№ 2а-426/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года г. Калязин
Калязинский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Осиповой А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Богословой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Калязинскому хуторскому казачьему обществу Тверского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», ФИО1 о ликвидации общества,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось в Калязинский районный суд Тверской области с административным исковым заявлением Калязинскому хуторскому казачьему обществу Тверского окружного казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», ФИО1 о ликвидации общества.
В обоснование административного иска указано, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, действующим на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в рамках контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций проведен анализ материалов учетного дела Калязинского хуторского казачьего общества Тверского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». В ходе анализа установлено следующее.
На Круге (общем собрании учредителей) 22.06.2013 года принято решение о создании организации, утверждении Устава, избрании органов управления. Учредителями организации выступили 52 физических лиц, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Распоряжением Управления от 19.07.2013 № 474-р принято решение о государственной регистрации создания организации.
Полное наименование: Калязинское хуторское казачьего общество Тверского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 22.06.2013 года, с изменениями 10.01.2014 года. Запись о создании организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 30.07.2013 года за основным государственным регистрационным номером 1136900001237. Адрес места нахождения организации: 171573, <...>. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации, является атаман ФИО1, "__"__ __ г. г.р., место рождения - <адрес>, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Управлением 21.10.2020 года в адрес организации вынесено письменное предупреждение № 04-29/152 за нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 1 Приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» - организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2017, 2018. 2019 годы. В связи с неустранением выявленного нарушения к установленному сроку (02.12.2020 года) постановлением мирового судьи от 24.12.2020 года организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. Сведения об уплате организацией штрафа в Управление не поступали. Управлением 04.08.2021 года в адрес руководящих органов организации вынесено письменное предупреждение № 04-29/63 за нарушение:
ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» - организацией в Управление не представлены документы для внесения изменения в учредительные документы о принадлежности его к Тверскому Отдельскому казачьему обществу; п.3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Приказа Минюста России от 26.05.2020 года № 122 – организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2017, 2018, 2019, 2020 годы. Предупреждение, направленное по адресу места нахождения организации, вернулось в Управление. К установленному в предупреждении сроку (14.09.2021 года ) нарушения организацией не устранены. В предупреждении от 04.08.2021 года Управление информировало организацию о том, что в случае неустранения выявленных нарушений в установленный срок в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Управление вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации.
Таким образом, указывают, что организация на протяжении нескольких лет неоднократно нарушала требования действующего законодательства Российской Федерации. Бездействие руководящих органов организации, неприятие мер, направленных на соблюдение законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что организация не осуществляет мероприятия, направленные на достижение уставных целей.
Просит ликвидировать Калязинское хуторское казачьего общество Тверского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско»; обязать лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, атамана Калязинского хуторского казачьего общества Тверского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» ФИО1 совершить действия по ликвидации Калязинского хуторского казачьего общества Тверского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации; установить срок ликвидации не более шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, в административном исковом заявлении имеется ходатайство о рассмотрении данного административного искового заявления без участия представителя.
Представитель административного ответчика Калязинского хуторского казачьего общества Тверского окружного казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явились, надлежащим образом были извещены о дате, месте и времени судебного заседания, причина неявки суду не известна, возражений относительно административных исковых требований суду не представлено.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, возражений относительно административных исковых требований суду не представлено.
Исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации - это организации, как это закреплено в ст. 2 данного Федерального закона, которые не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют ее между своими участниками - они создаются для целей, направленных на достижение общественных благ.
В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами,
Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Пунктом 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение, заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, действующим на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в рамках контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций проведен анализ материалов учетного дела Калязинского хуторского казачьего общества Тверского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». В ходе анализа установлено следующее.
На Круге (общем собрании учредителей) 22.06.2013 года принято решение о создании организации, утверждении Устава, избрании органов управления. Учредителями организации выступили 52 физических лиц, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Распоряжением Управления от 19.07.2013 № 474-р принято решение о государственной регистрации создания организации.
Полное наименование: Калязинское хуторское казачьего общество Тверского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско».
Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 22.06.2013 года, с изменениями 10.01.2014 года. Запись о создании организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 30.07.2013 года за основным государственным регистрационным номером 1136900001237. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации, является атаман ФИО1, "__"__ __ г. г.р., место рождения - <адрес>, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Управлением 21.10.2020 года в адрес организации вынесено письменное предупреждение № 04-29/152 за нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 1 Приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» - организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2017, 2018. 2019 годы.
В связи с неустранением выявленного нарушения к установленному сроку (02.12.2020 года) постановлением мирового судьи от 24.12.2020 года организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб.
Сведения об уплате организацией штрафа в Управление не поступали. Управлением 04.08.2021 года в адрес руководящих органов организации вынесено письменное предупреждение № 04-29/63 за нарушение: ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» - организацией в Управление не представлены документы для внесения изменения в учредительные документы о принадлежности его к Тверскому Отдельскому казачьему обществу; п.3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Приказа Минюста России от 26.05.2020 года № 122 – организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2017, 2018, 2019, 2020 годы.
Предупреждение, направленное по адресу места нахождения организации, вернулось в Управление. К установленному в предупреждении сроку (14.09.2021 года ) нарушения организацией не устранены. В предупреждении от 04.08.2021 года Управление информировало организацию о том, что в случае неустранения выявленных нарушений в установленный срок в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Управление вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации.
Данные обстоятельства не опровергнуты и свидетельствуют о неоднократном нарушении организацией Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и не осуществлением мероприятия, направленных на достижение уставных целей.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.
В силу п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно п. п. 5 п. 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 года № 14-П по конституционно-правовому смыслу положений ст. 61 ГК РФ предполагается, что санкция - ликвидация юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Поскольку ко дню рассмотрения дела нарушения административным ответчиком не устранены, сведения не представлены, и учитывая длительность нарушения административным ответчиком федеральных законов, невыполнение неоднократных предписаний Управления, а также предоставление достаточных для этого сроков суд расценивает допущенные нарушения как неоднократные и грубые, что в силу закона является основанием ликвидации Калязинского хуторского казачьего общества Тверского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско».
Оценив имеющиеся в деле доказательства, которым дана правовая оценка, по правилам ст. 84 КАС РФ, суд полагает, что заявленные административные требования подлежат удовлетворению.
Разрешая спор и удовлетворяя заявление, суд так же исходит из того, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика последним не опровергнуты и дают правовые основания для его ликвидации.
Согласно ч. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В связи с чем, подлежат удовлетворению заявленные требования о возложении обязанностей по ликвидации некоммерческой организации.
Так же, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку находит его разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Калязинскому хуторскому казачьему обществу Тверского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», ФИО1 о ликвидации общества удовлетворить.
Ликвидировать Калязинское хуторское казачье общество Тверского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско».
Обязать лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, ФИО1 совершить действия по ликвидации Калязинского хуторского казачьего общества Тверского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско».
Установить срок исполнения решения суда - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Калязинский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Осипова
Решение в окончательной форме принято судом 10.01.2022 г.
№ 2а-426/2021