Н.И. был внесен в реестр дисквалифицированных лиц под № 78000036, о чем он узнал в феврале 2020 года.

Административный истец указывает, что у АО «УК «ВКС» имеется лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ленинградской области № 100 от 20.04.2015, в управлении АО «УК «ВКС» в Ленинградской области находится 29 многоквартирных домов. Таким образом, лицензия, распространяющая свое действие на территории Санкт-Петербурга была аннулирована не из-за каких-либо противоправных действий АО «УК «ВКС», а из-за не реализации АО «УК «ВКС» предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности, что не является противоправным действием и не влечет применение административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной лицензии.

Мурзенков Н.И. полагает, что включение единоличного исполнительного органа лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц, как и аннулирование лицензии организации - это мероприятия, проводимые государственными органами в связи с противоправными действиями лиц, как результат административной ответственности.

Поскольку в отношении Мурзенкова Н.И. ГЖИ Санкт-Петербурга не возбуждало административных производств, генеральный директор АО «УК «ВКС» не привлекался к административному наказанию в виде дисквалификации, внесение его в реестр дисквалифицированных лиц является не законным.

В обоснование уважительности пропуска срока для подачи административного иска, Мурзенков Н.И. указал, что о его включении в реестр дисквалифицированных лиц он узнал, получив уведомление лицензионной комиссии Ленинградской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 24.02.2020 года. Основанием для включения Мурзенкова Н.И. в реестр дисквалифицированных лиц явилось прекращение действия лицензии <№> от 20.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности АО «УК «ВКС» по управлению многоквартирными домами на территории Санкт-Петербурга, о чем ГЖИ Санкт-Петербурга уведомило его только 15.06.2020

20.03.2020 административный истец обратился в Минстрой России с просьбой провести проверку и дать разъяснения. Письмом от 12.05.2020 года ГЖИ Санкт-Петербурга проинформировало Мурзенкова Н.И. о том, что ГЖИ передало сведения об аннулировании лицензии в Минстрой России на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2019 по делу № А56-156760/2018 и о том, что необходимо обращаться в Минстрой России для исключения сведений из реестра дисквалифицированных лиц. 14.05.2020 Мурзенков Н.И. обратился в Минстрой России с просьбой исключить его из реестра дисквалифицированных лиц. В ответе № 15398-ОГ/04 от 21.05.2020 Минстрой России отказало административному истцу во внесении изменений в реестр.

В связи с ограничительными мерами в период пандемии новой коронавирусной инфекции, административный истец находился на самоизоляции, в период с 11.07.2020 по 13.07.2020 Мурзенков Н.И. в экстренном порядке был госпитализирован, а с 20.07.2020 по 30.07.2020 находился на стационарном лечении.

Административный истец в судебное заседание не явился, доверил участие в деле своему представителю Проскуриной М.Г., которая в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Новиков А.В. в судебное заседание явился, возражал по заявленным требованиям.

Административный ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о дне, времени и месте разбирательства дела.

Будучи изначально привлеченным к участию в деле в качестве заинтересованного лица, представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ представила в суд возражения на административный иск, в которых просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

С учетом того, что судом приняты все меры для надлежащего извещения неявившихся лиц, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что требования заявлены не обоснованно и не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 09.01.2020 Мурзенков Н.И. подал заявление претендента на получение квалификационного аттестата о допуске к квалификационному экзамену председателю лицензионной комиссии Ленинградской области по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 20).

24.02.2020 Мурзенкову Н.И. председателем лицензионной комиссии было направлено уведомление об отказе в допуске к квалификационному экзамену на основании ч.4 ст. 202 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которой к квалификационному экзамену допускается претендент, информация о котором не содержится в реестре дисквалифицированных лиц (л.д. 21).

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2019 по делу № А56-156760/2018 аннулирована лицензия <№> от 20.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданная АО «УК «ВКС» (л.д. 23-26).

20.03.2020 Мурзенков Н.И. направил обращение в Минстрой России с просьбой провести проверку и дать разъяснения относительности законности действий лицензионной комиссии Ленинградской области, не допустившей его к сдаче квалификационного экзамена (л.д. 29-30).

На указанное обращение 12.05.2020 ГЖИ Санкт-Петербурга был дан ответ, согласно которому, на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2019 сведения о нем внесены в реестр дисквалифицированных лиц, разъяснено право на обращение в Минстрой России с ходатайством об исключении сведений из реестра при вступлении в законную силу решения суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии (л.д. 73-74).

14.05.2020 Мурзенковым Н.И. в Минстрой России направлено заявление об исключении его из реестра дисквалифицированных лиц, на которое 21.05.2020 был дан ответ об отсутствии основания для удовлетворения указанного заявления (л.д. 35-36, 37-39).

15.06.2020 ГЖИ Санкт-Петербурга АО «УК «ВКС» было направлено уведомление о прекращении действия лицензии <№> от 20.04.2015 (л.д. 40).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.08.2020, генеральным директором АО «УК «ВКС» является Резников К.В. (л.д. 41-58).

В качестве подтверждающих уважительные причины пропуска срока обращения в суд с административным иском, Мурзенковым Н.И. представлены: приказы АО «УК «ВКС» о режиме самоизоляции для сотрудников № 17 от 06.04.2020, №18 от 20.04.2020, №25 от 18.05.2020, №28 от 01.06.2020, а также выписная справка ГБУЗ ЛО «Всеволожская КМБ», согласно которой Мурзенков Н.И. находился на лечении с 11.07.2020 по 13.07.2020 и выписная справка Военно-Медицинской академии о нахождении Мурзенкова Н.И. на стационарном лечении с 20.07.2020 по 30.07.2020.

Согласно пункту 51 части 2 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с частью 1 статьи 202 ЖК Российской Федерации должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат.

В силу пункта 2 части 7 статьи 202 ЖК Российской Федерации квалификационный аттестат аннулируется в случае внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц.

В силу положений статьи 195 ЖК Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - Положение о ведении реестра), которым установлено следующее: реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является общедоступным и открытым, формируется и ведется Минстроем России на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 1 мая 2015 года - в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2); основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации. Основанием для исключения сведений из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций является истечение срока нахождения сведений в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящего Положения, вступившее в законную силу решение суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии или об отмене постановления о дисквалификации либо об изменении вида административного наказания (пункт 3); в целях ведения реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций Минстрой России получает сведения о вступивших в законную силу решениях суда об аннулировании лицензии и о постановлениях о дисквалификации, указанные в пункте 9 настоящего Положения, у органов государственного жилищного надзора. Указанные сведения представляются органом государственного жилищного надзора не позднее 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и (или) постановления о дисквалификации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного уведомления, подписанного уполномоченными на подписание таких уведомлений лицами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (пункт 5); Минстрой России вносит запись в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии (постановления о дисквалификации) или подтверждения органом государственного жилищного надзора сведений, содержащихся в запросе, направленном ему в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения (пункт 8).

В целях ведения реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций Минстрой России получает сведения о вступивших в законную силу решениях суда об аннулировании лицензии и о постановлениях о дисквалификации, указанные в пункте 9 Положения, у органов государственного жилищного надзора.

Указанные сведения представляются органом государственного жилищного надзора не позднее 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и (или) постановления о дисквалификации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного уведомления, подписанного уполномоченными на подписание таких уведомлений лицами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (пункт 5 Положения).

На основании представленных сведений Минстрой России вносит запись в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций.

Как следует из материалов дела, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами АО «УК «ВКС» <№> от 20.04.2015 решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2019 по делу № А56-156760/2018 аннулирована.

В связи с указанным решением Минстроем России Мурзенков Н.И. был внесен в реестр дисквалифицированных лиц под <№> с 19.03.2019 по 19.03.2022.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводе о несостоятельности утверждений административного истца о незаконных, нарушающих его права действиях административного ответчика, полагая, что они объективно опровергнуты представленными административным ответчиком доказательствами, оснований не доверять которым не имеется, из которых следует, что административный ответчик действовал с соблюдением законодательства, в рамках предоставленных ему законом полномочий, без нарушения порядка включения лица в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций и прав административного истца; сведения об административном истце в реестр дисквалифицированных лиц внесены с учетом актуальных данных, содержащихся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, об административном истце как о руководителе лицензиата, лицензия которого аннулирована вступившим в законную силу решением арбитражного суда; предусмотренных законом оснований для аннулирования реестровой записи о дисквалификации административного истца не установлено - трехлетний срок нахождения сведений в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций не истек, решение суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии управляющей организации не принималось.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, поскольку Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга действовала в рамках своих полномочий, судом не установлено нарушения прав административного истца.

Кроме того, согласно ч.1 ст. 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Поскольку о внесении сведений в отношении него в реестр дисквалифицированных лиц Мурзенков Н.И. узнал 24.02.2020, Минстроем России 21.05.2020 ему было отказано в исключении указанных сведений, а в суд административный истец направил административный иск лишь 24.08.2020, суд полагает, что Мурзенковым Н.И. пропущен срок на обращение в суд.

В административном исковом заявление административный истец просит восстановить пропущенный срок обращения в суд в связи, необходимостью получения юридической помощи, нахождением на самоизоляции, болезнью.

Между тем, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается обстоятельства, исключающие невозможность административного истца обратиться в суд в установленный законом трехмесячный срок с даты, когда ему стало известно об оспариваемом им решения.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что административный истец, зная о на дату 24.02.2020 о вынесенном в него отношении решения от 19.03.2019, не предпринял должных мер его оспариванию в установленный срок, в связи с чем, суд приходит к выводу о нарушении административным истцом срока обращения в суд и отсутствии законных оснований к его восстановлению по указанным им мотивам.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья /подпись/

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2020 года.