ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-426/2023 от 01.11.2023 Рыльского районного суда (Курская область)

УИД 46RS0020-01-2023-000572-68

Дело Э№2а-426/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рыльск 01 ноября 2023 года

Рыльский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Вензенко Н.В.,

с участием представителя административного истца - заместителя прокурора Рыльского района Курской области Милоновой И.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладкий Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рыльского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Нехаевский сельсовет» Рыльского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Рыльского района Курской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Нехаевский сельсовет» Рыльского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в не разработке и утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий и обязании принять меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Рыльского района проведен мониторинг исполнения требований законодательства о нотариате, в ходе которой в деятельности муниципального образования «Нехаевский сельсовет» Рыльского района Курской области выявлены нарушения. В ходе проведенного 21.09.2023 прокуратурой района мониторинга установлено, что на территории муниципального образования нотариус деятельность не осуществляет, при этом в муниципальном образовании не разработан и не утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по совершению отдельных нотариальных действий, предусмотренных ст.37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Его отсутствие влечет неопределенность в деятельности по совершению нотариальных действий, нарушает права неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения отражены прокуратурой района во внесенном 21.09.2023 в адрес администрации Нехаевского сельсовета Рыльского района представлении, которое рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения не устранены, что и послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Милонова И.И. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить, пояснив, что сведений об устранении допущенных нарушений в настоящее время не имеется.

Представитель административного ответчика - муниципального образования «Нехаевский сельсовет» Рыльского района Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени заседания уведомлен надлежащим образом, в своем заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования признает в полном объеме.

Так как лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, явка административного ответчика в судебное заседание не признана судом обязательной, то на основании статьи 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной.

Выслушав представителя административного истца, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что при получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.

Согласно ч. ч. 1, 15 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131–ФЗ) органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.

Согласно п. 6 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно ч. 4 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в поселении, в котором нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения.

В силу ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате должностные лица местного самоуправления, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в соответствующих поселении, населенном пункте: удостоверять доверенности, за исключением доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом; принимать меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; свидетельствовать подлинность подписи на документах; удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи; удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; удостоверяют время предъявления документов; удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе; удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

В ходе проведения мониторинга прокуратурой установлено, что в нарушение требований законодательства о нотариате на территории муниципального образования «Нехаевский сельсовет» Рыльского района Курской области нотариус деятельность не осуществляет.

При этом, органом местного самоуправления в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 131, ч. 4 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате административный регламент предоставления на территории поселения муниципальной услуги по совершению нотариальных действий не утвержден и не принят, несмотря на то что, указанная услуга связана с деятельностью органа местного самоуправления по решению вопросов, отнесенных к вопросам местного значения поселения.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района 21.09.2023 в адрес муниципального образования «Нехаевский сельсовет» Рыльского района Курской области вынесено представление, однако нарушения остаются до настоящего времени не устраненными.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: представлением прокурора Рыльска района об устранении нарушений законодательства о нотариате от 21.09.2023 №105-2023, письмом заместителя главы Нехаевского сельсовета Рыльского района Примаковой Н.С. от 28.09.2023 № 184, Уставом МО «Нехаевский сельсовет» Рыльского района Курской области.

Выявленные нарушения свидетельствуют о бездействии административного ответчика по исполнению законодательства о нотариате.

Отсутствие разработанного и утвержденного административного регламента по предоставлению данной муниципальной услуги влечет неопределенность в деятельности по совершению нотариальных действий, что может привести к злоупотреблению со стороны должностных лиц администрации.

Учитывая характер заявленных требований, суд полагает возможным установить ответчику срок исполнения решения суда согласно требованиям, изложенным в административном исковом заявлении.

Разрешая вопрос о понесенных сторонами процессуальных издержках, суд учитывает, что в силу пунктов 9 и 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор Рыльского района Курской области и МО «Нехаевский сельсовет» Рыльского района Курской области освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Рыльского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Нехаевский сельсовет» Рыльского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить нарушения законодательства о нотариате - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «Нехаевский сельсовет» Рыльского района Курской области, выразившееся в не разработке и утверждения административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий.

Обязать муниципальное образование «Нехаевский сельсовет» Рыльского района Курской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Рыльский районный суд Курской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться 07.11.2023.

Председательствующий судья: Н.В. Вензенко