Дело № 2а – 426/2021
26RS0020-01-2021-000667-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 года село Кочубеевское
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи - Кайшева А.Е.,
при секретаре судебного заседания - Чесунас В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю к Васину В.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю обратилась в Кочубеевский районный суд Ставропольского края с административным иском к Васину В.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам в общей сумме 1 877,38 руб. В обоснование требований истцом указано, что Васин В.А. зарегистрирован налогоплательщиком, поскольку является собственником недвижимого имущества и транспортного средства, в связи с чем, налоговым органом в его адрес были направлены налоговые уведомления № 565885 от 25.03.2015, № 140335519 от 27.08.2016, от 31.08.2017 № 44697013, с указанием суммы исчисленных налогов, расчета, срока уплаты, налогового периода. В сроки, установленные законодательством, налогоплательщик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога. За неуплату налога в соответствии со ст.75 Налогового Кодекса РФ начислена пеня, и в порядке досудебного урегулирования и на основании ст. 69, 70 НК РФ, налогоплательщику направлены требования об уплате налога и пени № 45623 от 18.10.2015г., № 17107 от 22.12.2016г., № 8140 от 02.03.2018г. об его уплате с указанием суммы исчисленных налогов пени, расчета, срока уплаты, налогового периода. Однако задолженность по налогам была не уплачена.
18.06.2020 года мировым судьей судебного участка № 1 Кочубеевского района Ставропольского края по заявлению ИФНС № 8 России по Ставропольскому краю в отношении ответчика был вынесен судебный приказ № 2а-339-15-458/2020, который 16.09.2020 года отменен в связи с поданными ответчиком возражениями, в связи с чем, просит взыскать с административного ответчика задолженность по обязательным платежам в общей сумме 1 877,38 руб., а также судебные расходы по делу. Одновременно подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю, не явился, указав в административном иске о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя МИФНС, а также направив в суд ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В судебное заседание административный ответчик Васин В.А. надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, об уважительности причин своей неявки суд в известность не поставил, о рассмотрении дела в свое отсутствие и об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.
Обязанность граждан налогоплательщиков, по уплате законно установленных налогов и сборов, закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Таким образом, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства.
Обязанность по уплате налога или сбора в отношении физических лиц прекращается с уплатой налога.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Пунктом 6 статьи 45 Налогового кодекса РФ установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями ст. 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Васин В.А. является собственником недвижимого имущества и транспортного средства, в связи с чем, является налогоплательщиком.
Инспекцией должнику были направлены налоговые уведомления: № 565885 от 25.03.2015 не позднее 01.10.2015 года, № 140335519 от 27.08.2016 по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 года, № 44697013 от 31.08.2017 по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 года, с указанием суммы исчисленных налогов, расчет, срок уплаты, налоговый период. В связи с тем, что налогоплательщик в указанные в
уведомлении сроки не уплатил налог на имущество и транспорт, инспекцией направлены требования об уплате налога и пени: № 45623 от 18.10.2015г. по сроку уплаты до 26 января 2016 года, № 17107 от 22.12.2016г. по сроку уплаты до 31 января 2017г., № 8140 от 02.03.2018г. по сроку до 10 апреля 2018 года, с предложением добровольно оплатить указанные в требованиях суммы. За неуплату сумм налога в срок, установленный законодательством, в порядке статьи 75 НК РФ налогоплательщику начислена пеня. В нарушение статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов налогоплательщиком не исполнена.
18.06.2020 года мировым судьей судебного участка № 1 Кочубеевского района Ставропольского края по заявлению ИФНС № 8 России по Ставропольскому краю в отношении ответчика был вынесен судебный приказ № 2а-339-15-458/2020, который 16.09.2020 года отменен в связи с поданными ответчиком возражениями.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с п.п. 5, 6 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-0-0).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Данные требования Налогового кодекса в полной мере согласуются с общими положениями гражданского законодательства об исчислении сроков исковой давности.
Настоящее административное исковое заявление направлено в Кочубеевский районный суд Ставропольского края 12 марта 2021 года. Одновременно подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, из которого следует, что причиной является выполнение требований части 1 статьи 126 КАС РФ о необходимости приложить к административному исковому заявлению уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. При этом административный истец ссылается на то, что при направлении налоговым органом заказным письмом с уведомлением в адрес административного ответчика указанных документов, возникают проблемы с возвратом данных писем по причине истечения срока хранения почтовых уведомлений, отсутствие адресата. Однако, данные обстоятельства правового значения не имеют, поскольку как установлено, обращение МИФНС России № 8 по Ставропольскому краю к мировому судье с заявлением о взыскании с должника задолженности по обязательным платежам последовало 18 июня 2020 года, то есть за пределами срока обращения, предусмотренного ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ.
Учитывая, что на дату обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении должника, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ срока, и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении процессуального срока на подачу административного иска и удовлетворения административного иска, не имеется.
При этом, суд исходит из того, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 48 НК РФ, ст.ст. 175 – 180, 286, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю к Васину В.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам в общей сумме 1877 рулей 38 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца, со дня принятия его судом в окончательной форме 26 апреля 2021 года путем подачи апелляционной жалобы через Кочубеевский районный суд.
Председательствующий,
судья А.Е. Кайшев