ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4272/18 от 12.11.2018 Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-4272/2018

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

12 ноября 2018 года г. Ростов-на-Дону

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Масягиной Т.А.,

при секретаре Кравцовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-4272/18 по административному исковому заявлению прокурора <данные изъяты> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области, заинтересованное лицо Банк России (Департамент противодействия недобросовестным практикам) о признании информации, размещенной в сети интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, чтопрокуратурой <данные изъяты> в результате проведенного мониторинга информации, размещаемой в сети Интернет, на соответствие требованиям действующего законодательства, выявлены нарушения в сфере осуществления группой компаний под брендом «<данные изъяты>» деятельности при оказании физическим и юридическим лицам финансовых услуг. В ходе проведенной проверки были выявлены два сайта, использующиеся на распространения на территории Российской федерации информации об оказываемых услугах группой компаний под брендом «<данные изъяты>», имеющей признаки «финансовой пирамиды». Информация о деятельности группы компаний размещена на сайтах «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>». На сайте «<данные изъяты>» неограниченному кругу лиц предлагается участие в инвестиционных проектах, предлагаемых компанией «<данные изъяты>». «<данные изъяты>» занимается торговлей на самых крупных биржевых площадках всего мира. В соответствии с условиями заключаемого договора доверительного управления финансовыми средствами «<данные изъяты>» обязуется принять в управление финансовые средства физического лица и управлять ими в течение срока действия договора. Компания «<данные изъяты>» не получала лицензии Банка России на осуществление деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, не имеет права на осуществление данной деятельности на территории Российской Федерации и на распространение информации о своей деятельности и предоставляемых услугах среди неограниченного круга лиц. Для получения займа на сайте <данные изъяты>» потенциальному клиенту достаточно заполнить анкету. Во вкладке «<данные изъяты>» указанного сайта позиционируется <данные изъяты>» (ИНН ), которое по данным государственного реестра микрофинансовых организаций, исключено из данного реестра ДД.ММ.ГГГГ. Информация, размещенная на сайте «<данные изъяты>» вводит в заблуждение потенциальных клиентов, привлекаемых группой компаний, и свидетельствует о возможном нелегальном характере декларируемых операций. Сайты «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» могут быть использованы для предоставления услуг субъекта микрофинансовой деятельности и профессионального участника рынка ценных бумаг без соответствующего разрешения (лицензии) на территории Российской федерации. На основании изложенного, административный истец просил суд признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайтах «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Представитель административного истца – помощник прокурора <адрес>ФИО3, в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ФИО4, действующая на сновании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явилась, просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-­телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Из ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать, указанные сайты в сети «Интернет».

В силу пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года N 575, оператор обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

Соответственно, услуги, предоставляемые пользователям, включая передачу информации посредством сети Интернет, должны отвечать требованиям закона.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес>, в связи с поступившим обращением первого заместителя председателя Центрального Банка РФ ФИО5, был проведен мониторинг информации, размещаемой в сети Интернет, на соответствие требованиям действующего законодательства, в результате которого, выявлены нарушения в сфере осуществления группой компаний под брендом «<данные изъяты>» деятельности при оказании физическим и юридическим лицам финансовых услуг.

В ходе проведенной прокуратурой проверки были выявлены два сайта, использующиеся на распространения на территории Российской федерации информации об оказываемых услугах группы компаний под брендом «<данные изъяты>», имеющей признаки «финансовой пирамиды».

Информация о деятельности группы компаний размещена на сайте «www.cashbery.com», где неограниченному кругу лиц предлагается участие в инвестиционных проектах, предлагаемых компанией «<данные изъяты>» (зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>, номер свидетельства ). Компания «<данные изъяты>» занимается торговлей на самых крупных биржевых площадках всего мира. В соответствии с условиями заключаемого договора доверительного управления финансовыми средствами «<данные изъяты>» обязуется принять в управление финансовые средства физического лица и управлять ими в течение срока действия договора.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментам.

В ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» указано, что профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3 - 5, 7 и 8 настоящего Федерального закона.

Из п. 1 ст. 39 Федерального закона от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» следует, что все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в статьях 3 - 5, 7 и 8 настоящего Федерального закона, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Банком России, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи.

Право на осуществление отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг может быть предоставлено государственной корпорации федеральным законом, на основании которого она создана (ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Пунктом 6.1 ст. 51 Федерального закона от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» предусмотрено, что иностранные организации, их представительства и филиалы не вправе осуществлять деятельность некредитных финансовых организаций, в том числе деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также предлагать услуги иностранных организаций на финансовых рынках неограниченному кругу лиц на территории Российской Федерации или распространять информацию о таких организациях и (или) об их деятельности среди неограниченного круга лиц на территории Российской Федерации

Компания «<данные изъяты>» не получала лицензии Банка России на осуществление деятельности профессионального участка рынка ценных бумаг, не имеет права на осуществление данной деятельности на территории Российской Федерации и на распространение информации о своей деятельности и предоставляемых услугах среди неограниченного круга лиц на территории Российской Федерации.

В ходе проверки деятельности компании «<данные изъяты>» проведен анализ сайта «<данные изъяты>», на котором размещена информация о получении займа. Для получения займа потенциальному клиенту достаточно заполнить анкету. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заполнено анкет. Во вкладке «Контакты» данного сайта позиционируется <данные изъяты>» (ИНН ), которое по данным государственного реестра микрофинансовых организаций, исключено из данного реестра ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.12.2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Не являясь легальным участником финансового рынка, <данные изъяты>» не имеет право на осуществление операций по предоставлению микрозаймов и на распространение информации о своей деятельности и предоставляемых услугах среди неограниченного краг лиц на территории Российской Федерации.

Размещенная на сайтах «<данные изъяты> и «<данные изъяты>» информация вводит в заблуждение потребителей финансовых услуг, создавая иллюзию их законности и угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Граждане Российской Федерации могут беспрепятственно пройти процедуру регистрации на указанных сайтах и получить доступ к предлагаемым услугам. Сайты «<данные изъяты>» и «<данные изъяты> могут быть использованы для предоставления услуг субъекта микрофинансовой деятельности и профессионального участника рынка ценных бумаг соответственно без соответствующего разрешения (лицензии) на территории Российской Федерации.

На указанных сайтах также содержится информация о деятельности группы «<данные изъяты>», обучающие материалы. Сайты имею схожее оформление, целевой аудиторией является русскоязычное население, сведения о предоставления услуг опубликованы юридическим лицо, зарегистрированным на территории иностранного государства. Сайты предоставлены на русском языке, контактные телефонные номера, зарегистрированы на территории Российской Федерации. Содержание размещенной на сайтах информации не позволяет идентифицировать юридических лиц, предоставляющих услуги. Размещенная информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к финансовым услугам. Гражданам Российской Федерации на данных сайтах предлагается заключение сделок, направленных на инвестиционную деятельность, со стороны юридических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии и не являющихся членами саморегулируемой организации.

Частью 3 ст. 18.17 Кодекса РФ об АП предусмотрена административная ответственность за несоблюдение юридическим лицом, его филиалом или представительством установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

Согласно ст. 14.56 Кодекса РФ об АП осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими право на ее осуществление, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Информация о предоставлении услуг профессионального участника рынка ценных бумаг, а также услуг микрофинансирования, распространяемая в том числе с использованием сети «Интернет» среди неограниченного круга лиц на территории Российской Федерации на сайтах «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» организациями, не являющимися легальными участниками финансового рынка Российской Федерации, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Размещение на сайтах сети «Интернет» данной информации грубо нарушает запреты, установленные положениями Федерального закона от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Федерального закона от 21.12.2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

Предоставление возможности доступа к интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В целях ограничения доступа к информации на указанных страницах сайта необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых, адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На момент проверки указатель таких сайтов в этом реестре отсутствует.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, Муниципальных образований.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования административного искового заявления прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области, заинтересованное лицо Банк России (Департамент противодействия недобросовестным практикам) о признании информации, размещенной в сети интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайтах «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2018 года.

Судья: