Дело № 2а- 425/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кумылженский районный суд Волгоградской области
в составе:
председательствующего судьи Исаевой Л.П.,
с участием представителя административного истца –прокурора Кумылженского района Волгоградской области Попова П.И.,
при секретаре Вихлянцевой Е.В.
13 декабря 2018 года в ст. Кумылженская Волгоградской области,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кумылженского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению требований действующего законодательства об обеспечении доступа к информации, бюджетного законодательства,
у с т а н о в и л :
Прокурор Кумылженского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском к ответчику о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению требований действующего законодательства об обеспечении доступа к информации, бюджетного законодательства.
В обоснование своих требований ссылается на то, что в ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения администрацией Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области законодательства об обеспечении доступа к информации, бюджетного законодательства в деятельности Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области установлено, что администрация в сети «Интернет» имеет официальный сайт, расположенный по адресу: <данные изъяты>/, на котором не размещены отчеты об исполнении бюджета Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области за 1, 2 и 3 кварталы 2018 года, что нарушает права граждан, проживающих на территории сельского поселения на ознакомление с документами и материалами, непосредственного затрагивающих их права и свободы.
Административный истец просит признать бездействие администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области по исполнению требований действующего законодательства об обеспечении доступа к информации, бюджетного законодательства. Возложить на администрацию Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области в сети «Интернет» отчеты об исполнении бюджета Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области за 1, 2 и 3 кварталы 2018 года.
В судебном заседании представитель административного истца – прокурор Кумылженского района Волгоградской области Попов П.И. требования поддержал, ссылаясь на доводы административного искового заявления, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель административного ответчика - администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с требованиями прокурора согласен, суду доверяет.
Исследовав материалы административного дела, выслушав прокурора, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплены общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определены государственные гарантии его осуществления.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 52 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации».
Согласно ст.28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе прозрачности (открытости).
Статьей 36 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип прозрачности бюджета, который означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
В соответствии с ч. 6 ст. 52 ФЗ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления обеспечивают жителям возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Согласно ст. 4 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Подпунктом «а» п.2 ч.1 ст.13 данного закона предусмотрено, что муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, подлежат размещению органами местного самоуправления в сети «Интернет».
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Устава Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области, к вопросам местного значения сельского поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета сельского поселения.
Согласно ч. 1 - ч. 3, ч. 8 ст. 34 Устава Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области бюджет сельского поселения утверждается сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Составление и рассмотрение проекта бюджетапоселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об исполнении бюджета поселения осуществляется органами местного самоуправления поселения самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством и Уставом Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области к компетенции администрации сельского поселения относится официальное опубликование решения об утверждении местного бюджета, годового отчета о его исполнении, ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства, в ходе которой выявлено, что отчеты об исполнении бюджета Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области за 1, 2 и 3 кварталы 2018 года на официальном сайте администрации района <данные изъяты>/ не размещены, что подтверждается выпиской с официального сайта администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области от 22.11.2018 (л.д.9-12) и актом проверки от 22.11.2018 (л.д.8).
Данный факт свидетельствует о нарушении ответчиком действующего бюджетного законодательства и законодательства о противодействии коррупции, что затрагивает права и свободы неопределенного круга лиц, поскольку бюджет муниципального образования распространяется на всей его территории.
Бездействие администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области нарушает право граждан на получение полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления. Кроме того муниципальным образованием не обеспечивается соблюдение такого принципа противодействия коррупции, как публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления перед обществом.
Согласно ст.ст. 59, 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Оценив представленные прокурором доказательства, суд находит их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными.
Административным ответчиком доказательств обратного не представлено. Документы, подтверждающие факт размещения отчетов об исполнении бюджета на официальном сайте администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области, в суд не направлены.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Кумылженского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области об обязании разместить отчеты об исполнении бюджета за 1, 2 и 3 кварталы 2018 года на официальном сайте администрации <данные изъяты>/.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В силу п.п.9 п.1 статьей 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст.2 ФЗ от 25.11.2008 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», расходные обязательства Российской Федерации, связанные с реализацией ст. 95, 97 и 103 ГПК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляются за счет ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год на содержание судов общей юрисдикции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. cт.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление прокурора Кумылженского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению требований действующего законодательства об обеспечении доступа к информации, бюджетного законодательства – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области по исполнению требований законодательства об обеспечении доступа к информации, бюджетного законодательства.
Возложить на Администрацию Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области в сети «Интернет» отчеты об исполнении бюджета Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области за 1, 2 и 3 кварталы 2018 года.
Апелляционные жалобы могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Кумылженский районный суд Волгоградской области.
Решение изготовлено в совещательной комнате печатным текстом.
Судья Л.П. Исаева