ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4261/2022 от 02.06.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

№ 2а-4261/2022

66RS0001-01-2022-003451-70

мотивированное решение

составлено 02.06.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В.,

при секретаре Глухове М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рябова Эдуарда Олеговича к инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным решения,

установил:

Рябов Э.О. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга) от 01.03.2022 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц о смене директора общества с ограниченной ответственностью "ТЭЯ".

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является единственным учредителем ООО "ТЭЯ". 04.03.2022 при получении выписки из ЕГРЮЛ ему стало известно, что финансовый управляющий Жарков А.С., назначенный арбитражным судом по делу о банкротстве административного истца, 01.03.2022 произвел смену директора ООО "ТЭЯ" без его согласия. Считает, что налоговый орган незаконно совершил регистрацию и внес изменения в сведения о юридическом лице по смене директора указанного общества.

В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц УФНС России по Свердловской области, в судебном заседании - ООО "ТЭЯ".

В судебное заседание административный истец Рябов не явился, направил представителя Шиловскую И.А., которая заявленные требования административного искового заявления поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга Мирзянова Г.Д. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представители заинтересованного лица ООО "ТЭЯ" Кокурина В.А., Казакова Е.Ф. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска.

В судебное заседание не явились заинтересованные лица Жарков А.С., судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Каменск-Уральскому и Каменскому району Свердловской области Чудинова А.И., представитель УФНС России по Свердловской области, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ) состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 ст. 1 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Пунктом 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Государственная регистрация на основании ст. 11 Закона № 129-ФЗ заключается в принятии регистрирующим органом решения о государственной регистрации и во внесении на основании указанного решения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Согласно положениям пп. "л" п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.

Статьей 9 Закона № 129-ФЗ определен круг физических лиц, которые вправе выступать заявителями при подаче соответствующих документов необходимых для государственной регистрации.

В соответствии с пп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Согласно пп. 4.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.

Закон № 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, порядок регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, является заявительным.

Кроме этого регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, заявитель для государственной регистрации обязан представлять соответствующие требованиям действующего законодательства документы.

Ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за неправомерные действия при предоставлении документов для государственной регистрации, несут заявители (п. 1 ст. 25 Закона № 129-ФЗ).

Из материалов дела следует, в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга 21.02.2022 в отношении ООО "ТЭЯ" (ОГРН , ИНН в соответствии с положениями п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ, поступило заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме № Р13014, утвержденной приказом ФНС России 31.08.2020 № (далее - заявление по форме № Заявителем при подаче документов (вх. А) выступала 8 - руководитель постоянно действующего исполнительного органа ООО "ТЭЯ". Подлинность подписи заявителя нотариально удостоверена (в соответствии с п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

На основании представленных документов регистрирующим органом внесены изменения в сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, а именно прекращение полномочий Рябова Олега Александровича, возложение полномочий на 2.

При таких обстоятельствах, учитывая, что поступившие документы соответствовали положениям ст. 9, п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ, основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ, у инспекции отсутствовали.

01.03.2022 ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга принято решение о государственной регистрации А, в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (ГРН

Исходя из положений Закона № 129-ФЗ, регистрирующие органы не вмешиваются в хозяйственную деятельность субъектов гражданских взаимоотношений, ими не рассматриваются вопросы правомочности избрания руководящих органов юридического лица в деятельности общества.

Таким образом, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга 01.03.2022 решение А о государственной регистрации изменений в сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО "ТЭЯ", а именно прекращение полномочий Рябова, возложение полномочий на 2, принято уполномоченным государственным органом при наличии законных оснований. Оспариваемое решение от 01.03.2022 права и законные интересы административного истца не нарушает, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.

Требования ст. 25.2 Закона№ 129-ФЗ о досудебном порядке обжалования решения регистрирующего органа о государственной регистрации административным истцом соблюдены, что подтверждается ответом УФНС России по Свердловской области от 06.04.2022 которым жалоба Рябова на решение ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 01.03.2022 А оставлена без удовлетворения.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности внесенных сведений и незаконности оспариваемого решения.

Так, решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2020 по делу № Рябов Э.О. признан несостоятельным (банкротом) и введена процедура реализации имущества гражданина сроком на 6 месяцев. Финансовым управляющим должника утвержден Жарков А.С.

Абзацем 4 п. 6 ст. 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что в ходе реализации имущества гражданина финансовый управляющий осуществляет права участника юридического лица, принадлежащие гражданину, в том числе голосует на общем собрании участников.

В силу того, что финансовый управляющий осуществляет права участника организации, принадлежащие должнику, он имеет безусловное право на выражение волеизъявления относительно кандидатуры единоличного исполнительного органа такой организации (пп. 4 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Предоставление финансовому управляющему такого объема прав в отношении признанного банкротом гражданина-должника направлено, в том числе на обеспечение защиты имущества последнего и предотвращение ситуаций, когда должник с учетом принадлежащей ему доли в обществе, используя свое право на управление его делами, совершает недобросовестные действия по отчуждению имущества этого общества, направленные на уменьшение конкурсной массы и причинение вреда своим кредиторам.

Согласно решению финансового управляющего единственного участника Жаркова от 10.02.2022, удостоверенного нотариусом, прекращены полномочия директора ООО "ТЭЯ" Рябова, избран директором общества Кокурина.

При таких, обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что 21.02.2022, обращаясь в регистрирующий орган, Кокурина являлась лицом, имеющим в соответствии с требованиями закона и предоставленными документами право на подачу заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Рябова Эдуарда Олеговича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий