ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-426/2022 от 10.06.2022 Адамовского районного суда (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Адамовка 10 июня 2022 года

Адамовский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Никиткиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой И.И.,

с участием административного истца старшего помощника прокурора Адамовского района Оренбургской области Шалдаевой Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Адамовского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства и обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Адамовского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области, указав, что в ходе проверки соблюдения администрацией муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области законодательства о государственной и муниципальной собственности в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что на территории МО Адамовский поссовет расположены объекты жилищно – коммунального хозяйства: газопроводы в п. <данные изъяты> расширение системы газораспределения ул. <данные изъяты> расширение системы газораспределения к котельной школы (377 м). расширение системы газораспределения к жилым домам по ул. <данные изъяты> расширение системы газораспределения к жилым домам по улице <данные изъяты> м), расширение системы газораспределения <данные изъяты> расширение системы газораспределения к жилым домам по <данные изъяты> расширение системы газораспределения по <данные изъяты> расширение системы газораспределения по <данные изъяты> подвод к дому (расширение системы), которые на кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности на них не оформлено. Вместе с тем, организация газоснабжения является прямой обязанностью органа местного самоуправления.

В связи с указанными обстоятельствами просит признать незаконным бездействие администрации МО Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области по непринятию мер по постановке на кадастровый учет вышеуказанных объектов, расположенных на территории Адамовского поссовета Адамовского района и обязать административного ответчика в срок до 01.05.2023 принять меры по оформлению права муниципальной собственности на указанные объекты жилищно – коммунального хозяйства.

При рассмотрении дела судом прокурор уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации МО Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области по непринятию мер по постановке на кадастровый учет объектов жилищно – коммунального хозяйства: газопроводы в <данные изъяты>), расширение системы газораспределения <данные изъяты> расширение системы газораспределения к котельной школы <данные изъяты> расширение системы газораспределения к жилым домам по <данные изъяты>), расширение системы газораспределения к жилым домам по <данные изъяты> расширение системы газораспределения <данные изъяты> расширение системы газораспределения к жилым домам по <данные изъяты> расширение системы газораспределения по <данные изъяты> расширение системы газораспределения <адрес>; газопровод <адрес>, газопровод <адрес>; газоснабжение <адрес> подвод к дому (расширение системы) и обязать административного ответчика в срок до 01.05.2023 принять меры по оформлению права муниципальной собственности на указанные объекты жилищно – коммунального хозяйства.

В судебном заседании административный истец – старший помощник прокурора Адамовского района Шалдаева Л.К. административные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области в судебном заседании участия не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора Адамовского района в уточненном виде – признал.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав административного истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя данное право, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в ч. 1 ст. 4 и ст. 218 устанавливает, что заинтересованные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях предусмотренных законодательством.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами

В соответствии с п. 1 ст. 255 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Пункт 8 и п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают, что к вопросам местного значения поселения относятся в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В силу п. 9.2 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» одним из условий предоставления финансовой поддержки из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на капитальный ремонт многоквартирных домов, переселение граждан из ветхих, непригодных для проживания жилых домов, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры является наличие зарегистрированных прав собственности на все объекты электроэнергетики и (или) объекты коммунальной инфраструктуры, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, являются недвижимым имуществом, используются для производства и транспортировки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов), и находятся на территориях муниципальных образований, в которых предполагается реализация региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, либо наличия утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации графиков регистрации прав государственной или муниципальной собственности на указанные объекты с учетом необходимости завершения государственной регистрации таких прав не позднее 01 января 2016 года, включая сроки осуществления необходимых действий по государственной регистрации прав на указанные объекты, являющиеся бесхозяйным имуществом, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры после 01 января 2013 года.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на территории муниципального образования Адамовский поссовет имеются: газопроводы в п. <данные изъяты>), расширение системы газораспределения к жилым домам по ул. <данные изъяты> расширение системы газораспределения к жилым домам по улице <данные изъяты> м), расширение системы газораспределения <данные изъяты> расширение системы газораспределения к жилым домам по <данные изъяты> расширение системы газораспределения по <данные изъяты> расширение системы газораспределения <адрес>; газопровод <адрес>, газопровод <адрес>; газоснабжение <адрес> подвод к дому (расширение системы).

Вместе с тем, с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет данных объектов недвижимости, а также о государственной регистрации права собственности на него, администрация муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области в Управление Росреестра по Оренбургской области не обращалась, в реестре муниципальной собственности муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области, данные объекты недвижимости не состоят.

Каких-либо доказательств, опровергающих факт отсутствия регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности на указанные внутрипоселковые газопроводы, административным ответчиком суду не представлено.

Таким образом, со стороны административного ответчика имеет место бездействие, которое выразилось в непринятии мер по постановке на учет вышеуказанных объектов. Данное бездействие ставит под угрозу нарушения прав жителей муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района и иных лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации, а также на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, определенных статьей 18 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Кроме того, не совершение действий по государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные объекты не позволяет надлежащим образом осуществлять его содержание.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Адамовского района Оренбургской области является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

административный иск прокурора Адамовского района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно – коммунального хозяйства: <данные изъяты>), расширение системы газораспределения ул<данные изъяты> расширение системы газораспределения к котельной школы (337 м), расширение системы газораспределения к жилым домам по ул. <данные изъяты> расширение системы газораспределения к жилым домам по улице <данные изъяты> м), расширение системы газораспределения <данные изъяты> расширение системы газораспределения к жилым домам по <данные изъяты>), расширение системы газораспределения по <данные изъяты> расширение системы газораспределения <адрес>; газопровод <адрес>, газопровод <адрес>; газоснабжение <адрес> подвод к дому (расширение системы).

Обязать администрацию муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области в срок до 01 мая 2023 года принять меры по оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно – коммунального хозяйства: газопроводы в <данные изъяты> расширение системы газораспределения <данные изъяты> расширение системы газораспределения к котельной школы (337 м), расширение системы газораспределения к жилым домам по <данные изъяты> расширение системы газораспределения к жилым домам по <данные изъяты>), расширение системы газораспределения <данные изъяты> расширение системы газораспределения к жилым домам по <данные изъяты> расширение системы газораспределения по ул. <данные изъяты> расширение системы газораспределения <адрес>; газопровод <адрес>, газопровод <адрес>; газоснабжение <адрес> подвод к дому (расширение системы).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Адамовский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 15 июня 2022 года.

Судья подпись Е.А. Никиткина.

Копия верна:Судья:

Секретарь: