РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Сафронова М.М., при секретаре судебного заседания Рогожкиной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Омской области о признании незаконным отказа в выдаче паспорта гражданина РФ и заключения по материалам проверки, возложении обязанности,
В судебном заседании приняли участие:
от административного истца – ФИО1 (по заграничному паспорту), ФИО2 (по ордеру, удостоверению),
от административного ответчика УМВД России по Омской области – ФИО3 (по доверенности, л.д. ),
У С Т А Н О В И Л:
08.12.2020 ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к УМВД России по Омской области.
В обоснование административного иска указала, что является уроженкой <адрес> До 1992 года проживала в Казахстане, где ей в 1991 был выдан паспорт по достижении 16 лет, после чего осенью 1992 года она приехала в Российскую Федерацию, г.Омск с целью получения высшего образования в Омском государственном университете. В период обучения в университете до весны 1995 она имела временную регистрацию в общежитии по <адрес>
Летом 1995 года она вышла замуж и обратилась за заменой паспорта, в связи со сменой фамилии после регистрации брака и одновременно подала заявление о принятии в гражданство РФ.
В августе 1995 года, как указывает административный истец, она получила первый паспорт гражданина РФ, а летом 1997 года – первый загранпаспорт.
В дальнейшем административным истцом еще дважды был получен паспорт гражданина РФ и загранпаспорт гражданина РФ, также ФИО1 была поставлена на учет как налогоплательщик, дважды был зарегистрирован брак и рождение детей, а также зарегистрированы права на недвижимое имущество. Помимо этого, административному истцу было выдано водительское удостоверение, которое она меняла в 2013 году.
Поскольку 11.09.1975 года административному истцу исполнилось 45 лет, возникла необходимость в замене паспорта гражданина РФ.
21.09.2020 года ФИО1 обратилась в БУ МФЦ САО города Омска с соответствующим заявлением, приложив необходимые для замены паспорта документы.
30.09.2020 ФИО1 был получен ответ № № на обращение, в котором указано, что в настоящее время выдать паспорт гражданина не представляется возможным, так как не определено наличие гражданства РФ, поскольку не имеется подтверждения постоянной регистрации на территории РФ по состоянию на 06.02.1992, отсутствуют сведения о приобретении гражданства РФ в установленном законом порядке.
13.10.2020 административным истцом было получено сообщение № № из 4 отделения отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Омску, в котором указано, что принадлежность ФИО1 к гражданству РФ не подтверждена, установлено, что гражданкой РФ она не является. Заключение по материалам проверки административному истцу выдано не было, поскольку данный документ предназначен для служебного пользования.
С данным отказом, выраженном в письме 4 отделения по вопросам миграции УМВД России по Омской области от 13.10.2020 года Исх. № №, ФИО1 выражает несогласие, полагает, что является гражданином РФ и в 1995, 1999, 2000 годах она получила паспорта гражданина РФ на законных основаниях.
На основании вышеизложенного, просит суд признать незаконными отказ в выдаче паспорта гражданина РФ, выраженный в письме начальника 4 отделения по вопросам миграции УМВД России по Омской области от 13.10.2020 года исх. №№, и заключение по материалам проверки, проведенной в отношении ФИО1, а также возложить обязанность на административного ответчика устранить допущенное нарушение прав административного истца и выдать ей паспорт гражданки РФ (л.д.8-11).
В судебном заседании административный истец ФИО1, ее представитель ФИО2 требования уточнили, указав, что ими не оспаривается письмо начальника 4 отделения по вопросам миграции УМВД России по Омской области от 13.10.2020 года исх. №№. В остальной части требования поддержали.
Представитель административного ответчика УМВД России по Омской области ФИО3 требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать. Поддержала доводы письменных возражений, в которых указала, что признать ФИО1 гражданкой РФ в настоящее время не представляется возможным, поскольку не установлен факт ее постоянного проживания на территории РФ по состоянию на 06.02.1992 год; информация о приобретении гражданства РФ административным истцом в информационных системах Министерства иностранных дел Российской Федерации отсутствует. В результате проведенной в отношении административного истца проверки, лицом, изменившим гражданство на территории РФ и за ее пределами ФИО1 не значится. ФИО1 было рекомендовано обратиться с заявлением о признании ее гражданином РФ. Более того, оспариваемое письмо не является отказом в выдаче паспорта и носит рекомендательный и разъяснительный характер и направлено с соблюдением порядка проведения проверок и в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок рассмотрения обращения граждан (л.д. 29-35).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
В силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации ранее устанавливались Законом Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», вступившим в законную силу 06.02.1992 года.
В соответствии с п. «г» ст. 18 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 (ред. от 06.02.1995, с изм. от 16.05.1996) «О гражданстве Российской Федерации» граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации, имели право на приобретение гражданства Российской Федерации в порядке регистрации.
По смыслу главы III Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 (ред. от 06.02.1995, с изм. от 16.05.1996) «О гражданстве Российской Федерации», процедуры установления гражданства отсутствующим данный Закон не предусматривал, устанавливая лишь отмену решения о приеме в гражданство Российской Федерации в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, в течение 5 лет.
На момент документирования административного истца в 1999 году паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605.
Данной Инструкцией было предусмотрено, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11).
В силу пункта 13 упомянутой инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 названной инструкции среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).
В силу пункта 21 Инструкции поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.
После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П (пункт 23).
Согласно ст. 42 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Пункты 51, 52 Положения предполагают проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Согласно пункту 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 13.11.2017 № 851.
Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в постановлении от 12 июня 2018 г. по делу «ФИО4 и ФИО5 против Российской Федерации», изъятие выданного ранее в установленном порядке внутреннего паспорта в связи с отсутствием регистрационных записей о том, что лицу когда-либо предоставлялось гражданство Российской Федерации, свидетельствует о небрежном отношении властей к процедуре предоставления гражданства, выражающемся в отсутствии четких процедур и единых баз данных. Данные обстоятельства приводят к вмешательству в частную жизнь и нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Судом установлено, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, прибыла на территорию Российской Федерации из г.Павлодар Республики Казахстан в 1992 году. Осенью 1992 года поступила в Омский государственный университет, оформила временную регистрацию в общежитии по ул.Пригородная.
В 1995 году зарегистрировалась по месту жительства в г.Называевске Омской области.
03.06.1995 ФИО6 вступила в брак с КЕВ, в результате которого ей была присвоена фамилия мужа – ФИО8 (л.д.21).
В связи с изменением установочных данных (вступлением в брак и изменением фамилии) 25.08.1995 ФИО7 документирована Называевским ГОВД Омской области паспортом гражданина СССР серии <данные изъяты> на основании паспорта гражданина СССР серии <данные изъяты>, выданного 19.09.1991 ОВД Индустриального района г.Павлодара. В пункте 7 заявления о выдаче паспорта по форме № 1 ФИО8 было указано: «не состояла в гражданстве иностранного государства» (л.д.38).
В 1997 году выбыла из г.Называевска Омской области в г.Омск, где проживает по настоящее время.
01.02.1999 брак между ФИО9 (ФИО10, ФИО8) О.А. и КЕВ был расторгнут на основании решения Куйбышевского районного суда г.Омска от 21.01.1999, после расторжения брака административному истцу была присвоена фамилия ФИО10 (л.д.21).
С 27.01.1999 по 25.05.2004 административный истец была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
В связи с изменением установочных данных (расторжением брака и изменением фамилии)10.07.1999 ФИО6 УВД № 2 Центрального АО г.Омска документирована паспортом гражданина РФ серии <данные изъяты> на основании паспорта гражданина СССР серии <данные изъяты>, выданного 25.08.1995 Называевским ГОВД Омской области. В пункте 8 заявления о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П ФИО10 было указано: «гр-во России ст.13» (л.д.39).
13.08.1999 ФИО6 вступила в брак со СЕА, в результате которого ей была присвоена фамилия мужа – Смоловая (л.д.24).
В связи с изменением установочных данных (вступлением в брак и изменением фамилии) 26.10.2000 УВД № 2 Центрального АО г.Омска ФИО1 документирована паспортом гражданина РФ серии <данные изъяты> на основании паспорта гражданина РФ серии <данные изъяты> от 10.07.1999. В пункте 8 заявления о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П ФИО1 было указано: «гр. РФ» (л.д.40).
С 12.10.2004 по настоящее время ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>
Кроме данного паспорта ФИО1 выдавался загранпаспорт гражданина Российской Федерации (л.д. 22,23).
08.02.2007 года ФИО1 была поставлена на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (л.д. 25).
Помимо изложенного выше, 14.11.2000 Пенсионным фондом Российской Федерации ФИО1 была зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета, ей был присвоен страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) – <данные изъяты> (л.д.26).
По достижении возраста 45 лет ФИО1 21.09.2020 обратилась в БУ МФЦ САО города Омска с заявлением о замене паспорта гражданина Российской Федерации, в связи чем, УМВД России по Омской области была проведена проверка обоснованности выдачи ей паспорта гражданина Российской Федерации.
Заключением проведенной проверки, утвержденным 09.11.2020 года начальником УМВД России по Омской области ФИО11, установлено, что у ФИО1 отсутствует гражданство Российской Федерации, подтвержден факт необоснованной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации от 10.07.1999 серии <данные изъяты> и паспорта гражданина Российской Федерации от 26.10.2000 серии <данные изъяты>, указанные паспорта объявлены недействительными в автоматизированных учетах (л.д.44-48).
Сведений о направлении данного заключения административному истцу в материалах дела нет.
В настоящем административном исковом заявлении административный истец выражает несогласие с вынесенным в отношении него заключением.
Вынося оспариваемое заключение, административный ответчик ссылался на отсутствие информации о приобретении административным истцом гражданства РФ в информационных системах Министерства иностранных дел Российской Федерации. Также ссылается на отсутствие доказательств постоянного проживания административного истца на территории РФ по состоянию на 06.02.1992 год.
Между тем, отсутствие таких сведений в отношении ФИО1 не опровергает доводы административного истца о принадлежности ее к гражданству РФ, учитывая, что 10.07.1999 г., 26.10.2000 г. ФИО1 была документирована паспортом гражданина Российской Федерации, и у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации.
Кроме того, уполномоченные органы государственной власти неоднократно в течение продолжительного периода времени (с 1999 по 2015 год) подтверждали принадлежность ФИО1 к гражданству Российской Федерации посредством выдачи паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; постановки на учет в налоговый орган; регистрации брака.
На основании этих документов ФИО1 осуществляла реализацию своих прав и обязанностей, что свидетельствует о ее устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности взаимных прав и обязанностей, что определяет гражданство Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
Согласно пункту 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
С учетом изложенных обстоятельств, приведенных выше положений законодательства и правоприменительной практики ЕСПЧ, суд приходит к выводу, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению, а нарушенные права – восстановлению путем возложения обязанности на УМВД России по Омской области выдать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ в связи с обменом по достижении 45-летнего возраста; а также, с учетом того, что она является гражданкой России, путем признания незаконным заключения, заместителя начальника отдела по работе с гражданами РФ УВМ УМВД России по Омской области ФИО12 от 09.11.2020, поскольку именно оно порождает для административного истца неблагоприятные юридические последствия, выразившиеся в виде отказа в замене паспорта по достижении 45 лет, признании недействительным и изъятии паспорта гражданина РФ, выданного 26.10.2000, внесении сведений об этом в АС «Российский паспорт».
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным заключение заместителя начальника отдела по работе с гражданами РФ УВМ УМВД России по Омской области ФИО12 от 09.11.2020.
Обязать УМВД России по Омской области выдать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ в связи с обменом по достижении 45-летнего возраста.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.М. Сафронов
В окончательной форме решение принято 30 декабря 2020 года.