ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-426/19 от 12.08.2019 Чунского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2019 года р.п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Шурыгиной Е.В.,

при секретаре – Родичкиной С.В.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Блохиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-426/2019 по административному иску прокурора Чунского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Администрация Веселовского муниципального образования» об оспаривании действий, возложении обязанности устранить нарушения закона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чунского района Иркутской области при обращении с административным иском в суд мотивирует требования результатами проведенной проверки исполнения администрацией Веселовского муниципального образования законодательства в сфере безопасности транспортного обслуживания населения, в ходе которой выявлены грубые нарушения действующего законодательства, регламентирующего порядок организации транспортного обслуживания граждан в границах поселения, повлекших нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в указанной сфере.

Ссылаясь на нарушение административным ответчиком требований п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Иркутской области от 08 октября 2009 года № 280/59-пп «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области», с учетом изменения административных исковых требований 17 июля 2019 года, просит суд:

1. Признать незаконным действия МКУ «Администрация Веселовского муниципального образования», выразившиеся в организации транспортного обслуживания населения в границах поселения путем организации перевозок населения между деревнями Паренда, Питаево, Окраина и п. Веселый, через реку Чуна малым катером «КС-100А» для лесосплава.

2. Обязать МКУ «Администрация Веселовского муниципального образования» организовать транспортное обслуживание населения между деревнями Паренда, Питаево, Окраина, и п. Веселый с учетом требований Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Блохина В.В. административные исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика МКУ «Администрация Веселовского муниципального образования» Федорук С.Г. надлежаще извещен о дате рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, не сообщив суду уважительную причину не явки.

Суд с учетом мнения административного истца, суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителя ответчика по доверенности Федорука С.Г., в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав административного истца в лице помощника прокурора Блохиной В.В., исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствие с п/п. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г.N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 6 Устава Веселовского муниципального образования к вопросам местного значения поселения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности жизни людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии с Правилами охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области, утвержденными Постановлением Правительства Иркутской области от 08.10.2009 N 280/59-пп (ред. от 10.06.2015), на водных объектах общего пользования может быть запрещено купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, а также установлены другие запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области, с обязательным оповещением о них населения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области через средства массовой информации, выставлением вдоль берегов водных объектов специальных информационных знаков или иным способом.

Водопользователи, допустившие нарушение настоящих Правил вследствие несоблюдения указанных в договоре водопользования или решении о предоставлении водного объекта в пользование условий и требований, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством.

Водопользователи, осуществляющие пользование водным объектом или его участком в рекреационных целях, несут ответственность за безопасность людей на предоставленных им для этих целей водных объектах или их участках.

Водопользователи, осуществляющие пользование водным объектом или его участком, обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Таким образом, осуществление транспортного обслуживания населения, проживающего в сельской местности, является обязательной и социально-значимой функцией публичной власти, выполняемой ею на постоянной основе и обусловленной жизненно важными потребностями и интересами людей, связанными с их неотъемлемыми правами и свободами, гарантированными государством (на жизнь, свободу передвижения, труд, отдых, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование и т.д.)

Судом установлено, что прокуратурой Чунского района по результатам рассмотрения обращения жителей д. Паренда о нарушении сроков строительства муниципального объекта - пешеходного моста через реку Чуна в п. Веселый Чунского района Иркутской области установлено следующее.

03 июля 2017 года между администрацией Веселовского муниципального образования (далее - администрация Веселовского МО) и Акционерным обществом «МОСТООТРЯД - 45» заключен муниципальный контракт №Ф.2017.252912 на выполнение работ по строительству объекта «Строительство пешеходного моста через реку Чуна в п. Веселый в Чунском районе Иркутской области». Пешеходный мост предполагает соединение центральной части п. Веселый с левобережьем, на котором расположены деревни: Паренда, Питаево, Окраина. Строительство муниципального объекта - пешеходного моста через реку Чуна в п. Веселый в конце 2018 года приостановилось в связи с тем, что необходимо финансирование дополнительных работ по исполнению данного муниципального контракта.

В настоящее время перевозка жителей вышеупомянутых деревень организована администрацией Веселовского муниципального образования через водную переправу малым катером «КС-100 А» для лесосплава. Лесосплав - вид транспортирования леса на воде, при котором используется плавучесть дерева, как технологический процесс входит в состав лесозаготовительных работ. Малый катер «КС-100 А» для лесосплава состоит на балансовом учете Веселовского муниципального образования, значится на учете в ФГУ

«Российский речной Регистр» Восточно-Сибирский филиал Российского Речного Регистра (далее - Российский Речной Регистр).

Согласно классификационному свидетельству Российского Речного Регистра, малый катер «КС-100 А» для лесосплава имеет в том числе следующие технические характеристики: год и место постройки 1979 г. г.Кострома п/я А-3983; длина - 10.9 м.; ширина - 2,79 м.; высота борта 0,89 м.; надводный борт 0.48 м.; валовая вместимость 12.79 р.т.; доковой вес 6.39 т.; грузоподъемность 0 т.; количество пассажиров 0 чел.; количество членов команды, включая спецперсонал - 2 чел., рабочих - 5 чел., оборудован спасательными средствами: спасательные круги - 4 шт., спасательные жилеты - 8 шт.

Следуя указанным техническим характеристикам, малый катер «КС-100 А» для лесосплава фактически не приспособлен для перевозки людей, не имеет сидячих мест, не подлежит техническому переоборудованию для маломерных судов, не соответствует правилам пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.

Перевозка жителей вышеупомянутых деревень организована администрацией Веселовского муниципального образования через водную переправу малым катером «КС-100 А» для лесосплава с 2007 года, так как автомобильным транспортным сообщением необходимо добираться по дороге протяженностью 60 км. с деревень: Паренда, Питаево, Окраина до п. Веселый, при этом жители оплачивают проезд на маломерном катере.

Деятельность в сфере перевозки пассажиров с использованием маломерных судов требует от перевозчика постановки судов на классификационный учет, их государственной регистрации и получения лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом.

Организацией, уполномоченной на классификацию маломерных судов, используемых в коммерческих целях, является соответствующее территориальное подразделение (филиал) ФАУ «Российский Речной Регистр». Вопросы, связанные с классификацией судов, урегулированы «Положением о классификации и об освидетельствовании судов», утвержденным приказом Минтранса России от 14.04.2016 № 102. Согласно п.п. 25, 26 Положения о классификации для постановки маломерного судна на классификационный учет судовладелец или его доверенное лицо представляет в организацию по классификации: заявление о постановке на классификационный учет; документы, удостоверяющие личность заявителя — государственную

Российской Федерации; доверенность, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя судовладельца; копии документов, подтверждающих факт законного владения судном; сведения о местонахождении судна и/или наименование порта (места) регистрации; сведения о тактико-технических характеристиках судна (длина наибольшая (м), ширина наибольшая (м), осадка килем максимальная (м), водоизмещение (тонн), максимальное число людей на борту (чел.), максимальная площадь парусов (кв. м); сведения о тактико-технических характеристиках двигателей (тип, марка, заводской номер, мощность, кВт); а также при наличии конструкторскую и построечную документацию, документы завода- изготовителя, ранее выданные свидетельства о годности к плаванию, свидетельства о классификации, акты освидетельствований, судовой билет.

По результатам проведения классификации маломерного судна филиалом ФАУ «Российский Речной Регистр» заявителю выдается акт классификации и освидетельствования маломерного судна, подтверждающий его класс, который необходим для последующей его государственной регистрации в Государственном судовом реестре и получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом.

Кроме того, для осуществления деятельности по перевозкам пассажиров с использованием маломерных судов перевозчику надлежит получить лицензию. Порядок выдачи лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, а также действий соискателя лицензии регламентирован Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением «О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193. Органом государственной власти, осуществляющим лицензирование деятельности на внутреннем водном и морском транспорте, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и ее территориальные управления.

Администрации Веселовского муниципального образования выдано классификационное свидетельство № РР-1.0 от 05.10.2006 года, а также первоначальное освидетельствование №РР-3.1 от 05.10.2006 года Российским Речным Регистром, в котором освидетельствована годность малого катера к плаванию для лесосплава.

Таким образом, в результате проведенной прокурорской проверки в установлено, что в нарушение императивных требований вышеприведенного федерального и регионального законодательства малый катер «КС-100 А» для лесосплава не предназначен для перевозки людей на водном объекте, в связи с чем действия МКУ «Администрация Веселовского муниципального образования» по транспортному обслуживанию населения в границах поселения при помощи данного катера являются незаконными.

Основной причиной указанных нарушений является неправомерное бездействие администрации района по исполнению заключенного муниципального контракта от 03 июля 2017 года №Ф.2017.252912 на выполнение работ по строительству моста через реку Чуна в п. Веселый; строительство моста приостановлено АО «МОСТООТРЯД-45» в конце 2018 года в связи с отсутствием финансирования дополнительных работ по исполнению муниципального контракта.

Доказательств обратному и возражений относительно предъявленного прокурором района административного иска административным ответчиком не представлено.

При этом исследованных судом доказательств, а именно: заявления жителей д. Паренда; объяснения главы администрации Веселовского муниципального образования Шишкуса В.П. от 14 июня 2019 года; расчета затрат на паромную переправу через реку Чуна; счета № 468-01от 30 мая 2017 года на первоначальное освидетельствование и дефектацию корпуса судна с постановкой на учет; распоряжения главы администрации от 1 сентября 2016 года № 23 «О постановке на учет катера КС-100А»; классификационного свидетельства на катер, выданного Российским Речным Регистром; свидетельства о годности судна к плаванию; распоряжения главы администрации Веселовского муниципального образования от 25 апреля 2010 года № 30/1 «Об открытии катерной переправы через реку Чуна в районе пос. Веселый»; документов на регистрацию судна КС 100; муниципального контракта № Ф.2017.252912 «На выполнение работ по строительству объекта «Строительство пешеходного моста через реку Чуна в п. Веселый в Чунском районе Иркутской области» от 03 июля 2017 года явствует правомерность заявленного административного искового заявления. Представленные административным истцом доказательства приняты судом как допустимые, относимые, достоверные в силу ст. ст. 59 - 61 КАС РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административные исковые требования прокурора не оспорены МКУ «Администрация Веселовского муниципального образования», уточненное административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд

решил:

Требования прокурора Чунского района Иркутской области об оспаривании действий, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным действия МКУ «Администрация Веселовского муниципального образования», выразившиеся в организации транспортного обслуживания населения в границах поселения путем организации перевозок населения между деревнями Паренда, Питаево, Окраина и п. Веселый, через реку Чуна малым катером «КС-100А» для лесосплава.

Обязать МКУ «Администрация Веселовского муниципального образования» организовать транспортное обслуживание населения между деревнями Паренда, Питаево, Окраина, и п. Веселый с учетом требований Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Чунский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья: Е.В. Шурыгина