РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2018 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Васиной А.В.
с участием представителя административного истца ФИО1 адвоката ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>6, представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, представившего диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного университета № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 2а-427/2018 по административному исковому заявлению ФИО2 к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа в разделе земельного участка, возложении обязанности утвердить схему земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
административный истец ФИО2 обратилась с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Иркутской области (далее по тексту – министерство) о признании незаконным отказа в разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, гаражный кооператив №, гаражный бокс №-а, площадью № кв.м, возложении обязанности повторно рассмотреть ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований административный истец указала, что является собственником гаражного бокса, площадью №.м, по адресу: <адрес>, гаражный бокс №-а. Ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ о разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для дальнейшей приватизации земельного участка оставлено министерством без удовлетворения по тем основаниям, что представленная им схема расположения земельного участка подготовлена без учета местоположения здания, в котором находится нежилое помещение – гаражный бокс №-а, кадастровый №, с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка обратились не все собственники помещений, расположенных в здании. По мнению административного истца, такое решение является незаконным, нарушает его права на получение земельного участка.
В письменных возражениях представитель административного ответчика ФИО5 требования не признал, мотивируя это тем, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ должно быть подано от лица всех собственников помещений, находящихся в здании, к заявлению должны быть приложены: копии документов, подтверждающих личности заявителей, указаны кадастровые (условные, инвентарные) номера всех зданий, расположенных на земельном участке. Возможность приобретения собственниками нежилых помещений в здании неделимого земельного участка в общую долевую собственность регламентируется положениями ст. 39.20 ЗК РФ.
В письменных возражениях представитель заинтересованного лица администрации г. Иркутска ФИО6 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании 00193 от ДД.ММ.ГГГГ) требования полагала не подлежащими удовлетворению, поддержав позицию министерства.
В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный истец, с учетом уточнений, просит суд признать незаконным отказ министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ в разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: <адрес>, гаражный кооператив №, гаражный бокс №-а; возложить обязанность на министерство имущественных отношений Иркутской области утвердить схему земельного участка под принадлежащим ФИО2 гаражом №-а, в гаражном кооперативе №, по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административный истец ФИО2, извещенная о рассмотрении дела, отсутствовала, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат ФИО7 требования поддержала с учетом уточнений, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО5 требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебное заседание заинтересованное лицо, извещенное о рассмотрении дела, своих представителей не направило.
В соответствии со ст.ст. 151, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск ФИО2 подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, являются наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое решение соответствует закону.
Учитывая, что обжалуемый отказ министерства имущественных отношений имел место ДД.ММ.ГГГГ, с административным исковым заявлением ФИО2 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, установленный ст. 219 КАС РФ срок суд находит не пропущенным.
В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель относится предоставление земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 7 ст. 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ).
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ).
В силу п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Судом установлено, что ФИО2 является собственником гаражного бокса, площадью № кв.м, кадастровый №, по адресу: <адрес>, гаражный кооператив №, <адрес>, гаражный бокс №-а.
Гаражный бокс расположен на территории гаражного кооператива №, руководством которого дано согласие ФИО2 на образование земельного участка под вышеупомянутым гаражным боксом путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, юго-западнее гаражного кооператива № и переданного гаражному кооперативу № в постоянное бессрочное пользование.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Иркутского городского районного (городского) Совета народных депутатов гаражному кооперативу № выдан государственный акт на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ A-I №. Согласно государственному акту за указанным землепользователем закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 0,20 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для строительства индивидуальных гаражей. Акт зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право пользования землей №. Гаражный бокс расположен на земельном участке, отведенном гаражному кооперативу № под строительство гаражей на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования
Приложением к государственному акту является план землепользования индивидуальных гаражей гаражного кооператива № в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Иркутского городского совета народных депутатов принято решение № «Об отводе земельного участка гаражному кооперативу № под строительство индивидуальных гаражей». Так, исполнительный комитет городского Совета народных депутатов решил отвести гаражному кооперативу № земельный участок площадью 0,2 га под строительство индивидуальных гаражей в <адрес>, юго-западнее гаражного кооператива №.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Иркутского городского Совета народных депутатов принято решение № «О дополнительном отводе земельного участка гаражному кооперативу № под строительство гаражей». Так, исполнительный комитет городского Совета народных депутатов решил отвести гаражному кооперативу № дополнительный участок площадью 0,3 га под строительство гаражей в <адрес>, в жилом районе Лисиха за счет частичного изъятия от территории, занимаемой кооперативом <данные изъяты>».
На земельный участок, <адрес>, юго-западнее гаражного кооператива №, выдан кадастровый паспорт земельного участка ДД.ММ.ГГГГ№, кадастровый №, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ, категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для строительства индивидуальных гаражей; площадь 1479 кв.м, сведения о правообладателях – гаражный кооператив № на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеются сведения о кадастровых номерах участков, образованных из земельного участка; характер сведений государственного кадастра недвижимости – ранее учтенные.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО2 обратилась с заявлением в <адрес>, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного: <адрес>, гаражный кооператив №, гаражный бокс №-а, площадью 29 кв.м, образуемого при разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенного: <адрес>, гаражный кооператив №, с разрешенным использованием согласно п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд находит установленным, что административный истец ФИО2 в целях образования из указанного выше земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования гаражному кооперативу №, земельного участка площадью под гаражом №-а, обратилась с соответствующим заявлением в уполномоченный государственный орган.
ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений принято решение №, которым ФИО2 было отказано в разделе земельного участка с кадастровым номером № и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: <адрес>, гаражный кооператив №, гаражный бокс №-а, площадью 29кв.м.
Оспариваемое решение мотивировано тем, что представленная административным истцом схема расположения земельного участка подготовлена без учета местоположения здания, в котором расположено нежилое помещение – гаражный бокс №-а, с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка обратились не все собственники помещений, расположенных в здании.
Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ФИО3 является правообладателем объекта недвижимости: кадастровый №, наименование объекта – гаражный бокс, назначение объекта – нежилое, площадь объекта –№ кв.м, этажность – 1, адрес: <адрес>, гаражный кооператив №, <адрес>, гаражный бокс №-а.
Административным истцом представлена карточка учета строений и сооружений МУП БТИ <адрес> на гаражный бокс №-а, расположенный в гаражном кооперативе № по адресу: <адрес>, владелец ФИО2, год постройки – 1997. Данная схема содержит план основного строения, включая сведения о фактической площади: гаражный бокс – № кв.м
Отказывая ФИО2 в утверждении схемы расположения земельного участка, административный орган исходил из того, что такая схема разработана без учета местоположения зданий, сооружений, расположенных на земельном участке, что с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка обратились не все собственники.
Между тем согласно справке председателя гаражного кооператива № от ДД.ММ.ГГГГ в гаражном кооперативе № за период с 2010 по 2015 гг. оформлены в частную собственность земельные участки под гаражными боксами № №, земельный участок №-а, принадлежащий ФИО2, граничит с ранее оформленными участками № и №-а в 2012 году.
При таких данных, принимая во внимание, что в соответствии со ст. 62 КАС РФ доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено, суд приходит к выводу о том, что отказ административного органа в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка обратились не все собственники здания, не основан на законе. Суд учитывает, что, поскольку ряд земельных участков под гаражными боксами, расположенными на территории земельного участка гаражного кооператива № (кадастровый №) оформлен в собственность, административный истец, обращаясь с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и разделе земельного участка, лишен возможности выполнения предусмотренного п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ условия.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227, п. 3 ст. 124 КАС РФ, поскольку судом установлена незаконность оспариваемого отказа, на министерство имущественных отношений Иркутской области подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2
Оценивая доводы административного искового заявления ФИО2 о возложении на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка, суд учитывает, что в силу ст. 227 КАС РФ суд вправе указать на принятие решения по конкретному вопросу, совершению определенного действия либо не необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, находит заслуживающими внимание доводы стороны административного ответчика о том, что суд не вправе подменять собой орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
требования административного истца ФИО2 удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ министерства имущественных отношений Иркутской области, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, в разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000023:444 и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: <адрес>, гаражный кооператив №, гараж №-а.
Возложить обязанность на министерство имущественных отношений Иркутской области повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части требований отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Кулакова
Решение суда в окончательной форме принято 1 марта 2018 года