ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4256/2021 от 06.12.2021 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД 66RS0006-01-2021-004143-41 Дело № 2а-4256/2021

Мотивированное решение суда изготовлено 06 декабря 2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2021 года город Екатеринбург

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Курищевой Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания Даутовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (далее - МИФНС России № 32 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2018-2019 годы в размере 393 838 рублей 99 копеек, пени в размере 861 рубль 09 копеек.

В обоснование требований административный истец указал, что ФИО1 в спорный период являлся плательщиком земельного налога, обязанность по уплате которого за 2018 и 2019 годы надлежащим образом налогоплательщиком не была исполнена, в связи с чем в ее адрес было направлено требование об уплате налога и пени, начисленные на сумму недоимки по земельному налогу. Поскольку требование об уплате платежа административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены – в суд с указанным административным иском.

При этом, административным истцом уточнено, что просят взыскать недоимку по земельному налогу за 2018-2019 годы в размере 393 838 рублей 99 копеек, из которых за 2018 год – в размере 190 000 рублей (с учетом оплаты 27 082 рубля), за 2019 года – в размере 203 838 рублей 99 копеек (с учетом суммы оплаты 32 978 рублей), пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 год в размере 861 рубль 09 копеек (л.д. 138).

В письменном отзыве на административное исковое заявление административный ответчик ФИО1 просит при расчете земельного налога за 2018-2019 годы использовать налоговую ставку 0,3% в связи с установленными ограничениями использования земельного участка для строительства зданий и сооружений согласно градостроительного плана земельного участка.

В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица МИФНС России № 24 по Свердловской области указывает, что решением Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга от 23 сентября 2020 года с ФИО1 взыскана задолженность по земельному налогу за 2018 год, однако исполнительный лист по указанному делу в адрес административного истца МИФНС России № 24 по Свердловской области не поступал.

Определением Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга от 30 ноября 2021 года прекращено производство по административному делу по указанному административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области в части требований о взыскании с ФИО1 земельного налога за 2018 год.

В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России № 32 по Свердловской области ФИО2 требования административного иска поддержала, указала, что оснований для применения ставки налога в размере 0,3% не имеется, исходя из видов разрешенного использования земельного участка, при этом земельный участок используется в предпринимательской деятельности.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного иска по доводам письменного отзыва, настаивая на наличие оснований для применения налоговой ставки в размере 0,3%, поскольку земельный участок используется для коммунального обслуживания питьевого водоснабжения муниципального образования города Березовский и города Екатеринбурга, использование его для строительства зданий и сооружения в предпринимательской деятельности невозможно, при этом не поддержал доводы отзыва в части применения кадастровой стоимости, которая налоговым органом применена правильно.

Представители заинтересованных лиц МИФНС России № 24 по Свердловской области, Администрации Березовского городского округа в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом заказной корреспонденцией (л.д. 186-189), в связи с чем суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентировано главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286).

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база по земельному налогу определяется на основании статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса.

Решением Думы Березовского городского округа от 24 октября 2013 года № 92 «Об установлении земельного налога на территории Березовского городского округа» (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) установлены налоговые ставки в отношении земельных участков, расположенных на территории Березовского городского округа.

Земельный налог за 2019 год в соответствии со статьей 397 Налогового кодекса Российской Федерации подлежал уплате налогоплательщиком - физическим лицом на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в срок в срок не позднее 1 декабря 2020 года.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

За несвоевременную уплату налога налогоплательщик обязан уплатить пени, размер которой определяется статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 25 января 2018 года является собственником земельного участка с кадастровым номером < № >, расположенного по адресу: <...> м. на восток от пересечения границы МО «г. Березовский» и дороги г. Березовский-Новосвердловская ТЭЦ, площадью 20261 кв.м. (л.д. 191-194). В связи с этим административный ответчик является плательщиком земельного налога.

На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 32 по Свердловской области ФИО1 был начислен земельный налог за 2019 год в размере 236 817 рублей, через личный кабинет направлено налоговое уведомление от 03 августа 2020 года < № > (л.д. 17-19, 22).

В установленный законом срок ФИО1 обязанность по уплате налога надлежащим образом не исполнил, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом 04 января 2021 года в адрес ФИО1 через личный кабинет направлено требование от 30 декабря 2020 года < № > об уплате задолженности по земельному налогу в размере 453 898 рублей 99 копеек, из которых за 2019 год – в размере 236 817 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 год за период с 02 декабря 2020 года по 19 декабря 2020 года в размере 861 рубль 09 копеек, предоставлен срок для добровольного исполнения до 29 января 2021 года (л.д. 23-26).

Требование МИФНС России № 32 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения налогового органа 19 апреля 2021 года к мировому судье судебного участка № 9 Орджоникидзевского судебного района Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 8 Орджоникидзевского судебного района Свердловской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 9 Орджоникидзевского судебного района Свердловской области, от 27 мая 2021 года судебный приказ от 23 апреля 2021 года о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу за 2019 год, пени в вышеуказанном размере отменен. На основании этого МИФНС России № 32 по Свердловской области 03 августа 2021 года обратилась в суд с настоящим административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверяя расчет земельного налога за 2019 год, суд приходит к следующим выводам.

Согласно решения Думы Березовского городского округа от 28 ноября 2019 года № 250 «Об установлении на территории Березовского городского округа земельного налога» в отношении прочих земельных участков устанавливается ставка земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости такого земельного участка.

Как следует из сведений Управления Росреестра по Свердловской области от 28 октября 2021 года земельный участок с кадастровым номером < № > имеет вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (л.д. 191-192); кадастровая стоимость указанного земельного участка, применяемая с 01 января 2018 года, составляет 16 269 583 рубля, утвержденная актом от 15 августа 2018 года № 804 в размере рыночной стоимости, сведения о которой внесены в ЕГРН 21 августа 2018 года, что также следует из материалов административного дела № 2а-3231/2020.

При этом, кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 11 022 794 рубля 44 копейки установлена в результате кадастровой оценки и подлежит применению с 01 января 2021 года.

Налоговым органом при исчислении земельного налога за 2019 год применена налоговая льгота в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности.

При таких обстоятельствах, налоговым органом правомерно исчислен земельный налог за 2019 год, исходя из следующего расчета: (16269583 (кадастровая стоимость) – (16269583/20261*600) (налоговый вычет)) *1,5% - 32 978 руб. (оплата) = 203 838 руб. 99 коп. (л.д. 138).

Вступившим в законную силу решением Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга от 23 сентября 2020 года по административному делу № 2а-3231/2020 удовлетворены частично требования административного искового заявления МИФНС России № 24 по Свердловской области; с ФИО1 взыскана недоимка по земельному налогу за 2018 год в размере 217 082 рубля в отношении вышеуказанного земельного участка.

Налоговым органом начислены пени на недоимку по земельному налогу за 2018 год за период с 02 декабря 2020 года по 29 декабря 2020 года в размере 861 рубль 09 копеек, приведенный налоговым органом расчет пени является верным, соответствует действующему законодательству (л.д. 26).

Поскольку недоимка по земельному налогу за 2018 год в размере 217 082 рубля ответчиком уплачена не была, пени на эту недоимку за указанный период начислены правомерно.

Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок и срок направления налогового уведомления, требования, срок на обращение в суд соблюден, в связи с этим с ФИО1 подлежит взысканию недоимка по земельному налогу за 2019 год в размере 203 838 рублей 99 копеек, пени по земельному налогу за 2018 год за период с 02 декабря 2020 года по 29 декабря 2020 года в размере 861 рубль 09 копеек.

Доводы административного ответчика о том, что в отношении указанного земельного участка подлежит применению налоговая ставка в размере 0,3%, являются несостоятельными.

В силу статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков, в частности занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Административный ответчик в обоснование требований ссылается на необходимость применения при расчете земельного налога ставки равной 0,3% от кадастровой стоимости, указывая на вид разрешенного использования: коммунальное хозяйство, а также на размещение на данном участке санитарно-защитной зоны артезианской скважины питьевого водоснабжения, который сдается им в аренду ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9»; при этом согласно градостроительного плана земельного участка, не нем не возможно размещение зданий и сооружений для осуществления предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, данные доводы являются несостоятельными, материалами дела не подтверждены.

Понятие «объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса» в Налоговом кодексе Российской Федерации и иных нормативных правовых актах налогового законодательства не определено, поэтому с учетом статьи 11 названного Кодекса данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.

На основании пункта 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Понятие «жилищный фонд» раскрыто в пункте 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 16 Жилищного кодекса к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Из положения указанных норм следует, что для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.

Такая позиция также изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08 октября 2019 года № 310-ЭС19-16950, от 14 мая 2020 года № 305-ЭС20-5403.

В настоящем деле доказательств, свидетельствующих о том, что на спорном земельном участке расположены жилищный фонд и сооружения инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предназначенные для обслуживания жилищного фонда и используемые для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования, не представлено (л.д. 195).

Материалами дела подтверждено, что на земельном участке с кадастровым номером: < № > расположен один объект капитального строительства: сооружение – Реконструкция существующей надземной тепловой сети на территории промзоны, принадлежащий на праве собственности Ч.А.В. (л.д. 191, 220).

При рассмотрении дела установлено, что часть вышеуказанного земельного участка: 66:35:0221001:675, площадью 1 541, 87 кв.м, ФИО1 предоставляется в аренду ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» для организации санитарно-защитной зоны артезианской скважины питьевого водоснабжения по договору от 01 июня 2012 года; арендная плата составляет 46 256 рублей 10 копеек в месяц (пункт 4.1 договора) (л.д. 206-216).

Действительно, согласно представленному Градостроительному плану земельного участка, участок с кадастровым номером: < № > расположен в зонах запрещения размещения зданий; санитарной охраны подземных источников водоснабжения; затопления; санитарно-защитного озеленения; инженерно-транспортный коридор; зоне ограничения устройства проезжей части дорог; зоне допустимого размещения промышленно-коммунальных предприятий (л.д. 195-205).

Вместе с тем, согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером: < № > предусматривает виды разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. При этом, не имеется сведений об ограничении использования данного земельного участка.

Однако для применения льготной налоговой ставки 0,3% необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенному виду разрешенного использования и размещение на нем жилищного фонда, использование этого участка исключительно для эксплуатации жилищного фонда муниципального образования, что не предполагает его использование в предпринимательских целях.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному ответчику, разрешающий размещение на нем зданий и сооружений и, соответственно, его использование в предпринимательской деятельности, и его фактическое использование в предпринимательской деятельности (сдача в аренду за плату) суд приходит к выводу, что данные земельный участок не относятся к земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, и, следовательно, к этому земельному участку не может применяться льготная налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

При этом, административный ответчик не лишен возможности изменения вида разрешенного использования данного земельного участка и обращения в налоговый орган за перерасчетом налога.

При удовлетворении административного иска с административного ответчика в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 247 рублей. Получатель этой суммы определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: < адрес >, в доход соответствующего бюджета недоимку по земельному налогу за 2019 год в размере 203 838 рублей 99 копеек, пени по земельному налогу за 2018 год в размере 861 рубль 09 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5 247 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Судья Л.Ю. Курищева