ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-425/2022 от 26.07.2022 Льговского районного суда (Курская область)

2а-425/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2022 года

Льговский районный суд в составе

председательствующего судьи Петлица Г.М.,

при секретаре Самарской А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Льговского межрайонного прокурора Игнатенко С.М. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «» о признании бездействий администрации при осуществлении полномочий в дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения незаконными, об обязании администрации муниципального образования «» принять меры по надлежащему содержанию и оборудованию техническими средствами автомобильных дорог в границах муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л :

Льговский межрайонный прокурор Игнатенко С.М. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «» , в котором просит признать бездействия администрации при осуществлении полномочий в дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения незаконными, обязать администрацию муниципального образования «» в течение месяца после вступления судебного решения в законную силу принять меры по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования и устранить следующие недостатки: на в районе АЗС «Калинаойл» нанести разметку согласно Приложению постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Правилах дорожного движения» в соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 505597-2017; на в районе АЗС «Калинаойл» устранить дефекты обочины в виде древесно-кустарниковой растительности и привести обочину в соответствие п. 5.3.1 ГОСТ Р 505597-2017.

В обоснование своих административных исковых требований прокурор ссылается на то, что в ходе проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования "" нарушаются требования действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Проверкой и обследованием дорожного полотна автомобильных дорог было установлено, что на в районе АЗС «Калинаойл» отсутствует разметка, что является нарушением требований п. 6.3.1 ГОСТ Р 505597-2017, на обочине имеется древесно-кустарниковая растительность, что является нарушением требований п. 5.3.1 ГОСТ Р 505597-2017. Вышеуказанная автомобильная дорога включена в реестр муниципальной собственности, следовательно, администрация. «», как собственник указанной дороги, несет бремя ее содержания и обустройства, в том числе по нанесению дорожной разметки, установлению дефектов дорожного покрытия, установке знаков дорожного движения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Ненадлежащее содержание автомобильных дорог в рамках территории муниципального образования свидетельствует о бездействии администрации города при исполнении установленных действующим законодательством обязанностей. Непринятие мер по содержанию автомобильных дорог в безопасном состоянии нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное условия движения по дорогам, не отвечает задачам охраны их жизни и здоровья, а также имущества физических или юридических лиц, может привести к росту аварийности на дороге.

Административный истец прокурор Скороходов Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.

Исследовав материалы дела, суд находит, что заявленные Льговским межрайонным прокурором требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст. 46 Конституции РФ защита прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ч.1 ст. 8 Устава муниципального образования «» Льговского к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах , а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массусвыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу пунктов 1 и 9 ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьей 13 указанного Федерального закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее – ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В силу пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы дорожного полотна автомобильных дорог не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4.

Судом установлено, что Льговской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения.

В ходе проверки установлено, что дорожная разметка на в районе АЗС «Калинаойл» отсутствует, на обочине имеется древесно-кустарниковая растительность, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог в безопасном для движения состоянии от ДД.ММ.ГГГГ, составленным начальником ОГИБДД МО МВД России «Льговский» Киреевым А.Г. и помощником Льговского межрайпрокурора Шестаковым Н.А. и приложенными к нему фотографиями (л.д. 13-14).

Согласно выписке из Приложения к Решению Льговского Городского Совета депутатов от 26.05..2022 г. (л.д. 15-17), вышеуказанная автомобильная дорога включена в реестр муниципальной собственности, следовательно, администрация муниципального образования «», как собственник указанной автодороги, несет бремя ее содержания и обустройства, в том числе по нанесению дорожной разметки, устранению дефектов дорожного покрытия, установке знаков дорожного движения, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Ненадлежащее содержание автомобильных дорог в рамках территории муниципального образования «» свидетельствует о бездействии администрацией при исполнении установленных действующим законодательством обязанностей.

Таким образом, администрация муниципального образования «» не выполняет требования предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ, частью 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ, частью 1 статьи 13 Закона № 257-ФЗ, пунктом 5 части 1 статьи 8 Устава в части содержания автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования «».

При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах суд считает, что ненадлежащее содержание автомобильных дорог в рамках территории муниципального образования «» свидетельствует о не добросовестном исполнении администрацией обязанностей, установленных действующим законодательством. Бездействие администрации муниципального образования «» создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, нарушает установленные Конституцией РФ права граждан на жизнь и охрану здоровья.

В связи с чем, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Льговского межрайонного прокурора Игнатенко С.М. удовлетворить.

Признать бездействия администрации муниципального образования «» при осуществлении полномочий в дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования «» в течение месяца после вступления судебного решения в законную силу принять меры по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования и устранить следующие недостатки: на в районе АЗС «Калинаойл» нанести разметку согласно Приложению постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Правилах дорожного движения» в соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 505597-2017; на в районе АЗС «Калинаойл» устранить дефекты обочины в виде древесно-кустарниковой растительности и привести обочину в соответствие п. 5.3.1 ГОСТ Р 505597-2017.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Льговский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий

судья Г.М. Петлица