УИД:23RS0045-01-2022-000424-37 К делу №2а-425/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Славянск-на-Кубани 01 марта 2022 года
Славянский городской Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Диденко Д.Ю.,
при секретаре Шестопал Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление Славянского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Славянский межрайонный прокурор, в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, согласно которому указал, что Славянской межрайонной прокуратурой при проведении проверки исполнения законодательства об оружии, в ходе проведённого мониторинга сети Интернет выявлен сайт с URL-адресом: (...) На данном сайте, организована публичная продажа оружия без предоставления покупателям необходимых документов, а также продажа боевого огнестрельного оружия. Посещение указанного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений или предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц. Вышеуказанная информация носит противоправный характер, поскольку продажа оружия без предоставления покупателям необходимых документов, а также продажа боевого огнестрельного оружия, запрещена законодательством Российской Федерации, а распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем, подлежит запрету. Информация, распространённая на вышеуказанном сайте, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещённой к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещённой информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространённой в сети Интернет, запрещённой. Таким образом, доступ к сайту, где размещён вышеуказанный информационный материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Просит суд: признать информацию, размещённую на странице Интернет-сайта с сетевым адресом: (...) информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; решение суда обратить к немедленному исполнению, направив его в управление Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Южному федеральному округу (<...>), для включения доменного имени в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Славянский межрайонный прокурор о слушании дела уведомлён надлежащим образом, однако, в судебное заседание не явйлся по" неустановленным причинам, не предоставив суду доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу, в его отсутствие.
Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу о слушании дела уведомлён надлежащим образом, однако, в судебное заседание не явился, предоставив суду заявление, согласно которому просит суд, рассмотреть данное дело по существу в отсутствие представителя Управления и поскольку у Управления отсутствуют специалисты, обладающие профессиональными знаниями для экспертной оценки информации, указанной в заявлении прокурора, как запрещённой к распространению на территории РФ посредством сети «Интернет», то вопрос оценки данной информации о наличии/отсутствии признаков запрещённой, оставляет на усмотрение суда.
В силу ч.6 ст.226 КАС РФ, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, препятствий к рассмотрению и разрешению административного дела не имеется.
Суд, изучив материалы дела, считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Славянской межрайонной прокуратурой при проведении проверки исполнения законодательства об оружии, в ходе проведённого мониторинга сети Интернет, выявлен сайт с URL-адресом: (...). На данном сайте организована публичная продажа оружия без предоставления покупателям необходимых документов, а также продажа боевого огнестрельного оружия.
Посещение указанного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений или предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц. Вышеуказанная информация носит противоправный характер, поскольку продажа оружия без предоставления покупателям необходимых документов, а также продажа боевого огнестрельного оружия, запрещена законодательством Российской Федерации, а распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем, подлежит запрету.
Согласно ч.2 ст.5 Федерального закона от 27.06.2006 года, №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ), в зависимости от категории доступа к информации, она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен Федеральными законами (информация ограниченного доступа). В силу требований 4.1 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ, распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствие ч.1 ст.9 Федерального закона №149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается Федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На основании ч.1 ст. 15 Федерального закона №149-ФЗ, на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствие ч.5 ст. 15 Федерального закона №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных Федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены Федеральными законами.
В соответствие ст.2 Федерального закона от 13.12.1996 года, №150-ФЗ «Об оружии», оружие, в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: 1) гражданское; 2) служебное; 3) боевое ручное стрелковое и холодное. Гражданское оружие подразделяется, в том числе, на оружие самообороны: огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе, с патронами травматического действия; огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия.
Согласно Постановлению правительства РФ от 15.10.1997 года, №1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», право продавать или передавать боевое оружие другим государственным военизированным организациям, а также юридическим лицам, занимающимся производством оружия или торговлей им в соответствии с лицензией на производство и торговлю, а также нормативно-техническими документами принадлежит государственным военизированным организациям.
Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не представившим лицензию на приобретение указанного оружия, а патроны к нему - юридическим лицам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение указанного оружия. Запрещается продавать оружие гражданам, не представившим лицензию на приобретение соответствующего вида оружия, патроны к нему - гражданам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение такого оружия, за исключением тех видов оружия и патронов к нему, на приобретение которых лицензия не требуется. Запрещается продавать охотничье метательное стрелковое оружие гражданам, не представившим охотничьего билета и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Запрещается продавать инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию либо для заряжания оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик старинного (антикварного) огнестрельного оружия гражданам, не представившим разрешение на хранение и ношение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия. Не подлежат продаже вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию, упаковка которых не содержит сведений о правилах их безопасного использования для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.
Статья 222 УК РФ, предусматривает уголовную ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов.
Одним из уголовно наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации (ст.205 УК РФ) является террористический акт.
Статьёй 205.1 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта.
Под пособничеством в данной статье понимается умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путём, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
В силу ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года, №35-Ф3 «О противодействии терроризму» террористической деятельностью признаётся деятельность, включающая в себя, в том числе, вооружение террористов.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о продаже оружия без предоставления покупателям необходимых документов, а также о продаже боевого стрелкового оружия.
С учётом этого, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещённой информации.
Информация, распространённая на вышеуказанном сайте, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещённой к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещённой информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространённой в сети Интернет, запрещённой.
Таким образом, доступ к сайту, где размещён вышеуказанный информационный материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Учитывая приведённые положения законодательства, указанная информация подлежит признанию в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено для последующего включения указанного сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года, №1101.
Так, согласно ч.2 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ, в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в Реестр вышеуказанных сведений, является, согласно п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
URL-адрес (...) не внесён в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержание информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствие ч.2 ст.265.1 КАС РФ, административное исковое заявление о признании информации запрещённой подаётся в суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.
Согласно данным сервиса (...) организации ООО «РЕГ.РУ», официального сайта международной некоммерческой организации «Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами» (ICANN), регулирующей все вопросы, связанные с доменными именами, IP-адресами и другими аспектами функционирования сети «Интернет» (https://whois.icann.org) домен guns-saler.ru зарегистрирован, делегирован, не верифицирован. Данные о фактическом владельце сайта скрыты. При таких обстоятельствах, установить фактического владельца сайта (...) из открытых источников не представляется возможным.
Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года, №228, Роскомнадзор осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствие п.9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года, №1101, внесение соответствующей реестровой записи в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется органами Роскомнадзора и (или) оператором реестра в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещённой информацией.
Заявленное и.о. Славянского межрайонного прокурора административное исковое заявление направлено на защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц и государства.
Учитывая изложенное, суд считает доводы Славянского межрайонного прокурора подтверждёнными, а административное исковое заявление, заявлено в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещённую на странице Интернет-сайта с сетевым адресом: (...) информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение Славянского городского суда от 01 марта 2022 года, направить в управление Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Южному федеральному округу (<...>) для включения доменного имени в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению в силу ч.4 ст.265.5 КАС РФ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд Краснодарского края в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Копия верна:
Согласовано: судья Диденко Д.Ю.