ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-426/19 от 25.09.2019 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-426/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 25 сентября 2019 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.А.,

при секретаре судебного заседания Бабкиной А.В.,

с участием старшего помощника Онежского межрайонного прокурора Яковлевой В.А.,

представителя заинтересованного лица МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора Федоровцева И.Д., поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

установил:

Онежский межрайонный прокурор Федоровцев И.Д. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований, л.д. 93-94) к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район»:

- о признании незаконным бездействия, связанного с непринятием мер по подготовке муниципального жилищного фонда г. Онега по адресам: ул. Беломорская, <...>, ул. Индустриальная, <...>, ул. Лесопильщиков <...> к отопительному сезону 2019-2020 г.г. и обеспечению надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей;

- об обязании немедленно организовать надежное и бесперебойное теплоснабжение многоквартирных домов г. Онега по адресам: ул. Беломорская, <...>, ул. Индустриальная, <...>, ул. Лесопильщиков <...> путем организации обеспечения промывки и опрессовки общедомовых инженерных систем теплоснабжения.

В обоснование заявленных требований указано, что при осуществлении надзорной деятельности межрайонной прокуратурой установлено бездействие администрации МО «Онежский муниципальный район» при исполнении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Управляющая компания ООО «Агростройсервис» уклоняется от исполнения принятых на себя обязательств, мероприятия по подготовке обслуживаемого жилищного фонда к отопительному сезону в установленный законодательством срок (до 1 сентября) не выполнила. Остаются не промыты и не опрессованы общедомовые инженерные системы теплоснабжения в указанных многоквартирных домах г. Онеги. В нарушение требований закона органами местного самоуправления надлежащих мер к организации теплоснабжения населения не принимается, многоквартирные дома муниципального жилищного фонда к отопительному периоду не готовы. Неготовность жилищного фонда к отопительному сезону, вызванная неисполнением администрацией МО «Онежский муниципальный район» возложенных законом полномочий, нарушает права граждан и создает угрозу срыва отопительного периода. Бездействие администрации МО «Онежский муниципальный район» по обеспечению теплоснабжения населения может повлечь необратимые последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания и получение коммунальных услуг надлежащего качества, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, их имуществу.

Определением суда от 16 сентября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Агростройсервис» (далее ООО «Агростройсервис»), Муниципальное казенное учреждение «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству» администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» (далее МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ»).

Старший помощник Онежского межрайонного прокурора Яковлева В.А. в судебном заседании просила удовлетворить уточненные исковые требования.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном в суд отзыве глава муниципального образования «Онежский муниципальный район» ФИО просит отказать в удовлетворении требований, поскольку администрацией организуется обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений. 12 ноября 2018 года постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» № 1386 утверждена актуализированная схема теплоснабжения г. Онега на 2019-2032 годы. 19 апреля 2019 года издано постановление «О мерах по подготовке объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства». Во исполнение постановления 14 июня 2019 года проведено первое заседание комиссии по подготовке к отопительному периоду 2019-2020 г.г. Все дома, указанные в административном иске, находятся в управлении ООО «Агростройсервис». На 22 июля 2019 года готовность многоквартирных домов, находящихся в обслуживании указанной управляющей организации, составляла 19,7%, в связи чем письмом от 09 августа 2019 года администрация потребовала в срок до 13 августа 2019 года предоставить подробную и актуальную информацию о находящихся в управлении ООО «Агростройсервис» многоквартирных домах, а также проводимых (проведённых) по указанным многоквартирным домам работах по промывке и опрессовке систем отопления и обеспечения готовности многоквартирных домов к отопительному периоду. Письмом от 13 августа 2019 года МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» уведомило ООО «Агростройсервис» о проведении 15 августа 2019 года дополнительной встречи по подготовке жилищного фонда. Однако ответа на письмо не поступило. 22 августа 2019 года назначена внеплановая документарная проверка ООО «Агростройсервис». 30 августа 2019 года составлен акт проверки, согласно которому истребуемые документы не представлены. 03 сентября 2019 года в адрес ООО «Агростройсервис» направлено предписание. 18 сентября 2019 года в адрес руководителя ООО «Агростройсервис» направлено извещение о вызове для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. В силу действующего законодательства промывка и опрессовка общедомовых инженерных систем МКД, указанных в административном исковом заявлении, должны быть проведены ООО «Агростройсервис» либо самими жильцами МКД (л.д. 53, 56-58).

Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» ФИО1 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель заинтересованного лица ООО «Агростройсервис» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседании извещен надлежащим образом (л.д. 54).

На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) по определению суда дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика, заинтересованного лица ООО «Агростройсервис».

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-Ф3) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В силу п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В силу ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).

В силу пункта 2.6.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России 27 сентября 2003 года N 170 (далее Правила № 170), сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.

Согласно пункту 2.6.2 Правил N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит, помимо прочего, устранить неисправности внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями.

В соответствии с п. 9.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 (далее Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб. Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды.

Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, согласно п. 9.2.10 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, не допускается.

Согласно пункту 2.6.12 Правил № 170 после окончания отопительного сезона оборудование котельных, тепловых сетей и тепловых пунктов, всех систем отопления должно быть испытано гидравлическим давлением в соответствии с установленными требованиями.

Пунктом 6.82 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 13 декабря 2000 года N 285 (далее Типовая инструкция), тепловые сети, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться гидравлическим испытаниям с целью проверки прочности и плотности трубопроводов, их элементов и арматуры.

В соответствии с разделом 7 Типовой инструкции, на все виды ремонта основного оборудования трубопроводов, зданий и сооружений должны составляться перспективные и годовые графики, которые разрабатываются на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных опрессовок.

В силу пункта 9.2.12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, испытания на прочность и плотность оборудования систем проводятся ежегодно после окончания отопительного сезона для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.

Согласно пунктам 9.1.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность должны производиться после их промывки персоналом потребителя тепловой энергии с обязательным присутствием представителя энергоснабжающей организации. Результаты проверки оформляются актом.

В судебном заседании установлено, что при осуществлении надзорной деятельности Онежской межрайонной прокуратурой установлено бездействие администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» при исполнении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что управляющая компания ООО «Агростройсервис» уклоняется от исполнения принятых на себя обязательств, мероприятия по подготовке обслуживаемого жилищного фонда к отопительному сезону в установленный законодательством срок (до 1 сентября) не выполнила.

До настоящего времени остаются не промыты и не опрессованы общедомовые инженерные системы теплоснабжения, в связи с чем не поставляется тепловая энергия, в следующих многоквартирных домах г. Онеги, находящихся под управлением ООО «Агростройсервис»: ул. Беломорская, <...>, ул. Индустриальная, <...>, ул. Лесопильщиков <...>

Отопительный сезон в муниципальном образовании «Онежское» начался с 16 сентября 2019 года.

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.

Проанализировав приведенные выше нормы права, оценив установленные в судебном заседании обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности. При этом суд исходит из того, что обязанность по организации теплоснабжения, его надлежащего обеспечения на соответствующих территориях, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления.

Задача органов местного самоуправления состоит не только в учреждении муниципальных предприятий и передачи им муниципальных объектов теплоснабжения, но и в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного в конечном итоге на создание необходимых условий для подачи населению тепловой энергии надлежащего качества.

Доводы административного ответчика о том, что администрацией были приняты исчерпывающие меры, направленные на организацию обеспечения теплоснабжения многоквартирных домов, путем утверждения актуализированной схемы теплоснабжения, издания постановления «О мерах по подготовке объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства», проведения заседания комиссии по подготовке к отопительному периоду, направления писем о предоставлении информации и проведении дополнительной встречи по подготовке жилищного фонда, проведения внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Агростройсервис», суд отклоняет, поскольку установлено, что положительный результат по ним отсутствует, на момент рассмотрения дела судом тепловая энергия в указанные жилые дома не поставляется по причине непроведения работ по опрессовке и промывке общедомовых инженерных систем теплоснабжения.

Непринятие должных и действенных мер при организации подготовки муниципального жилищного фонда г. Онега к отопительному сезону 2019-2020 г.г. и обеспечению надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» в сфере организации предоставления жилищно-коммунальных услуг и нарушает права неопределенного круга лиц (потребителей).

Ненадлежащее и (или) несвоевременное выполнение работ по подготовке объектов ЖКХ к отопительному периоду 2019-2020 г.г. может привести к нарушению (снижению) уровня надежности теплоснабжения населения в отопительный период, поскольку обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период, не гарантировано.

Нарушение же принципа надежности обеспечения теплоснабжения населения создает угрозу срыва отопительного сезона 2019-2020 г.г. и, как следствие, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В данном случае прокурор воспользовался своим правом на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Предъявление настоящего иска прокурором отвечает требованиям ч. 1 ст. 39 КАС РФ. Основанием для обращения прокурора в суд явилось незаконное бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по подготовке муниципального жилищного фонда г. Онега к отопительному сезону и обеспечению надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей, в результате которого были нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение качественных жилищно-коммунальных услуг. При этом круг лиц не может быть индивидуализирован.

Непосредственная обязанность по принятию нормативных правовых актов в сфере ЖКХ, проведению работ по опрессовке и промывке общедомовых инженерных систем теплоснабжения многоквартирных жилых домов на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» по настоящему делу не возлагается, поэтому не имеется оснований считать, что в данном случае суд вмешивается в нормотворческую либо административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации административным ответчиком полномочий, возложенных на него Федеральным законом, и не ущемляют самостоятельность администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район».

Согласно ст. 188 КАС РФ решение подлежит немедленному исполнению если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

Суд, принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку вопрос обеспечения жилищного фонда теплоснабжением имеет особое значение в условиях районов, приравненных к Крайнему Северу, к которым относится город Онега.

Суд считает, что настоящее решение опубликованию в определенном официальном печатном издании не подлежит (ч. 13 ст. 226 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Онежского межрайонного прокурора Федоровцева И.Д., поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», связанное с непринятием мер по подготовке муниципального жилищного фонда г. Онега по адресам: ул. Беломорская, <...>, ул. Индустриальная, <...>, ул. Лесопильщиков <...> к отопительному сезону 2019-2020 г.г. и обеспечению надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей.

Обязать администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» организовать надежное и бесперебойное теплоснабжение многоквартирных домов г. Онега по адресам: ул. Беломорская, <...>, ул. Индустриальная, <...>, ул. Лесопильщиков <...> путем организации обеспечения промывки и опрессовки общедомовых инженерных систем теплоснабжения.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Онежский городской суд Архангельской области.

Председательствующий подпись А.А. Кузнецов

...

...