ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4258/19 от 24.09.2019 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 24 сентября 2019 года.

Дело № 2а-4258/2019.

УИД 66RS0005-01-2019-004954-54.

Решение

Именем Российской Федерации

19 сентября 2019 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Сухневой И.В.,

при секретаре Дружининой Е.А.,

с участием представителя административного ответчика Алексеевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кандаурова Евгения Анатольевича к федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности,

Установил:

Кандауров Е.А. обратился в суд с выше указанным административным иском. В обоснование указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту, в период прохождения военной службы ему предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>-4, <адрес>. Приказом командующего космическими войсками № ****** от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части. Выслуга лет в календарном исчислении составила 14 лет 10 месяцев. На дату исключения из списков войсковой части 14058 был включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, как гражданин, подлежащий переселению из закрытых военных городков. Впоследствии ввиду исключения г. Енисейска из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ ему отказано в признании участником выше указанной подпрограммы. Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении его исковых требований о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить в реестре граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата отказано. Постановлением Правительства Российской Федерации № ****** от ДД.ММ.ГГГГ в подп. «б» п. 5 выше указанных Правил внесены изменения, дающие, по его мнению, ему основания для восстановления в списке кандидатов, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес административного ответчика заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства г. Красноярск, предоставляемых для постоянного проживания, ему отказано. С указанным решением не согласен, полагает его принятым без учета положений действующего законодательства. На основании изложенного просит признать решение ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, незаконным.

В судебное заседание административный истец Кандауров Е.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика Алексеева Т.Г. против удовлетворения административных исковых требований возражала. Суду пояснила, что в соответствии с абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации при их увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства. Таким образом, ввиду увольнения с военной службы по иному основанию, а именно в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы, Кандауров Е.А. право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства не приобрел. Кроме того, действовавшим на период увольнения Е.А. законодательством, а именно выше указанным Федеральным законом, Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, обеспечению жилыми помещениями подлежали военнослужащие, признанные на момент увольнения нуждающимися в получении жилого помещения в установленном порядке. Поскольку на момент увольнения административный истец в установленном порядке нуждающимся не признавался, то, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на предоставление жилого помещения. С заявлением о включении в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2019 году Кандауров Е.А. не обращался. На основании изложенного в удовлетворении административных исковых требований просила отказать.

Суд, заслушав представителя административного ответчика Алексееву Т.Г., исследовав материалы настоящего дела и дела № ******, приходит к следующему.

Как установлено судом, Кандауров Е.А. проходил военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом командующего космическими войсками № ****** от ДД.ММ.ГГГГ Кандауров Е.А. уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части. Выслуга лет в календарном исчислении составила 15 лет 01 месяц 27 дней.

Как следует из материалов дела, в период военной службы Кандаурову Е.А. предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Кандауров Е.А. обратился в ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства <адрес>, предоставляемых для постоянного проживания.

Из содержания данного заявления следует, что оно оформлено и подано Кандауровым Е.А. в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******.

Решением ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ Кандаурову Е.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства отказано, поскольку до увольнения с военной службы Кандауров Е.А. уполномоченным жилищным органом не признавался нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, в связи с чем после увольнения с военной службы он не вправе требовать предоставления ему жилого помещения за счет средств, выделенных Министерству обороны Российской Федерации.

В соответствии с пп. 13, 14 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», по смыслу пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.

Из анализа выше приведенных положений следует, что право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации может быть приобретено военнослужащим, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, но менее 20 лет, только в случае, если он уволен с военной службы по льготному основанию, указанному в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения и принят на соответствующий учет.

Как установлено решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, на момент увольнения с военной службы Кандауров Е.А. нуждающимся в получении жилого помещения в установленном законом порядке не признавался.

Указанное обстоятельство в силу ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как имеющее преюдициальное значение не подлежит оспариванию в рамках настоящего дела.

Учитывая изложенное, поскольку общая продолжительность военной службы Кандаурова Е.А. составляет менее 20 лет, административный истец уволен с военной службы не по льготному основанию, в период прохождения военной службы нуждающимся не признавался, административным ответчиком обоснованно указано, что право на предоставление жилого помещения как военнослужащий он не приобрел, ввиду чего не может быть принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства для постоянного проживания.

Доводы Кандаурова Е.А. о наличии у него права на получение государственного жилищного сертификата по иному основанию, а именно как гражданина, подлежащего переселению из закрытого военного городка, суд оценивает следующим образом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем о коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В рамках данной программы осуществляется ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», основное мероприятие – «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан.

Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Тем же постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее Правила).

Согласно подп. «б» п. 5 Правил (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, действующей на дату обращения Кандаурова Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном данными Правилами, имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно п. 2 Правил участие граждан, указанных в пункте 5 данных Правил, в ведомственной целевой программе добровольное.

В соответствии с п. 19 Правил для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в пункте 5 данных Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 5 данных Правил, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию г. Байконура, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 с приложением указанных в данном пункте документов.

Приложением № 1 к Правилам утверждена форма заявления (рапорта) о включении в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Однако из материалов дела не следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кандауров Е.А. обращался к административному ответчику с заявлением о включении в состав участников ведомственной целевой программы по основанию, форме и в порядке, установленном подп. «б» п. 5 выше указанных Правил, как гражданин, подлежащий переселению из закрытого военного городка.

Как выше указано, ДД.ММ.ГГГГ Кандауров Е.А. обратился к административному ответчику с заявлением о постановке на учет как военнослужащий в ином порядке, предусмотренном Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******.

Оснований полагать, что Кандауров Е.А. заблуждался относительно того, об обеспечении жилым помещением по какому основанию и в каком порядке он просит, у суда не имеется, поскольку ранее он обращался с надлежащим заявлением, предусмотренным Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, что следует из материалов дела № ******.

Ввиду того, что участие в программе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** носит добровольный характер, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ об участии в ведомственной целевой программе Кандауров Е.А. не просил, у административного ответчика отсутствовали основания рассматривать данное обращение в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******. Как следствие, оспариваемое решение не может быть проверено на предмет его соответствия выше указанной процедуре и нарушения данным решением права Кандаурова Е.А. на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подп. «б» п. 5 Правил.

Указанное не исключает права Кандаурова Е.А. обратиться в ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ с заявлением о включении в состав участников ведомственной целевой программы и при получении решения, которым наличие у него такого права не признается, просить о признании данного права в судебном порядке в рамках гражданского судопроизводства.

Учитывая выше изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствует выше изложенным требованиям Федерального закона «О статусе военнослужащих» и не нарушает права административного истца, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований Кандаурову Е.А. отказывает.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

в удовлетворении административных исковых требований Кандаурова Евгения Анатольевича к федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий И.В. Сухнева