Дело № 2а-427/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Ики-Бурул 6 декабря 2021 г.
Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего - судьи Лиджиева Р.С.,
при ведении протокола секретарем - Эренджановой Х.А.,
с участием прокурора - Сасыковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя следующим.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, по результатам которой установлено, что администрацией Ики-Бурульского районного муниципального образования нарушаются требования Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды». В силу положений данных законов отходы потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сброс отходов на почву запрещается.
<дата> в ходе проверки обследованы земельные участки с кадастровыми номерами: <номер>, расположенный <адрес>, <номер> – <адрес>, <номер> – <адрес>, <номер> – в <адрес>, а также участки <адрес>, в <адрес>, примерно в <адрес>. Выявлено, что на указанных участках имеются несанкционированные места размещения отходов производства и потребления (полиэтилен, изделия из него, отходы строительства и ремонта, покрышки, шины, ветви деревьев, автомобильные камеры). Эти отходы размещены непосредственно на почве.
Выпиской из Росреестра установлено, что право собственности на вышеуказанные участки не разграничено, следовательно закреплено за Ики-Бурульским районным муниципальным образованием.
Несанкционированные места размещения отходов находятся на земельных участках на территории Ики-Бурульского РМО, администрация которого в силу положений Земельного кодекса РФ несет ответственность за их содержание.
Неисполнение администрацией Ики-Бурульского РМО требований закона нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В связи с выявлением нарушений просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок, и возложить на него обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные места размещения отходов.
В судебном заседании прокурор Сасыкова Ю.В. заявленные требования поддержала по изложенным в иске доводам.
Представитель административного ответчика – глава Ики-Бурульского РМО Бадмаев В.А. ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя администрации. В письменном заявлении иск признал в части ликвидации свалок, вместе с тем просил установить срок для ликвидации – один год, поскольку необходимо соответствующее финансирование, а также в зимний период это является затруднительным.
Исследовав и оценив доказательства, выслушав прокурора, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В силу статьи 22 Федерального закона ««О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами 4 и 8 статьи 43 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Положениями подпункта 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы производства и потребления – вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Из акта о результатах проведения проверки от <дата> и фотоснимков следует, что обследованы территории земельных участков с кадастровыми номерами: <номер>, расположенный в <адрес>, <номер> – примерно в <адрес>, <номер> – примерно <адрес>, <номер> – <адрес>, а также на участках в 1 <адрес>, в <адрес>, примерно в <адрес>. На данных участках находится несанкционированная свалка, где размещены строительный мусор и бытовые отходы. Эти отходы находятся непосредственно на почве. Собственник отходов, расположенных на указанном выше земельном участке, не установлен.
Выписками из Росреестра и сведениями КИЗО установлено, право собственности на вышеуказанные земельные участки не разграничено.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
По смыслу приведенной нормы права в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, право собственности на которые не разграничено, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Следовательно, законодательством обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, право собственности на который не разграничено, возложена на районный орган местного самоуправления. Неисполнение администрацией требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Исполнение решения предполагает необходимые организационные мероприятия органа местного самоуправления, включая соответствующее финансирование. С учетом этого суд считает установленный прокурором срок достаточным для исполнения судебного решения.
При установленных обстоятельствах признание административного иска административным ответчиком не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц и суд принимает признание административного иска.
В силу части 7 статьи 46 КАС РФ административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административный иск прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории земельных участков с кадастровыми номерами: <номер>, расположенный в <адрес>, <номер> – примерно <адрес>, <номер> – примерно в <адрес>, <номер> – <адрес>, а также на участках в <адрес>, в <адрес>, примерно в <адрес>.
Обязать администрацию Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки на территориях земельных участков с кадастровыми номерами: <номер>, расположенный в <адрес>, <номер> – примерно в <адрес>, <номер> – примерно в <адрес>, <номер> – в <адрес>, а также на участках в 1 <адрес>, в <адрес>, примерно в <адрес>, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Приютненский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий (подпись) Р.С. Лиджиев
Копия верна. Судья Р.С. Лиджиев