РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
с участием помощника прокурора г. Иркутска Толмачевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4284/2017 по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации города Иркутска о признании нормативного правового акта недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к администрации г. Иркутска в котором просит признать не действующими абзац 8 пункта 9.1.3, абзац 9 пункта 9.1.3 Постановления Администрации города Иркутска от 24.12.2015 года № 031-06-1231/5 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске».
В обоснование административного искового заявления указано, что Постановлением Администрации г. Иркутска от 24.12.2015 № 031-06-1231/5 (в редакции Постановлений Администрации г. Иркутска от 09.06.2016 № 031-06-540/6, от 13.07.2017 № 031-06-685/7) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске» утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске. Указанное постановление опубликовано в издании «Иркутск официальный», № 61 от 29.12.2015. Индивидуальный предприниматель ФИО1 занимается осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городе Иркутске по маршруту № 74 (м/р Первомайский (Башня) - м/р Университетский – Студгородок - ул. Ленина - пл. ГЭС - м/р Университетский - м/р Первомайский (Башня)). Постановление Администрации г. Иркутска от 24.12.2015 № 031-06-1231/5 содержит ряд положений, которые, по мнению ИП ФИО1, не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, а также создают для перевозчиков дополнительные и экономически необоснованные обязанности и административные барьеры.
Так, абзацем 8 пункта 9.1.3 Постановления установлена обязанность Перевозчика информировать пассажиров о предстоящем изменении тарифа на перевозку пассажиров и багажа не менее чем за 30 календарных дней до дня введения в действие соответствующего тарифа;
абзацем 9 пункта 9.1.3 Постановления предусмотрена обязанность Перевозчика: уведомлять Управление об установлении тарифа на перевозку пассажиров и багажа в срок не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения.
Федеральный закон № 220-ФЗ от 13.07.2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит каких-либо ограничений по срокам и порядку изменения тарифов перевозчиком, так же как и не возлагает на перевозчиков каких-либо дополнительных обязанностей, возникающих в связи с таким изменением. Таким образом, перевозчик имеет право самостоятельно устанавливать тарифы на любой срок и в любое время их изменять без каких-либо ограничений и дополнительных обязанностей по извещению об изменении тарифов как пассажиров, так и уполномоченных органов, что вполне логично в условиях рыночной экономики. Кроме того, анализ положений Закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 года не позволяет прийти к выводу о наделении органов местного самоуправления полномочиями по установлению порядка изменения нерегулируемых тарифов, также как и по установлению дополнительных обязанностей для перевозчиков. Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам регламентирована статьей 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». В данной статье закреплено установление уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего федерального закона маршрутами регулярных перевозок смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, муниципальных маршрутов регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, подтверждение права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, а также количество выдаваемых карт муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок. Кроме того, в указанной статье предусмотрено установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам. Из приведённых положений статьи 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» следует, что положения данной статьи регламентируют именно организацию регулярных перевозок но нерегулируемым тарифам, устанавливают требования к осуществлению таких перевозок, в том числе, с оговоркой о том, что установление требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам допускается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом. Однако, указанными нормами органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления не уполномочены на регулирование тарифов данною вида регулярных перевозок, в том числе указанными нормами органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления не уполномочены на регламентацию срока и порядка направления перевозчиком уведомления об изменении тарифа как в адрес пассажиров, так и в адрес уполномоченных органов.Указанным положением Перевозчик, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам существенно ограничен в праве на изменение тарифов. Законодатель, вводя понятие нерегулируемых тарифов и не определяя порядок их установления, исходил из того, что перевозчики должны самостоятельно оценить условия рыночной экономики и конкуренции, и определить тариф на перевозку с целью привлечения большего количества пассажиров, при этом предоставляя возможность оперативно реагировать на происходящие изменения в сфере перевозок пассажиров. Необходимость уведомления пассажиров за месяц до изменения тарифов лишает перевозчика возможности изменить тариф в случае возникновения такой необходимости исходя из условий рыночной экономики. Установление таких требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что запрещается частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Установление обязанности перевозчика по уведомлению пассажиров об изменении тарифа за месяц до его изменения, а также обязанности по уведомлению уполномоченного органа на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории города Иркутска о таком изменении препятствует осуществлению предпринимательской деятельности. На основании изложенного административный истец полагал требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании административный истец ИП ФИО1 отсутствует, уведомлен надлежащим образом, уважительных причин не явки суду не представил.
Представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации г.Иркутска ФИО3 требования ИП ФИО1 не признала.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора г. Иркутска, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48, в редакции от 09 февраля 2012 года, «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8 ст. 213 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По смыслу данной нормы права для принятия решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта основанием для удовлетворения заявленных требований является только не соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Постановлением Администрации города Иркутска от 24.12.2015 года № 031-06-1231/5 утверждено «Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске».
Положение разработано и утверждено в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федеральным законом от 13.07.2015 № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», ст.ст. 11, 37, 38, 42 Устава города Иркутска.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 занимается осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городе Иркутске по маршруту № 74 (м/р Первомайский (Башня) - м/р Университетский – Студгородок - ул. Ленина - пл. ГЭС - м/р Университетский - м/р Первомайский (Башня)).
Согласно выписке из ЕГРИП ИП ФИО1 осуществляет деятельность, связанную с автомобильным транспортом, в том числе автобусную деятельность по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам.
Таким образом, административный истец является участником правоотношений, которые регулируются оспариваемым нормативным правовым актом.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Уставом города Иркутска, утвержденным решением Думой г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4), к вопросам местного значения городского округа муниципальное образование город Иркутска отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (ч. 7 ст. 11).
В статье 12 Устава города Иркутска закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Иркутска обладают полномочием по изданию муниципальных правовых актов.
Постановления администрации города издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иркутска федеральными и областными законами.
Оспариваемое постановление принято мэром г. Иркутска в соответствии с его компетенцией и соответствовал форме и виду нормативно-правового акта, принимаемого мэром г. Иркутска.
Первоначальный текст оспариваемого постановления был официально опубликован в издании «Иркутск официальный», № 61, 29.12.2015., что соответствовало ст. 32 Положения о муниципальных правовых актах города Иркутска», утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 21.10.2004 № 004-20-040012/4.
Изменения в данный нормативный акт, в той редакции и в тех пунктах, которые оспаривает административный истец, внесены Постановлением администрации г. Иркутска от 13.07.2017 № 031-06-685/7.
Проверяя оспариваемые абзацы 8, 9 пункта 9.1.3. Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, утвержденного Постановлением Администрации г. Иркутска от 24.12.2015 № 031-06-1231/5, в редакции Постановления администрации г. Иркутска от 13.07.2017 № 031-06-685/7, на соответствие пункту 18 части 1 статьи 3, части 4 статьи 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» суд учитывает следующее.
Согласно частям 1 - 3 статьи 2 данного федерального закона законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Разделом 9 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске установлены требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.
Абзацами 8, 9 подпункта 9.1.3. Положения в ред. Постановления администрации г. Иркутска от 13.07.2017 № 031-06-685/7 предусмотрено, что в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту перевозчик:
- информирует пассажиров о предстоящем изменении тарифа на перевозку пассажиров и багажа не менее чем за 30 календарных дней до дня введения в действие соответствующего тарифа;
- уведомляет Управление об установлении тарифа на перевозку пассажиров и багажа в срок не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» регулярные перевозки могут быть организованы по регулируемым или по нерегулируемым тарифам.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (пункт 17 части 1 указанной статьи).
Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18 части 1 этой же статьи).
Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам регламентирована статьей 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации».
В данной статье закреплено установление уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего федерального закона маршрутами регулярных перевозок смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, муниципальных маршрутов регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, подтверждение права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, а также количество выдаваемых карт муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок.
Кроме того, в указанной статье предусмотрено установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.
Из приведенных положений статьи 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» следует, что положения данной статьи регламентируют именно организацию регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, устанавливают требования к осуществлению таких перевозок, в том числе, с оговоркой о том, что установление требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам допускается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом. Однако, указанными нормами органы местного самоуправления не уполномочены на регулирование тарифов данного вида регулярных перевозок, в том числе указанными нормами муниципальные органы не уполномочены на регламентацию срока, с которого вводится устанавливаемый перевозчиком тариф, срока действия устанавливаемого перевозчиком тарифа, а также срока и порядка направления перевозчиком уведомления об изменении тарифа.
Со стороны административного ответчика, в нарушение ст. 213соответствие оспариваемого НПА правовым актам, имеющим большую юридическую силу. КАС РФ не представлено доказательств соблюдения процедуры принятия оспариваемого НПА.
Доводы административного ответчика о том, что отсутствие информирования о предстоящих изменениях тарифов может нарушить права граждан, которые не будут осведомлены о стоимости поездок, правового значения при разрешении заявленных требований не имеют.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что абзацы 8, 9 пункта 9.1.3. Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, утвержденного Постановлением Администрации г. Иркутска от 24.12.2015 № 031-06-1231/5 (в редакции Постановления администрации г. Иркутска от 13.07.2017 № 031-06-685/7) противоречат пункту 18 части 1 статьи 3, части 4 статьи 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем, подлежат признанию недействующими.
В силу ч. 1 ст. 216 КАС РФ полагает правомерным признать не действующими абзац 8 пункта 9.1.3, абзац 9 пункта 9.1.3, в редакции Постановления администрации г. Иркутска от 13.07.2017 № 031-06-685/7 со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Иркутск официальный» и размещению на официальном сайте администрации г. Иркутска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации города Иркутска удовлетворить.
Признать не действующими абзац 8 пункта 9.1.3, абзац 9 пункта 9.1.3 Постановления Администрации города Иркутска от 24.12.2015 года № 031-06-1231/5 (в редакции Постановления администрации г. Иркутска от 13.07.2017 № 031-06-685/7) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске» со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию г. Иркутска опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Иркутск официальный» и разместить на официальном сайте администрации г. Иркутска
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 12.12.2017г. Н.Н. Исакова
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
с участием помощника прокурора г. Иркутска Толмачевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4284/2017 по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации города Иркутска о признании нормативного правового акта недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к администрации г. Иркутска в котором просит признать не действующими абзац 8 пункта 9.1.3, абзац 9 пункта 9.1.3 Постановления Администрации города Иркутска от 24.12.2015 года № 031-06-1231/5 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске».
В обоснование административного искового заявления указано, что Постановлением Администрации г. Иркутска от 24.12.2015 № 031-06-1231/5 (в редакции Постановлений Администрации г. Иркутска от 09.06.2016 № 031-06-540/6, от 13.07.2017 № 031-06-685/7) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске» утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске. Указанное постановление опубликовано в издании «Иркутск официальный», № 61 от 29.12.2015. Индивидуальный предприниматель ФИО1 занимается осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городе Иркутске по маршруту № 74 (м/р Первомайский (Башня) - м/р Университетский – Студгородок - ул. Ленина - пл. ГЭС - м/р Университетский - м/р Первомайский (Башня)). Постановление Администрации г. Иркутска от 24.12.2015 № 031-06-1231/5 содержит ряд положений, которые, по мнению ИП ФИО1, не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, а также создают для перевозчиков дополнительные и экономически необоснованные обязанности и административные барьеры.
Так, абзацем 8 пункта 9.1.3 Постановления установлена обязанность Перевозчика информировать пассажиров о предстоящем изменении тарифа на перевозку пассажиров и багажа не менее чем за 30 календарных дней до дня введения в действие соответствующего тарифа;
абзацем 9 пункта 9.1.3 Постановления предусмотрена обязанность Перевозчика: уведомлять Управление об установлении тарифа на перевозку пассажиров и багажа в срок не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения.
Федеральный закон № 220-ФЗ от 13.07.2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит каких-либо ограничений по срокам и порядку изменения тарифов перевозчиком, так же как и не возлагает на перевозчиков каких-либо дополнительных обязанностей, возникающих в связи с таким изменением. Таким образом, перевозчик имеет право самостоятельно устанавливать тарифы на любой срок и в любое время их изменять без каких-либо ограничений и дополнительных обязанностей по извещению об изменении тарифов как пассажиров, так и уполномоченных органов, что вполне логично в условиях рыночной экономики. Кроме того, анализ положений Закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 года не позволяет прийти к выводу о наделении органов местного самоуправления полномочиями по установлению порядка изменения нерегулируемых тарифов, также как и по установлению дополнительных обязанностей для перевозчиков. Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам регламентирована статьей 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». В данной статье закреплено установление уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего федерального закона маршрутами регулярных перевозок смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, муниципальных маршрутов регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, подтверждение права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, а также количество выдаваемых карт муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок. Кроме того, в указанной статье предусмотрено установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам. Из приведённых положений статьи 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» следует, что положения данной статьи регламентируют именно организацию регулярных перевозок но нерегулируемым тарифам, устанавливают требования к осуществлению таких перевозок, в том числе, с оговоркой о том, что установление требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам допускается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом. Однако, указанными нормами органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления не уполномочены на регулирование тарифов данною вида регулярных перевозок, в том числе указанными нормами органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления не уполномочены на регламентацию срока и порядка направления перевозчиком уведомления об изменении тарифа как в адрес пассажиров, так и в адрес уполномоченных органов.Указанным положением Перевозчик, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам существенно ограничен в праве на изменение тарифов. Законодатель, вводя понятие нерегулируемых тарифов и не определяя порядок их установления, исходил из того, что перевозчики должны самостоятельно оценить условия рыночной экономики и конкуренции, и определить тариф на перевозку с целью привлечения большего количества пассажиров, при этом предоставляя возможность оперативно реагировать на происходящие изменения в сфере перевозок пассажиров. Необходимость уведомления пассажиров за месяц до изменения тарифов лишает перевозчика возможности изменить тариф в случае возникновения такой необходимости исходя из условий рыночной экономики. Установление таких требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что запрещается частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Установление обязанности перевозчика по уведомлению пассажиров об изменении тарифа за месяц до его изменения, а также обязанности по уведомлению уполномоченного органа на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории города Иркутска о таком изменении препятствует осуществлению предпринимательской деятельности. На основании изложенного административный истец полагал требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании административный истец ИП ФИО1 отсутствует, уведомлен надлежащим образом, уважительных причин не явки суду не представил.
Представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации г.Иркутска ФИО3 требования ИП ФИО1 не признала.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора г. Иркутска, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48, в редакции от 09 февраля 2012 года, «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8 ст. 213 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По смыслу данной нормы права для принятия решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта основанием для удовлетворения заявленных требований является только не соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Постановлением Администрации города Иркутска от 24.12.2015 года № 031-06-1231/5 утверждено «Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске».
Положение разработано и утверждено в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федеральным законом от 13.07.2015 № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», ст.ст. 11, 37, 38, 42 Устава города Иркутска.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 занимается осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городе Иркутске по маршруту № 74 (м/р Первомайский (Башня) - м/р Университетский – Студгородок - ул. Ленина - пл. ГЭС - м/р Университетский - м/р Первомайский (Башня)).
Согласно выписке из ЕГРИП ИП ФИО1 осуществляет деятельность, связанную с автомобильным транспортом, в том числе автобусную деятельность по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам.
Таким образом, административный истец является участником правоотношений, которые регулируются оспариваемым нормативным правовым актом.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Уставом города Иркутска, утвержденным решением Думой г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4), к вопросам местного значения городского округа муниципальное образование город Иркутска отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (ч. 7 ст. 11).
В статье 12 Устава города Иркутска закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Иркутска обладают полномочием по изданию муниципальных правовых актов.
Постановления администрации города издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иркутска федеральными и областными законами.
Оспариваемое постановление принято мэром г. Иркутска в соответствии с его компетенцией и соответствовал форме и виду нормативно-правового акта, принимаемого мэром г. Иркутска.
Первоначальный текст оспариваемого постановления был официально опубликован в издании «Иркутск официальный», № 61, 29.12.2015., что соответствовало ст. 32 Положения о муниципальных правовых актах города Иркутска», утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 21.10.2004 № 004-20-040012/4.
Изменения в данный нормативный акт, в той редакции и в тех пунктах, которые оспаривает административный истец, внесены Постановлением администрации г. Иркутска от 13.07.2017 № 031-06-685/7.
Проверяя оспариваемые абзацы 8, 9 пункта 9.1.3. Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, утвержденного Постановлением Администрации г. Иркутска от 24.12.2015 № 031-06-1231/5, в редакции Постановления администрации г. Иркутска от 13.07.2017 № 031-06-685/7, на соответствие пункту 18 части 1 статьи 3, части 4 статьи 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» суд учитывает следующее.
Согласно частям 1 - 3 статьи 2 данного федерального закона законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Разделом 9 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске установлены требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.
Абзацами 8, 9 подпункта 9.1.3. Положения в ред. Постановления администрации г. Иркутска от 13.07.2017 № 031-06-685/7 предусмотрено, что в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту перевозчик:
- информирует пассажиров о предстоящем изменении тарифа на перевозку пассажиров и багажа не менее чем за 30 календарных дней до дня введения в действие соответствующего тарифа;
- уведомляет Управление об установлении тарифа на перевозку пассажиров и багажа в срок не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» регулярные перевозки могут быть организованы по регулируемым или по нерегулируемым тарифам.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (пункт 17 части 1 указанной статьи).
Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18 части 1 этой же статьи).
Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам регламентирована статьей 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации».
В данной статье закреплено установление уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего федерального закона маршрутами регулярных перевозок смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, муниципальных маршрутов регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, подтверждение права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, а также количество выдаваемых карт муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок.
Кроме того, в указанной статье предусмотрено установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.
Из приведенных положений статьи 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» следует, что положения данной статьи регламентируют именно организацию регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, устанавливают требования к осуществлению таких перевозок, в том числе, с оговоркой о том, что установление требований к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам допускается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом. Однако, указанными нормами органы местного самоуправления не уполномочены на регулирование тарифов данного вида регулярных перевозок, в том числе указанными нормами муниципальные органы не уполномочены на регламентацию срока, с которого вводится устанавливаемый перевозчиком тариф, срока действия устанавливаемого перевозчиком тарифа, а также срока и порядка направления перевозчиком уведомления об изменении тарифа.
Со стороны административного ответчика, в нарушение ст. 213соответствие оспариваемого НПА правовым актам, имеющим большую юридическую силу. КАС РФ не представлено доказательств соблюдения процедуры принятия оспариваемого НПА.
Доводы административного ответчика о том, что отсутствие информирования о предстоящих изменениях тарифов может нарушить права граждан, которые не будут осведомлены о стоимости поездок, правового значения при разрешении заявленных требований не имеют.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что абзацы 8, 9 пункта 9.1.3. Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, утвержденного Постановлением Администрации г. Иркутска от 24.12.2015 № 031-06-1231/5 (в редакции Постановления администрации г. Иркутска от 13.07.2017 № 031-06-685/7) противоречат пункту 18 части 1 статьи 3, части 4 статьи 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем, подлежат признанию недействующими.
В силу ч. 1 ст. 216 КАС РФ полагает правомерным признать не действующими абзац 8 пункта 9.1.3, абзац 9 пункта 9.1.3, в редакции Постановления администрации г. Иркутска от 13.07.2017 № 031-06-685/7 со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Иркутск официальный» и размещению на официальном сайте администрации г. Иркутска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации города Иркутска удовлетворить.
Признать не действующими абзац 8 пункта 9.1.3, абзац 9 пункта 9.1.3 Постановления Администрации города Иркутска от 24.12.2015 года № 031-06-1231/5 (в редакции Постановления администрации г. Иркутска от 13.07.2017 № 031-06-685/7) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске» со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию г. Иркутска опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Иркутск официальный» и разместить на официальном сайте администрации г. Иркутска
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 12.12.2017г. Н.Н. Исакова