ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-426/19 от 03.07.2019 Таврического районного суда (Омская область)

УИД 55RS0033-01-2019-000533-80

Дело № 2а-426/2019

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июля 2019 года р.п. Таврическое

Таврический районный суд Омской области в составе судьи Гартунг Н.И.,

при секретаре Мехряковой С.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по Административному исковому заявлению (жалобе) Воротинцева АГ к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №12 по Омской области, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №6 по Омской области, на действия (бездействия) налогового органа и обязании уменьшить сумму страховых взносов,

УСТАНОВИЛ:

Воротинцев А.А. обратился в Таврический районный суд Омской области с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №12 по Омской области, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №6 по Омской области, на действия (бездействия) налогового органа и обязании уменьшить сумму страховых взносов.

Требования мотивированы тем, что он ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в ИФНС в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. ДД.ММ.ГГГГ им принято решение о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и направлено в ИФНС необходимые документы, для регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял решение об отказе в государственной регистрации. Не согласившись с данным решением Воротинцев А.Г. обратился в УФНС по Омской области с жалобой. Решением УФНС по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ решение МИФНС от ДД.ММ.ГГГГ было признано не законным и отменено. ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с не законным отказом и не своевременной регистрацией прекращения предпринимательской деятельности ему за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере <данные изъяты>. В связи с чем просил признать действия МИФНС по государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ не законным, обязать осуществить государственную регистрацию прекращения предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать МИФНС снизить размер начисленных за ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов на <данные изъяты>.

В судебном заседании Воротинцев А.Г. указал, что в связи с тяжелым материальным положением, отсутствия возможности уплачивать налоги и страховые взносы, им было принято решение о прекращении предпринимательской деятельности, в связи с чем приняты исчерпывающие меры к своевременному прекращению деятельности. После получения отказа, он обратился в арбитражный суд с жалобой на действие должностного лица, затем обратился с жалобой на решение об отказе в регистрации в УФНС по Омской области. После получения решения о прекращении деятельности он обратился в ИФНС по вопросу снижения размера начисленных за ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов, но ему было отказано в связи с тем, что взносы на числены по дату прекращения деятельности, данный отказ он первоначально обжаловал в Центральный районный суд <адрес>, но ему было отказано в принятии иска. С момента обращения с заявлением о прекращении деятельности, он фактически предпринимательскую деятельность не осуществлял, не мог встать на биржу, оформить льготы. Просил иск удовлетворить.

Представитель МИФНС по Омской области в судебном заседании не участвовал, письменно просил дело рассмотреть в его отсутствие в письменном отзыве указал, что регистрация прекращения предпринимательской деятельности произведена с соблюдением требований закона и в установленные законом сроки. Внесение записи в реестр задним числом не допускается. Кроме того заявили ходатайство о применении срока исковой давности.

Представитель МИФНС по Омской области в судебном заседании не участвовал, письменно просил дело рассмотреть в его отсутствие в письменном отзыве указал, что не является надлежащим ответчиком по делу, так как в случае удовлетворения первоначальных административных исковых требований, они добровольно произведут перерасчет. На день предъявления административного иска у административного истца имеется задолженность по обязательному пенсионному страхованию на выплату страховой пенсии <данные изъяты> рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет ФФОМС <данные изъяты>.

Представитель УФНС по Омской области в судебном заседании не участвовал, письменно просил дело рассмотреть в его отсутствие в письменном отзыве указал, что регистрация прекращения предпринимательской деятельности произведена с соблюдением требований закона и в установленные законом сроки. Кроме того заявили ходатайство о применении срока исковой давности.

Выслушав стороны изучив материалы дела суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

При этом согласно разъяснения ВС РФ, если одновременно заявлены требования о признании ненормативного правового акта недействительным и о взыскании денежных средств, то при пропуске срока на оспаривание указанного акта требование имущественного характера должно быть рассмотрено по существу по правилам искового производства. В связи с чем суд отклоняет доводы административных ответчиков о пропуске срока исковой давности.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из ЕГРИП Воротинцев А.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, проживает <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Воротинцев В.Г. обратился с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, данное заявление зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ вхА

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган) (ст. 2 указанного Закона).

Согласно пункту 1 статьи 22.3 названного Федерального закона государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) документа об уплате государственной пошлины; в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с действующим законодательством.

Порядок и сроки государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя определяется статьями 8 и 9 указанного закона (пункты 7, 8 статьи 22.3).

Согласно статьям 8, 9 Закона государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган путем направления почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или направления в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Воротинцеву А.Г. было отказано в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Указанное решение было направлено в адрес истца по средством почтового отправления и получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с данным решением Воротинцев А.Г. обратился с заявлением в Арбитражный суд Омской области об отмене решения которым отказано в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, определением от ДД.ММ.ГГГГ заявление принято к производству.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области.

ДД.ММ.ГГГГ решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, было отменено решение Межрайонной ИФНС по Омской области об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГА. Поручено Межрайонной ИФНС № 12 по Омской области в срок не более чем пять рабочих дней принять решение по представленным ДД.ММ.ГГГГ Воротинцевым А.Г. заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно расписки от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС № 12 по Омской области получены документы, в том числе заявление Воротинцева А.Г., документ об уплате государственной пошлины, расписка и решение по жалобе.

ДД.ММ.ГГГГА было принято решение о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Указанное решение было получено Воротинцевым А.Г. ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (с последующими изменениями) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае отмены вышестоящим регистрирующим органом или Федеральной налоговой службой России решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения.

Согласно п. 4 Порядка ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП внесение записей в ЕГРЮЛ и ЕГРИП осуществляется территориальными органами ФНС России, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Каждой записи при внесении в ЕГРЮЛ и ЕГРИП присваивается государственный регистрационный номер. Для каждой записи указывается дата ее внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, наименование территориального органа ФНС России, осуществившего внесение записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

В соответствии пунктом 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом записи в государственный реестр.

В случае изменения содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП сведений ранее внесенные сведения сохраняются (п. 9 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), утвержденного Приказом Минфина России от 30.10.2017 N 165н).

Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое, действие МИФНС № 12 по Омской области совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемых решения, совершенных оспариваемых действий (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В связи с чем у суда не имеется оснований для возложении обязанности по осуществлению государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

Рассматривая требования об обязании МИФНС снизить размер начисленных за ДД.ММ.ГГГГ год страховых взносов на <данные изъяты> рублей, суд приходит к следующему:

Так, из смысла действующего законодательства следует, что обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. То есть физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны уплачивать страховые взносы независимо от того, велась ли ими фактически предпринимательская деятельность, и имели ли они доходы от указанной деятельности, поскольку осуществление или неосуществление указанными лицами предпринимательской деятельности, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение их обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору; уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение страхового обеспечения (определения от 24 мая 2005 года N 223-О, от 29 сентября 2011 года N 1179-О-О и от 25 января 2012 года N 226-О-О).

Кроме того, гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности; при этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также фактически воспроизводящие ранее действовавшую редакцию данной нормы положения статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период (определения от 12 апреля 2005 года N 164-О и от 12 мая 2005 года N 213-О). (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 N 44-О).

Согласно показаний допрошенного в ходе судебного заседания БВГ следует, что он оказывал консультации по прекращению деятельности Воротинцева А.Г. в качестве индивидуального предпринимателя, им своевременно представлены все необходимые документы, для внесения регистрационной записи, кроме того административный истец обращался в арбитражный суд Омской области, Центральный суд г. Омска, принимал попытки решить данный вопрос путем переговоров, но ему были начислены страховые взносы за тот период, когда была фактически прекращена его деятельность, в качестве индивидуального предпринимателя. Иной возможности произвести перерасчет начисленных платежей не имеется.

С учетом фактических обстоятельств дела, суд считает возможным признать обстоятельства экстраординарными, которые не позволили предпринимателю произвести регистрацию прекращения своей деятельности. Так как решение Межрайонной ИФНС по Омской области об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГА было отменено. Поручено Межрайонной ИФНС по Омской области в срок не более чем пять рабочих дней принять решение по представленному ДД.ММ.ГГГГ Воротинцевым А.Г. заявлению о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. При этом решением установлено, что на день вынесения решения об отказе Воротинцевым А.Г. соблюдены все требований действующего законодательства. В связи с чем регистрация прекращения деятельности ДД.ММ.ГГГГ была произведена не по вине Воротинцева А.Г., который своевременно представил документы.

Согласно требования от ДД.ММ.ГГГГ у Воротинцева А.Г. имеется задолженность на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет ФФОМС за ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб.

Из расчета представленного Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по Омской области следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведено начисление за 1 месяц и 26 дней сумма на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии <данные изъяты>, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет ФФОМС <данные изъяты>.

Из ответа Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по Омской области следует, что добровольно уменьшить сумму долга на указанную сумму они не могут, так как начисление произведено по день фактический регистрации прекращения деятельности. В связи с чем суд считает необходимым обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы по Омской области уменьшить сумму начисленных страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Воротинцеву АГ на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет ФФОМС ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.

руководствуясь ст. ст. 226-180, Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление (жалобу) Воротинцева АГ к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по Омской области, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по Омской области, на действия (бездействия) налогового органа и обязании уменьшить сумму страховых взносов, удовлетворить частично.

Обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы по Омской области уменьшить сумму начисленных страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Воротинцеву АГ на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет ФФОМС за ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.

Остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения в Омский областной суд с подачей жалобы в Таврический районный суд Омской области.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья: Н.И. Гартунг