ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-425/2023 от 03.08.2023 Первомайского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-425/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2023 года пос. Первомайский Первомайского района Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тюриной Т.А.,

при секретаре Липатовой Е.А.,

с участием старшего помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области Исаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и об обязании разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и об обязании разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией МО Соболевский сельсовет требований земельного законодательства. Установлено, что в нарушение ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) администрацией МО Соболевский сельсовет не разработана и не принята программа использования и охраны земель. Конституция Российской Федерации, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности. Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) относит к территории муниципального образования все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения: земли городских, сельских поселений, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования. Органы местного самоуправления призваны решать следующие основные задачи в области земельных отношений: планирование и использование земель, находящихся в их ведении; организация проведения работ по землеустройству; совершение в соответствии с законодательством сделок с землей; взимание платы за землю; контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Полномочия органов местного самоуправления закреплены в ст. 11 ЗК РФ. Так, органы местного самоуправления в том числе разрабатывают программы использования и охраны земель, а также осуществляют иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. По смыслу ст. 13 ЗК РФ охрана земель является деятельностью органов местного самоуправления, направленной на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации. В нарушение вышеуказанных требований администрацией МО Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области муниципальная программа в сфере использования и охраны земель, полномочия в анализируемой сфере не реализованы.

ДД.ММ.ГГГГ с целью устранения нарушений в администрацию МО Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области внесено представление, между тем требования прокурора района до настоящего времени не исполнены.

Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии должных мер в сфере реализации земельных правоотношений, а именно в отсутствии в муниципальном образовании муниципальной программы в сфере использования и охраны земель. Обязать администрацию муниципального образования Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к должному исполнению требований ст. 11 ЗК РФ - разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель.

В судебном заседании старший помощник прокурора Первомайского района Исаева Е.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации МО Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о дате, времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился, в направленном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск признал.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьями 2, 20, 41 Конституции РФ гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п.п. 3, 28 ч. 1, ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 7 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 2 ЗК РФ предусмотрено, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии с частью 1 статьи 1 ЗК РФ установлен приоритет охраны земли.

В силу требований статьи 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч. 1 ст. 13 ЗК РФ).

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (п.п. 1-3 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в частности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения (ст. 17.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В силу ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования (п. 35 ст. 3 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 13 ст. 7 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» одним из принципов стратегического планирования является программно-целевой принцип, который означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования.

Муниципальные программы относятся к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования (п. 5 ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).

Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Первомайского района Оренбургской области проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области требований земельного законодательства.

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение ст. 11 ЗК РФ администрацией муниципального образования Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области муниципальная программа в сфере использования и охраны земель не разработана, полномочия в анализируемой сфере не реализованы.

По результатам проверки в адрес главы администрации МО Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Администрация муниципального образования Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на вышеуказанное представление сообщила, что представление рассмотрено, планируется разработать программу использования и охраны земель, расположенных на территории <данные изъяты> в <данные изъяты>, что подтверждается ответом администрации муниципального образования Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области не разработала муниципальную программу в сфере использования и охраны земель, что подтверждается рапортом старшего помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ

Доказательств, подтверждающих фактическое устранение выявленных в ходе проверки нарушений административным ответчиком суду не представлено.

Отсутствие отвечающей требованиям федерального законодательства муниципальной программы использования и охраны земель муниципального образования влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц в части обеспечения прав граждан на благоприятную и безопасную среду жизнедеятельности. На административного ответчика законом возложена обязанность по сохранению в границах муниципального образования земель, как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Первомайского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Устанавливая срок для исполнения решения, суд исходит из принципа исполнения судебных актов по административным делам в разумный срок (ст. 6 КАС РФ) и приходит к выводу, что в настоящем деле разумным сроком исполнения судебного акта будет являться 3 месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административный иск прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и об обязании разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии должных мер в сфере реализации земельных правоотношений, а именно в отсутствии в муниципальном образовании муниципальной программы в сфере использования и охраны земель.

Обязать администрацию муниципального образования Соболевский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к должному исполнению требований ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации - разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья Т.А. Тюрина

Решение в окончательной форме принято 07 августа 2023 года

Судья Т.А. Тюрина