ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4267/2021 от 08.11.2021 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2а-4267/2021

УИД 33RS0002-01-2021-005739-73

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 ноября 2021 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Веселовой А.О.

при секретаре Макаровой В.О.

с участием представителя административных ответчиков ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования Владимирской области, и.о. директора Департамента ФИО2 о признании незаконным действия

У С Т А Н О В И Л:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности», действуя через представителя ФИО3 (по доверенности) обратилось в суд с административным иском в форме электронного документа к Департаменту образования Владимирской области, и.о. директору Департамента ФИО2 о признании незаконным решения органа государственной власти и должностного лица, выразившегося в препятствовании благотворительной деятельности в организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работы по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец обратился к органу государственной власти с предложением о намерении взаимодействовать в части направления благотворительной помощи детям, оставшимся без попечения и находящимся в трудной жизненной ситуации. Административный ответчик принял решение об отказе от взаимодействия, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев г.Москвы. Дата и место совершения оспариваемого бездействия 05.10.2021. Административным истцом оспаривается неисполнение поручений Президента РФ по итогам заседания ГосСовета, участником которого является вышестоящее в порядке подчиненности должностное лицо административного ответчика.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещался надлежащим образом.

Административные ответчики Департамент образования Владимирской области, и.о. директора ФИО2, действуя через представителя ФИО1 (по доверенностям) в судебном заседании просили в иске отказать в полном объеме, в обоснование возражений указав, что Департамент не принимал решения об отказе предложения о взаимодействии с административным истцом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ устанавливает, что для признания действий (бездействий) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий — несоответствие действий (бездействия) закону и нарушение таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В случае отсутствия указанной совокупности условий суд отказывает в удовлетворении иска.

Согласно Положению о Департаменте образования Владимирской области, утвержденному Постановлением Губернатора Владимирской области от 27.03.2006 №225, Департамент образования Владимирской области является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в сфере образования на территории области, а также осуществляющим переданные полномочия РФ в сфере образования.

Благотворительное Региональное Молодежное Общественное Движение «Уроки Финансовой и Юридической грамотности», согласно Устава, является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Целями движения являются: содействие защите прав, интересов молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), способствование их социальной адаптации; содействие повышению уровня финансовой и юридической грамотности молодежи, социальная поддержка и защита молодых граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, многодетных семей, инвалидов; способствование социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение молодежи и т.д.

Общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 N 1425, которым предусмотрены требования к оформлению предложения о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, сроках (10 рабочих дней со дня поступления предложения) и результатах его рассмотрения.

Постановлением Департамента образования Владимирской области №22 от 19.11.2020 утвержден Порядок взаимодействия Департамента образования Владимирской области и подведомственных ему организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, которым, в частности, предусмотрены требования к оформлению соответствующего предложения.

Из материалов дела следует, 25.09.2021 Организатор добровольческой деятельности обратился в Департамент образования Владимирской области с предложением проведения профориентационных мероприятий, направленных на формирование профессиональных навыков у детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в помощи и защите государства, в частности, благотворительного вебинара.

По результатам рассмотрения данного обращения 05.10.2021 административному истцу дан ответ, который направлен на электронный адрес, указанный заявителем <данные изъяты>, содержащий разъяснения Порядка взаимодействия.

В соответствии с указанным выше Порядком предложение о намерении взаимодействия должность содержать информацию, поименованную в п.3 Порядка.

В силу п.4 Порядка, по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, Департамент образования принимает одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Поскольку предложение административного истца не содержало необходимой информации (о сроках и объемах работ (оказании услуг), уровне подготовки, компетенции, уровне образования и профнавыков добровольцев (волонтеров), наличии опыта соответствующей деятельности), решения по существу обращения административным ответчиком не принималось. Доказательств обратного и подтверждающих нарушение прав, административным истцом не представлено. При этом суд учитывает, что с Порядком взаимодействия административный истец был осведомлен.

Исходя из положений статей 3, 4 КАС РФ природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требования суд не находит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования Владимирской области, и.о. директору Департамента ФИО2 о признании незаконным действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья А.О. Веселова

Решение суда принято в окончательной форме 22.11.2021.

Судья А.О. Веселова