Дело № 2а – 425/2021
26RS0020-01-2021-000668-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 года село Кочубеевское
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи - Кайшева А.Е.,
при секретаре судебного заседания - Чесунас В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю к Ивановой С.С. о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю обратилась в Кочубеевский районный суд Ставропольского края с административным иском к Ивановой С.С. о взыскании задолженности по обязательным платежам в общей сумме 2690,53 руб. В обоснование требований истцом указано, что Иванова С.С. состоит на налоговом учете в МИФНС, поскольку является собственником недвижимого имущества, жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: 357020, <адрес>, а также транспортных средств: ВАЗ 21063, 1989 года выпуска, регистрационный знак №, AUDI 100, 1990 года выпуска, регистрационный знак № Налоговым органом был начислен налог на имущество: жилой дом за 2012 года в размере 141 руб., за 2013 г. в размере 141 руб., и направлены налоговые уведомления: № 439808 от 07.05.2013г., № 791314 от 03.04.2014 г. по сроку уплаты 01.11.2013 и 03.11.2014 года соответственно. Указанный налог был погашен административным ответчиком 28.02.2017г. с просрочкой установленных сроков на оплату. За неуплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ исчислена пеня: за 2012 год за период с 01.12.2015 по 28.02.2017 в размере 22.17 руб., за 2013 года за период с 01.12.2015 по 28.02.2017 в размере 22.18 руб., непогашенный остаток по пене составляет 25,45 руб. Расчет пени в требовании № 7147 от 01.03.2017г. по сроку уплаты до 04.04.2017г.
Также начислен транспортный налог: за 2015 год в общем размере 1130 рублей, за 2017 год в общем размере 1130 рублей, в связи с чем, были направлены уведомления № 74704455 от 27.08.2016 года по сроку уплаты не позднее 01.12.2016, № 35137743 от 14.07.2018, по сроку уплаты не позднее 03.12.2018, с указанием суммы исчисленных налогов, расчета, срока уплаты, налогового периода. В сроки, установленные законодательством, налогоплательщик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога в полностью, задолженность составляет 2 260 руб. За неуплату налога в соответствии со ст.75 Налогового Кодекса РФ начислена пеня: за 2015г. за период со 02.12.2016 по 28.02.2017 в размере 432,31руб., непогашенный остаток составляет 224,31 руб., за 2017 г. за период с 04.12.2018 по 16.12.2018, в размере 6,01 руб., в общем размере 230,32 руб., и в порядке досудебного урегулирования и на основании ст. 69, 70 НК РФ, налогоплательщику направлены требования об уплате налога и пени № 7147 от 01.03.2017г., № 37549 от 25.12.2018г.
По начисленному инспекцией налогу на земельный участок: за 2015 года в размере 108 руб., за 2017 г. в размере 182 руб. и направлены налоговые уведомления: № 74704455 от 27.08.2016 года по сроку уплаты не позднее 01.12.2016, № 35137743 от 14.07.2018, по сроку уплаты не позднее 03.12.2018, с указанием суммы исчисленных налогов, расчета, срока уплаты, налогового периода. В сроки, установленные законодательством, налогоплательщик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога в полностью, задолженность составляет 172 руб. За неуплату налога в соответствии со ст.75 Налогового Кодекса РФ начислена пеня: за 2015г. за период со 02.12.2016 по 28.02.2017 в размере 2,52 руб., непогашенный остаток составляет 1,79 руб., за 2017 г. за период с 04.12.2018 по 16.12.2018 в размере 0,97 руб., в общем размере 2,76 р., и в порядке досудебного урегулирования и на основании ст. 69, 70 НК РФ, налогоплательщику направлены требования об уплате налога и пени № 7147 от 01.03.2017г. по сроку уплаты до 04.04.2017, № 37549 от 25.12.2018г. по сроку уплаты до 28.01.2019 года.
27.05.2020 года мировым судьей судебного участка № 4 Кочубеевского района Ставропольского края по заявлению ИФНС № 8 России по Ставропольскому краю в отношении ответчика был вынесен судебный приказ № 2а-382-15-459/2020, который 15.09.2020 года отменен, в связи с поданными ответчиком возражениями, в связи с чем, просит взыскать с административного ответчика задолженность по обязательным платежам в общей сумме 2 690,53 руб., а также судебные расходы по делу. Одновременно подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю, не явился, направив в суд ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В судебное заседание административный ответчик Иванова С.С. надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, направив в суд ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии, а также возражения на административный иск, из которого следует, что исковые требования она не признает, поскольку на основании решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 11.08.2014 года транспортное средство арестовано и изъято у неё судебными приставами г. Ставрополя.
Исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.
Обязанность граждан налогоплательщиков, по уплате законно установленных налогов и сборов, закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Таким образом, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства.
Обязанность по уплате налога или сбора в отношении физических лиц прекращается с уплатой налога.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Пунктом 6 статьи 45 Налогового кодекса РФ установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями ст. 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Иванова С.С. является собственником недвижимого имущества: жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: 357020, <адрес>, а также транспортных средств: ВАЗ 21063, 1989 года выпуска, регистрационный знак № и AUDI 100, 1990 года выпуска, регистрационный знак №, в связи с чем, является налогоплательщиком.
Инспекцией должнику были направлены налоговые уведомления: № 439808 от 07.05.2013г., № 791314 от 03.04.2014 года, по сроку уплаты 01.11.2013 и 03.11.2014 года соответственно, № 74704455 от 27.08.2016 года, по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 (л.д.11-12), № 35137743 от 14.07.2018, по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 (л.д.13), с указанием суммы исчисленных налогов, расчета, срока уплаты, налогового периода. За неуплату сумм налога в срок, установленный законодательством, в порядке статьи 75 НК РФ налогоплательщику начислена пеня и направлены требования об уплате налога и пени: № 7147 от 01.03.2017г. по сроку уплаты до 04.04.2017 (л.д.14), № 35449 от 07.12.2017г. по сроку уплаты до 10.01.2018 (л.д.22), №37549 от 25.12.2018 по сроку уплаты до 28.01.2019 года (л.д.25). Однако, в нарушение статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов налогоплательщиком не исполнена. Общая сумма задолженности по налогу на имущество, по земельному налогу и транспортному налогу составляет 2 690 рублей 53 копейки.
27.05.2020 года мировым судьей судебного участка № 4 Кочубеевского района Ставропольского края по заявлению ИФНС № 8 России по Ставропольскому краю в отношении ответчика был вынесен судебный приказ № 2а-382-15-459/2020, который 15.09.2020 года отменен в связи с поданными ответчиком возражениями.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с п.п. 5, 6 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-0-0).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Данные требования Налогового кодекса в полной мере согласуются с общими положениями гражданского законодательства об исчислении сроков исковой давности.
Настоящее административное исковое заявление направлено в Кочубеевский районный суд Ставропольского края 12 марта 2021 года. Одновременно подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, из которого следует, что причиной является выполнение требований части 1 статьи 126 КАС РФ о необходимости приложить к административному исковому заявлению уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. При этом административный истец ссылается на то, что при направлении налоговым органом заказным письмом с уведомлением в адрес административного ответчика указанных документов, возникают проблемы с возвратом данных писем по причине истечения срока хранения почтовых уведомлений, отсутствие адресата. Однако, данные обстоятельства правового значения не имеют, поскольку как установлено, обращение МИФНС России № 8 по Ставропольскому краю к мировому судье с заявлением о взыскании с должника задолженности по обязательным платежам последовало 27.05.2020 года, то есть за пределами срока обращения, предусмотренного ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ.
Учитывая, что на дату обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении должника, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ срока, и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении процессуального срока на подачу административного иска и удовлетворения административного иска, не имеется.
При этом, суд исходит из того, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 48 НК РФ, ст.ст. 175 – 180, 286, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю к Ивановой С.С. о взыскании задолженности по обязательным платежам в общей сумме 2 690 рулей 53 копейки, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца, со дня принятия его судом в окончательной форме 26 апреля 2021 года путем подачи апелляционной жалобы через Кочубеевский районный суд.
Председательствующий,
судья А.Е. Кайшев