ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4273/20 от 29.09.2020 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-4273/2020

УИД: 54RS0007-01-2020-004472-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г.Новосибирска

В составе:

Председательствующего судьи Поздняковой А.В.,

при секретаре Гергерт А.А.,

с участием помощника судьи Мухаревой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Курилова Н. А. к УФАС по <адрес> о признании незаконным Решения УФАС по <адрес> об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе,

установил:

Курилов Н.А. обратился в суд с административным иском к УФАС по <адрес> о признании незаконным Решения УФАС по <адрес> об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

В обоснование иска указал, что истец является собственником <адрес>, расположенной по адресу <адрес> труда, <адрес>. На фасаде многоквартирного дома незаконно Общество с ограниченной ответственностью «ПИН ПЛЮС» (<адрес> ИНН 5404046183) незаконно разместила рекламную конструкцию в виде прямоугольника 5х1м общей площадью информационного поля 5 кв.м. с внутренней подсветкой с текстом «Пиво пей для друзей». ООО «ПИН ПЛЮС» арендует нежилое помещение в многоквартирном доме под магазин торговой сети разливного пива «ПивоПей». «21» мая 2020г. с помощью электронного сервиса Госуслуги истец обратился в Управление по <адрес> Федеральной антимонопольной службы (далее ФАС) с жалобой на нарушение указанной конструкцией законодательства РФ о рекламе. На обращение, зарегистрированное за номером <данные изъяты> от 22.05.2020г., ФАС дала ответ, что указанная на конструкции информация не является рекламной и на неё не распространяются положения Федерального закона «О рекламе». С указанным ответом ФАС на обращение истец не согласен по следующим основаниям. Указанная выше конструкция в соответствии с договором <данные изъяты> от 19.02.2018г. на установку и эксплуатацию между ФГУП «ЖКХ ННЦ» (управляющей организацией нашего многоквартирного дома) и ООО «ПИН ПЛЮС» является рекламной. ООО «ПИН ПЛЮС» поименовано в договоре в качестве Рекламораспространителя. Предмет договора - предоставление за плату во временное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> труда, 11, для установки и эксплуатации наружной рекламной конструкции размером 5x1 м общей площадью информационного поля 5 кв.м. с внутренней подсветкой. Макет и месторасположение рекламной конструкции приведены в приложении к данному договору. Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" от /дата/ № 38-ФЗ рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы. Таким образом, на фасаде дома была размещена именно рекламная конструкция, которая в соответствии с требованиям закона о рекламе должна использоваться исключительно в целях рекламы. Следовательно, данная рекламная конструкция прямо содержит рекламу пива и магазина по продаже пива (алкогольной продукции). О том, что фраза «ПивоПей для друзей», размещенная на рекламной конструкции, является рекламой и при этом рекламой алкогольной продукции свидетельствует следующее. Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" от /дата/ № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. На конструкции, установленной на фасаде дома, содержится информация «ПивоПей для друзей». Фраза «для друзей» расположена отдельно и помещена в изображение футбольного мяча. При этом в ответе Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> неверно указана информация, которая содержится на конструкции: «Пиво пей с друзьями», что уже указывает на ненадлежащую проверку по заявлению. Кроме того, ФАС в ходе проверки даже не установили владельца рекламной конструкции (ООО «ПИН ПЛЮС», а сослались на сведения из сервиса «ДубльГис. Новосибирск», согласно которым по «адресу <адрес> труда, 11 осуществляет деятельность организация: магазин сети разливного пива «Пиво пей».». Фраза «ПивоПей» является наименованием магазина сети разливного пива, принадлежащем ООО «ПИН ПЛЮС». Однако фраза «для друзей», которая расположена в изображении футбольного мяча не является частью наименования магазина (продавца), а служит для того, чтобы привлечь внимание неограниченного круга лиц (потенциальных покупателей) к продавцу (магазину с наименованием «ПивоПей», принадлежащему ООО «ПИН ПЛЮС»). В фразе «ПивоПей для друзей» привлекается внимание сразу и к продаваемому товару -к пиву, и к продавцу товара - магазину, имеющему созвучное название «ПивоПей». То есть само наименование магазина содержит в себе рекламу пива и направлено на побуждение неограниченного круга лиц пить пиво. Согласно п. 13.1. ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от /дата/ № 171-ФЗ пиво -алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Согласно п. 5 ч. 2 Согласно ст. 21 закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. То есть закон прямо запрещает размещение рекламы пива на фасаде многоквартирного дома. Согласно ч. 3. ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Рекламная конструкция «ПивоПей для друзей» такую информацию не содержит, что являются грубым нарушением Закона о рекламе. В своем ответе ФАС указывает, что информация, содержащаяся на конструкции, «Пиво пей с друзьями*» (*примечание: неверное указание фразы), не носит рекламный характер и ссылается на п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона «О рекламе» и Письмо ФАС от /дата/ № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама». Действительно, согласно п. 5 ч. 2 ст. 2 1. Закона о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. В письме ФАС № АК/92163/17 указано, что информация, не содержащая указания на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес, не признается рекламой. Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях. Управление ФАС по <адрес> неверно трактует фразу, содержащуюся на рекламной конструкции. Фраза «ПивоПей для друзей» прямо выделяет объект рекламирование - продавца, магазин с названием «ПивоПей». Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения. То есть в отношении продавца (магазина «ПивоПей») распространяются специальные требования и ограничения, установленные Законом о рекламе в отношении рекламы пива. Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от /дата/ "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. Однако фраза «ПивоПей для друзей» не является размещением наименования (коммерческого обозначения), не является вывеской или указателем, так как название магазина «ПивоПей» содержит добавочную фразу «для друзей», которая размещена в целях сформировать интерес к продавцу - магазину «ПивоПей» в целях продвижения на рынке. Кроме того, как указано выше, само наименование магазина содержит рекламу товара - пива (алкогольной продукции). В соответствии с п.1 ч.1 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания или личного успеха. Указанная рекламная конструкция рекламирует алкогольную продукцию- пиво, связывая его потребление с обретением друзей. Фраза «ПивоПей для друзей», размещенная на рекламной конструкции фасада МКД, вызывает очевидную ассоциацию с данным магазином «ПивоПей» и побуждает людей покупать и пить пиво, а фраза «для друзей» также формирует у покупателей представление о том, что пить пиво лучше в компании друзей. Данная фраза связывает потребление пива с обретением друзей. Кроме того, размещение фразы «для друзей» в изображении футбольного мяча. В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от /дата/ "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" указано, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака). В этом случае данная информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров. ФАС при проведении проверки по обращению, ссылаясь на Письмо ФАС от /дата/ № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» о том, что фраза «ПейПиво для друзей» не является рекламой, а является вывеской, не учла положения этого же Письма ФАС, в котором указано, что конструкции, содержащие различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, а фраза «для друзей» не является обязательной к размещению на вывесках, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона "О рекламе", в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А28-12028/2016, N А43-17212/2015, N А51-3119/2010, N А51-7177/2009. Рекламная конструкция на фасаде нашего многоквартирного дома расположена незаконно. Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ). Согласно п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. В договоре <данные изъяты> на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 19.02.2018г. между ФГУП «ЖКХ ННЦ» (управляющей организацией нашего МКД) и ООО «ПИН ПЛЮС» в п. 1.2. указано, что основанием для заключения настоящего Договора является согласие собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> (протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома « 11 по <адрес> труда в <адрес>, проведенного в форме заочного голосования от 21.12.2017г. Согласно ч. 9 и ч. 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выданного органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. Ни ООО «ПИН ПЛЮС», ни управляющая организация дома разрешения на установку рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома не получали, что является нарушением закона о рекламе. Однако данное обстоятельство ФАС проигнорировано. Таким образом, Решение Управления ФАС по <адрес> от 29.05.2020г. об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе является незаконным. Согласно статье 52 Федерального закона от /дата/ № 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного просит признать незаконным Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от <данные изъяты>. э об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по <адрес> провести надлежащую проверку и привлечь виновных лиц к административной ответственности за нарушение закона о рекламе.

Истец в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований в полном объеме, ввиду того, что постановления об отказе в удовлетворении жалобы не выносилось, нормативного акта, который мог был быть обжалован в судебном порядке не выносилось.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец является собственником <адрес>, расположенной по адресу <адрес> труда, <адрес>.

Как указывает административный истец, на фасаде многоквартирного дома незаконно Общество с ограниченной ответственностью «ПИН ПЛЮС» (<адрес> ИНН 5404046183) разместила рекламную конструкцию в виде прямоугольника 5х1м общей площадью информационного поля 5 кв.м. с внутренней подсветкой с текстом «Пиво пей для друзей».

«21» мая 2020 с помощью электронного сервиса Госуслуги истец обратился в Управление по <адрес> Федеральной антимонопольной службы (далее ФАС) с жалобой на нарушение указанной конструкцией законодательства РФ о рекламе.

На обращение, зарегистрированное за номером <данные изъяты>., ФАС дала ответ, что указанная на конструкции информация не является рекламной и на неё не распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

Ответом Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> (Новосибирское УФАС России) от /дата/э, Курилов И,А. был уведомлен о том, что в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения на внешней стороне здания, расположенного по адресу: <адрес> рекламной конструкции с текстом «Пиво пей для друзей » отказано в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

Административный истец считает незаконным решение Новосибирскою У ФАС России от /дата/э.

В Новосибирское УФАС России от Курилова П.А. поступило обращение о нарушении положений Федерального закона от /дата/ N2 38-ФЗ «О рекламе». В указанном обращении Курилов Н.А. сообщил, что ООО «ПИН ПЛЮС» на внешней стене здания по адресу <адрес> труда разместило рекламную конструкцию и просил принять меры для пресечения нарушений законодательства РФ о рекламе, применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.

На основании сведений, размещенных на сервисе «Дубльгис. Новосибирск» в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г, Новосибирск, <адрес> труда, д, 11, осуществляет деятельность организация; магазин сети разливного пива «Пиво Пей». Следовательно, «Пиво Пей» является наименованием магазина, коммерческим обозначением организации.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, н любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования» формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе», настоящий Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы от /дата/<данные изъяты>/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама», не является рекламой размещение наименование (коммерческого обозначения) организации н месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информация о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или подоконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания» являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация.

Следовательно, данная информация не является рекламной и на нее не распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от /дата/ К» 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, режим работы, а согласно статье 10 названного Закона изготовитель (исполнитель, продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора,

В силу абзаца 5 пункта I Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от /дата/ «О некоторых вопросах практики применении арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее Постановление от /дата/) не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Исходя из изложенного, не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые продавцом в соответствии со статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от /дата/ Ив 2300-1 «О защите прав потребителей».

Поскольку наименование магазина «Пиво Пей» размещено в месте фактического нахождения организации, то такая информация не является рекламой. Подобное расположение информации соответствует обычаям делового оборота.

Исхода из изложенного, целью размещении данной информации является информирование о фактическом местонахождении организации и месте входа в магазин.

Кроме того, указание на вывеске- «для друзей» не направлено на привлечение внимания к магазину, не служит целям продвижения его деятельности на рынке.

В соответствии с п.п.б п.17 Антимонопольный орган вправе отказать в возбуждении дела в случае, если отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Новосибирским УФАС России было установлено, что указанная информация не является рекламной, то рассмотрение но существу доводов, приводимых в обращении не производилось.

На основании изложенного, суд полагает необходимым отказать Курилову Н.А. в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Курилову Н. А. - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Позднякова А.В.